Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Как перейти на электронные трудовые книжки с 1 января 2020 года

Электронные трудовые книжки с 2020 года — это почти реальность. Соответствующие нормативно-правовые акты уже подготовлены и ждут трансформации из проектов в законы и приказы, а ПФР уже вовсю ведет информационно-разъяснительную работу. Все последние новости про переход на электронные трудовые книжки — в нашей статье.

Электронные трудовые книжки 2019-2020: нормативная база

Переход на электронные трудовые книжки: что делать работодателю

Электронная трудовая книжка: как выглядит (образец заполнения)

Что нужно знать об электронных трудовых работникам

Итоги

Электронные трудовые книжки 2019-2020: нормативная база

Электронные трудовые книжки начнут вводить с 2020 года. Прежде всего, нормативным основанием для этого станут три федеральных закона, вносящих поправки:

  • В Трудовой кодекс РФ. Он пополнится новой ст. 66.1, которая, собственно, и введет электронные трудовые книжки в оборот: установит саму возможность ведения информации о трудовой деятельности и трудовом стаже в электронном виде.
  • В закон «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 № 27-ФЗ. В нем появится обязанность работодателей сдавать в ПФР новый отчет, который, по сути, и станет воплощением электронной трудовой книжки.

Об этом отчете мы рассказывали здесь и приводили его планируемую форму.

  • В КоАП РФ. Здесь будет закреплена ответственность работодателя за нарушение сроков представления сведений либо представление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности и стаже сотрудников.

Все три законопроекта об электронных трудовых книжках уже находятся в Госдуме. В осеннюю сессию их должны принять.

Помимо федеральных НПА будут и ведомственные — приказы ПФР, которые утвердят все необходимые формы и форматы, порядки заполнения и представления новой отчетности.

Трудовая книжка в электронном виде — хорошо это или нет? Безусловно, их цифровизация добавит хлопот работодателям. Ведь периодичность сдачи отчетности будет уж очень жесткая. Работники, особенно те, кто в возрасте, скорее всего, отнесутся к безбумажным документам с недоверием. Но плюсов, на наш взгляд, все же больше, чем минусов.

Так, работодателям:

  • не нужно будет приобретать и хранить бланки;
  • отпадет обязанность учитывать и обеспечивать сохранность заполненных книжек (за некоторым исключением);
  • сойдет к минимуму вероятность ошибок при внесении сведений, исчезнет риск потерять документ;

Узнайте, как сейчас исправляют неверные записи в трудовых.

Работники смогут:

  • получать быстрый доступ к информации из своей трудовой в личном кабинете ПФР или через «госуслуги»;
  • избежать ситуаций с несвоевременной выдачей книжки работодателем при увольнении и соответствующих им сложностей с новым трудоустройством;
  • использовать электронные трудовые для получения госуслуг;
  • дистанционно и без дополнительного подтверждения оформлять пенсии.

Переход на электронные трудовые книжки: что делать работодателю

Итак, как перейти на электронные трудовые книжки работодателю.

Во-первых, надо подготовиться сдавать в ПФР новый отчет. В 2020 году это нужно будет делать ежемесячно, а с 2021 года — не позднее следующего рабочего дня после приема нового сотрудника на работу или увольнения. Запасаться бланками не обязательно. За вас все сделают разработчики ПО. Вам нужно будет всего лишь обновить свои программы, и вы сможете формировать отчет автоматически. Мы уверены, что уже к концу года появятся электронные трудовые книжки в 1С и у других производителей программ для бухгалтерии и кадров.

Во-вторых, нужно будет письменно проинформировать работников о соответствующих изменениях в трудовом законодательстве и их праве сохранить бумажную трудовую книжку (об этом праве мы расскажем чуть ниже). Полагаем, сделать это лучше до конца 2019 года.

Уведомление о переходе на электронные трудовые книжки может быть персональным, но лучше сделать какой-то общий документ, в котором предусмотреть проставление всеми работниками подписи об ознакомлении. И самое главное, нужно будет зафиксировать факт согласия каждого работника на отказ от бумажной трудовой или наоборот его желание сохранить документ в привычном виде. Для этого с персонала нужно будет собрать соответствующие заявления. Форма — произвольная. Проще подготовить бланк и дать работникам его заполнить.

