Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Бухгалтерский учет в 2018-2019 годах (план счетов и принципы)

Бухгалтерский учет – избежать его не может ни одна организация. На данный момент в бухгалтерской сфере установилось некое затишье. Однако перемены, причем достаточно существенные, уже не за горами. Не пропустить ни одно из нововведений бухгалтерского учета, а также разобраться во всех тонкостях уже существующих правил вам помогут материалы данного раздела нашего сайта.

Подробнее
Оплата труда
23 мая 2019
Какими налогами и взносами облагается премия сотрудникам?
Облагается ли премия налогом и как зависит налогообложение от вида премии и источника ее выплаты? Рассмотрим эти вопросы в нашей статье.
Первичные документы бухгалтерского учета в 2018-2019 годах
23 мая 2019
Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?
Путевой лист для ИП, использующих в работе транспортные средства, — обязательный документ. Какие реквизиты должен содержать путевой лист ИП? Каким документом регламентируется порядок заполнения путевых листов? Ответы на эти вопросы даны в нашей статье.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
23 мая 2019
Порядок ведения бухгалтерского учета ИП (нюансы)
Ведение бухгалтерского учета ИП сопряжено с рядом нюансов, некоторые из которых напрямую не закреплены законодательно. Разберемся, обязан ли сегодня ИП вести бухучет, и если да, то в каком объеме.  
Первичные документы бухгалтерского учета в 2018-2019 годах
23 мая 2019
Какие сроки хранения документов у ИП?
Срок хранения документов ИП определяется законодательством. Какими нормами устанавливаются эти периоды и какие нюансы могут возникнуть при определении сроков хранения документов ИП, вы узнаете из нашей статьи.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
22 мая 2019
ИП вносит деньги на расчетный счет - проводки
ИП вносит деньги на расчетный счет - проводки по этой операции (если предприниматель ведет бухучет) будут отличаться от применяемых в ситуации, когда аналогичные взносы делают собственники капитала юрлица, занимающегося коммерческой деятельностью. О причинах этого и об используемых ИП корреспонденциях счетов — в нашей статье.
Оплата труда
22 мая 2019
Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?
Виды премий работникам достаточно разнообразны. Однако помимо них существуют и иные способы вознаграждений. Рассмотрим, как можно материально поощрять работников.
Первичные документы бухгалтерского учета в 2018-2019 годах
22 мая 2019
Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику по форме Т-60
Записка-расчет о предоставлении отпуска составляется на основе «отпускного» приказа. Расскажем, как правильно заполнить такую записку с учетом требований законодательства.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
22 мая 2019
Каковы проводки по счетам при учете отпуска?
Учет отпуска в бухгалтерских регистрах ведется по схемам, унифицированным для всех видов трудовых выплат. Изучим алгоритм учета отпуска малыми и крупными фирмами более детально.
Первичные документы бухгалтерского учета в 2018-2019 годах
22 мая 2019
Главный бухгалтер в отпуске - кто подписывает документы
Главный бухгалтер в отпуске - кто подписывает документы, требующие наличия его подписи? Решаться этот вопрос может разными способами. Рассмотрим, какими могут быть эти способы и что определяет выбор конкретного из них.
Онлайн-кассы ККТ ККМ
22 мая 2019
Правила заполнения журнала регистрации по форме № КМ-5
Журнал КМ-5 — документ, использовавшийся теми хозяйствующими субъектами, которые применяли ККМ с ЭКЛЗ, но работали без кассиров-операционистов. Рассмотрим, каких правил ведения и заполнения журнала КМ-5 следовало придерживаться при его применении.

Основы бухгалтерского учета. Нормативная база

Базовые принципы бухгалтерского учета

Для чего мы ведем бухучет (функции)

Объекты и методы бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерские формы: документы, регистры, отчетность

 

Основы бухгалтерского учета. Нормативная база

Бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так его определяет Федеральный закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ — основной бухгалтерский НПА.

Подробнее о законе вы можете узнать из этой рубрики сайта.

Он устанавливает общие правила и принципы бухгалтерского учета, можно сказать, учетную канву. Затем эти правила детализируются и конкретизируются в нормативных актах более низкого ранга.