В-третьих, возможно, вам придется провести работу по изменению локальных нормативных актов, внести изменения в соглашения и коллективные договоры, чтобы привести их в соответствие с обновленным законодательством. Вероятно, потребуется какой-то регламент про сам алгоритм перехода на электронные трудовые, ЛНА о том, как вы будете вести электронные трудовые книжки.

Электронная трудовая книжка: как выглядит (образец заполнения)

Как выглядит электронная трудовая книжка? По форме это будет информационный ресурс. По содержанию каких-то кардинальных перемен в данных о трудовой деятельности и стаже не предполагается. Перечень сведений для электронной трудовой аналогичен бумажной и включает:

  • место работы;
  • периоды работы;
  • должность (специальность, профессию);
  • квалификацию (разряд, класс, категорию, уровень квалификации);
  • даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
  • основания прекращения трудового договора.

При этом нужно учитывать, что электронная трудовая книжка существует только в цифровом формате и не предусматривает физического носителя. Просмотреть сведения из нее человек сможет в личном кабинете на сайте ПФР или на портале Госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов. Можно будет получить и бумажную выписку. Ее предоставит работодатель по последнему месту работы. Также за выпиской можно будет обратиться в ПФР или МФЦ, причем экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы.

Что нужно знать об электронных трудовых работникам

  1. Для уже работающих граждан переход на электронные трудовые является добровольным. Если есть желание сохранить документ в традиционном виде, нужно подать работодателю соответствующее заявление (в произвольной форме или на бланке, который даст ответственный за ведение трудовых книжек сотрудник). Тогда работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Успеть подать заявление нужно до конца 2020 года. Иначе работодатель отдаст вам бумажную трудовую на руки, а с 2021 года будет вести только цифровую.
  2. Те, кто впервые устроится на работу с 2021 года, будут иметь сразу электронную трудовую, бумажную им заводить никто не будет даже при их желании.
  3. При устройстве на работу электронную трудовую новому работодателю можно представлять либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью. В таком же виде он будет выдавать вам ее при увольнении.
  4. Не нужно волноваться за сохранность сведений электронных трудовых книжек. ПФР гарантирует высокий уровень защищенности своих информационных систем. Фонд говорит, что сбой или взлом с последующим изменением или уничтожениям данных практически невозможны. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.

Итоги

Таковы свежие новости об электронных трудовых книжках. Как видим, главный вопрос уже не в том, введут их или нет. На данном этапе уже нужно начинать готовиться к процессу ведения электронных трудовых книжек, чтобы к началу работы с ними не возникало никаких проблем.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавить в закладки
Предыдущая статья Следующая статья
Ваши вопросы
28 ноября 2019 10:39
Постоянная ссылка
А большим организациям, где каждый день кто-то принимается на работу/увольняется/переводится с 2021 года, когда отчетность надо будет сдавать на следующий день после приема/увольнения/перевода, надо вводить должность кадровика-оператора.
В маленьких организациях сотрудник, сдающий отчетность в ПФР с 2021 года, видимо, будет без отпусков/больничных работать, чтобы своевременно сдавать отчетность при приеме/увольнении/переводе кого-то.
ПОЛНЫЙ БРЕД!!! ПФР первым же и "зашьется" с такими сроками сдачи отчетности с 2021 года.
Ответить
21 ноября 2019 12:33
Постоянная ссылка
А какую запись внести в книжку при её выдаче на руки после перехода на электронные трудовые книжки?
Ответить
21 сентября 2019 08:48
Постоянная ссылка
Как исправлять ошибки в электронной трудовой?
Ответить
19 сентября 2019 13:41
Постоянная ссылка
А что делать с теми ООО которые ставили в трудовую запись, а отчисления не делали? Получается пробел в работе при написании анкеты при приемке на работу!((
Ответить
19 сентября 2019 13:39
Постоянная ссылка
Получается, этот листочек тоже можно потерять и доже быстрее чем трудовая книжка.
Ответить
6 сентября 2019 21:33
Постоянная ссылка
"При устройстве на работу электронную трудовую новому работодателю можно ... либо в электронной форме с цифровой подписью"
Это как физически сделать, на флешку кидать?
Ответить
13 ноября 2019 17:04
Постоянная ссылка
А проверить подлинность ЭЦП как?
Ответить
12 сентября 2019 09:52
Постоянная ссылка
Тоже задалась таким вопросом...
Ответить
10 сентября 2019 11:54
Постоянная ссылка
Думаю, что даже разработчики закона не представляют себе КАК это будет выглядеть
Ответить
Ваш вопрос
Отправить