Согласно самому закону 402-ФЗ такими НПА должны быть стандарты бухгалтерского учета — федеральные и отраслевые. Но в настоящее время они пока находятся в процессе разработки, а их функции выполняют давно нам известные положения по бухгалтерскому учету — ПБУ. С 2019 года стандарты должны начать постепенно вытеснять ПБУ из бухгалтерского поля. Полная замена одних другими (планируется, что стандартов будет 40) должна осуществиться к 2022 году.

Как только процесс пойдет, мы начнем сообщать об этом в нашей специальной рубрике, посвященной нормативному регулированию бухгалтерского учета.

Следом за общими бухстандартами в иерархии нормативного регулирования бухгалтерского учета располагаются рекомендации, призванные обеспечить правильное применение стандартов, а также собственные стандарты субъекта, учитывающие его собственную специфику. Применение рекомендаций и разработка внутренних учетных стандартов являются добровольными.

Базовые принципы бухгалтерского учета

Понятие «принципы» можно определить как руководящие положения, основные правила, которые лежат в основе чего-либо, задают рамки.

Применительно к бухгалтерскому учету принципы раскрываются в перечне допущений и требований к учетной политике и учету в целом, представленных в ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Они следующие:

  1. Принцип имущественной обособленности — означает, что имущество организации существует отдельно от имущества других лиц, в том числе от имущества ее собственников.
  2. Допущение непрерывности деятельности — предполагается, что организация продолжит работать в обозримом будущем, не планирует сворачивание деятельности или закрытие.
  3. Последовательность применения учетной политики, стабильность принятых правил бухгалтерского учета из года в год.

О том, как составить учетную политику, читайте здесь.

  1. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности — так сложно назван всем нам известный принцип начислений, т. е. привязка фактов к тому периоду, к которому они относятся, независимо от оплаты.

О методе начисления рассказывает этот материал.

Это были допущения. Теперь назовем требования к бухгалтерскому учету:

  • Требование полноты — отражаем в учете все состоявшиеся хозфакты, без изъятий.
  • Своевременность отражения фактов в бухгалтерском учете и отчетности — отражаем сразу, как только факт совершился, или в самое ближайшее время.
  • Требование осмотрительности — с большей готовностью признаем в бухгалтерском учете расходы и обязательства, чем возможные доходы и активы, не допускаем создания скрытых резервов.
  • Приоритет содержания перед правовой формой — исходим прежде всего из экономической сути операции, а не из того, как назван договор.
  • Требование непротиворечивости — следим за тождеством аналитического учета синтетическому, сопоставляем аналитику с оборотами и остатками по счетам бухгалтерского учета на последний день каждого месяца.
  • Рациональность ведения бухгалтерского учета — при выборе учетных правил учитываем масштабы бизнеса. Пример реализации этого принципа — право на упрощенные учет и отчетность у небольших компаний.

Помимо указанных выше требований и допущений в качестве ключевых правил бухгалтерского учета также называют:

  • непрерывность — ведение учета от создания до закрытия организации;
  • денежное измерение;
  • двойственность: актив (что это?) — пассив (откуда взялось?);
  • сплошное документирование и др.

В соблюдении последнего вам поможет подборка материалов из рубрики «Документы бухгалтерского учета».

Для чего мы ведем бухучет (функции)

Бухгалтерский учет — это не просто прихоть законодателя. У него совершенно определенные цели, задачи и функции.

Так, основная цель бухгалтерского учета состоит в формировании объективной и достоверной картины имущественного положения фирмы. Знание о нем важно для внешних и внутренних пользователей.

Первые используют его с целью контроля (налоговики, собственники), инвестирования средств (потенциальные инвесторы) или для оценки целесообразности сотрудничества с компанией (поставщики, покупатели, кредиторы).

Вторым информация, которую поставляет бухгалтерский учет, необходима для оценки и повышения эффективности работы, изыскания резервов роста, ликвидации факторов, ему мешающих.

В свете указанного к задачам бухгалтерского учета можно отнести:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее результатах и имущественном положении;
  • обеспечение этой информацией всех заинтересованных пользователей;
  • своевременное предупреждение и предотвращение отрицательных результатов деятельности.

Из всего этого вытекают и функции. Бухгалтерскому учету свойственны следующие из них:

  • информационная;
  • контрольная;
  • обеспечения сохранности имущества;
  • аналитическая.

Но все это теория, которую каждый может прочитать в любом учебнике по бухучету. А цели нашего сайта — вполне конкретные, практические. Наши материалы помогут вам организовать с нуля или отладить уже имеющуюся систему бухгалтерского учета, разработать учетную политику и план счетов бухгалтерского учета, ответят на непростые вопросы по отражению в учете тех или иных операций, которые регулярно возникают в работе любого бухгалтера.

Всё это — в рубрике «Ведение бухгалтерского учета».

Объекты и методы бухгалтерского учета

Мы уже выяснили, что бухгалтерский учет ведется в отношении любого и каждого факта хозжизни организации. Но это не единственный его объект. Также бухгалтерский учет занимается:

  • активами фирмы;

См., например, эту статью об учете МПЗ.

  • ее обязательствами;

Об учете кредиторской задолженности узнайте из этого материала.

  • источниками формирования активов;

О таком источнике, как нераспределенная прибыль, можно прочесть здесь.

  • доходами и расходами.

Метод бухгалтерского учета — это те способы и приемы, с помощью которых собственно и осуществляется бухгалтерский учет. Они всем хорошо известны, в частности это:

  • документирование;
  • использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи;
  • инвентаризация и др.

Ведение бухгалтерского учета

Это, пожалуй, основная рубрика данного раздела нашего сайта, основной составляющей которой является именно практический бухгалтерский учет.

Здесь вы найдете материалы на любые случаи бухгалтерской жизни.

Начните с учетной политики.

Ей посвящена эта статья.

С помощью данной публикации проверьте, правильно ли сформировали рабочий план счетов бухгалтерского учета 2018-2019 гг.

Проинвентаризируйте дебиторку (ДЗ) и кредиторку (КЗ).

О том, как это сделать, рассказывает этот материал. В нем же можно найти и скачать форму или заполненный образец акта инвентаризации.

Выявили просроченные долги? Спишите их в бухгалтерском учете и учтите для налогообложения, предварительно изучив соответствующие статьи.

Материал, посвященный ДЗ, вы найдете здесь, а о КЗ — здесь.

И конечно же, бухгалтерский учет — это проводки. От корректного отражения операций по счетам напрямую зависят полнота и достоверность получаемой на выходе отчетности. В данной рубрике вы найдете проводки практически по любой ситуации. Начиная с бухгалтерского учета дивидендов и заканчивая начислением обязательных платежей: НДС, налога на прибыль, торгового сбора и др.

Просто напишите слово «проводки» в поле поиска — и получите полный перечень материалов с проводками бухгалтерского учета наиболее массовых операций.

Бухгалтерские формы: документы, регистры, отчетность

Бухгалтерский учет невозможно представить себе без документов. Вот почему для них мы создали отдельную большую рубрику, в которой рассказываем все о документации.

Не каждая бумага с подписью и печатью может удостоиться чести стать первичным документом бухгалтерского учета. Для этого она должна отвечать строгим требованиям, которые предусмотрены законом.

Что это за требования и каковы последствия их нарушения, узнайте здесь.

Первичный документ — это начальное звено в цепочке «документ — регистр — отчетность». Информация из всей массы поступающей в бухгалтерию первички систематизируется, регистрируется и накапливается в регистрах бухгалтерского учета. Это различные карточки, книги, ведомости и т. п.

Подробнее о регистрах читайте здесь.

Конечно, сейчас никто уже не ведет бухгалтерский учет на бумаге. В основном учетная работа компьютеризирована и автоматизирована. В электронном виде может оформляться все: и документы, и регистры, и отчетность.

Но правильность работы программы все-таки зависит от человека – бухгалтера. Поэтому знать общие правила создания, к примеру, оборотной ведомости необходимо. И мы рассказываем о них в материалах данной рубрики.

См., например, статью по оборотке счета 71.

И конечно, в этой рубрике вы найдете все многообразие форм первичной документации бухгалтерского учета: по кассе и кадрам, основным средствам и материалам, инвентаризации и даже специфические документы для строительства, розницы, общепита и т. п. Здесь доступны не только комментарии по заполнению форм, но и их бланки и даже заполненные образцы. Мы стараемся делать всё, чтобы ваш бухгалтерский учет стал проще.