Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)

Ведение бухгалтерского учета — обязанность любой компании независимо от ее организационно-правовой формы, применяемого налогового режима и иных особенностей деятельности. В этой рубрике мы представляем подборку материалов по ведению бухгалтерского учета в различных ситуациях и для различных операций.

Подробнее
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
10 апр 2019
Отражение резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете
Резерв на отпуска в бухгалтерском учете — кто обязан его формировать, а кто нет, как его рассчитать, как отразить в бухучете — ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в нашей статье. И обязательно увидите пример расчета резерва на практике.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
09 апр 2019
Каковы проводки по счетам при учете отпуска?
Учет отпуска в бухгалтерских регистрах ведется по схемам, унифицированным для всех видов трудовых выплат. Изучим алгоритм учета отпуска малыми и крупными фирмами более детально.
Оплата труда
25 мaр 2019
Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?
Виды премий работникам достаточно разнообразны. Однако помимо них существуют и иные способы вознаграждений. Рассмотрим, как можно материально поощрять работников.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
21 мaр 2019
Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)
Бухучет в транспортной компании имеет свои особенности. Рассмотрим, в чем они выражаются и чем обусловлены.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
19 мaр 2019
Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)
Учет материалов в бюджетных учреждениях (БУ) отличается от учета в коммерческих организациях. В этой статье вы найдете информацию об особенностях отражения транзакций с материалами в БУ.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
13 мaр 2019
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности (ДЗ и КЗ) — для организации процедура обязательная. Инвентаризация расчетов необходима как при составлении годовой бухгалтерской отчетности, так и для того, чтобы принять верное управленческое решение либо убедить инвестора вложиться в развитие бизнеса. Крайне важно соблюсти установленный порядок проведения инвентаризации расчетов и не забыть некоторые нюансы документального оформления ее результатов. Расскажем, как это сделать.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
12 мaр 2019
Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом
Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом возникают из-за разницы в подходах, предусмотренных законодательством по бухгалтерскому учету и НК РФ. В нашей статье содержится информация о видах таких расхождений, их причинах и учете. Также вы узнаете о последних изменениях в регулировании данного вопроса.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
12 мaр 2019
Особенности агентского договора в бухгалтерском учете
Агентские договоры бухгалтерский учет в части доходов и расходов обязывает отражать с определенными особенностями, обусловленными самой сущностью этого вида договоров. Рассмотрим их в нашей статье.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
12 мaр 2019
ПБУ 18/02 - кто должен применять и кто нет?
ПБУ 18/02 - кто должен применять, кто вправе не применять, а кто имеет право выбора? В данной статье вы найдете принципы определения и способы оформления принятого решения об использовании ПБУ 18/02.
Ведение бухгалтерского учета в 2018-2019 годах (правила, способы)
12 мaр 2019
Модернизация основных средств - бухгалтерский и налоговый учет

Закон «О бухучете» и Положение по ведению бухгалтерского учета № 34н

Основные требования к ведению (принципы) бухучета

Организация и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии

Правила ведения бухгалтерского учета: основные объекты

 

Закон «О бухучете» и Положение по ведению бухгалтерского учета № 34н

Основополагающими нормативными документами по бухучету (БУ) в России являются закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение № 34н). Они закрепляют общие правила ведения бухгалтерского учета, а также регулируют вопросы составления бухгалтерской отчетности (БО). Это основа нашего бухгалтерского законодательства.

Подробнее о законе № 402-ФЗ читайте в этой рубрике.

Что касается конкретных правил по ведению бухгалтерского учета отдельных его объектов, то их устанавливают НПА более низкого ранга. Сейчас это ПБУ. Но с 2019 года их постепенно начнут замещать федеральными и отраслевыми стандартами. Планируется, что к 2022 году уже будут действовать 40 таких стандартов.

Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года, см. здесь.

Основные требования к ведению (принципы) бухгалтерского учета

Требования к ведению бухгалтерского учета, согласно закону «О бухучете» и Положению № 34н, следующие:

  1. Всеобщность «бухгалтерской повинности». Правом не вести БУ могут воспользоваться только предприниматели и частнопрактикующие лица, а также некоторые подразделения иностранных фирм.

ВАЖНО! Применяемый налоговый режим не влияет на обязанность ведения бухучета, но предопределяет его особенности.

О ведении бухучета при ЕНВД читайте здесь.

А упрощенцам будет полезна данная статья.

  1. Непрерывность ведения бухгалтерского учета — от создания организации до прекращения ее существования.
  2. Использование двойной записи по бухсчетам, включенным в рабочий план счетов организации.

См. «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец-2018-2019».

  1. Ведение бухгалтерского учета согласно сформированной и утвержденной учетной политике.

О том, как ее составить, рассказывается в материале.

  1. Раздельный учет затрат по обычной деятельности, капитальным и финансовым вложениям.
  2. Сплошное документирование, систематизация и накопление информации из учтенной первички в соответствующих бухгалтерских регистрах.

О регистрах БУ читайте в этой публикации.

А документам посвящена отдельная большая рубрика нашего сайта, в которой вы не только найдете разъяснения по заполнению, но и скачаете нужные вам формы и даже заполненные образцы первичных документов.

  1. Инвентаризация активов и обязательств.

См., например: «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

  1. Денежная оценка всех объектов БУ.

О правилах оценки статей баланса читайте здесь.

Организация и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии

Ответственным за организацию и ведение бухгалтерского учета является руководитель компании. Прежде всего, он решает, кто непосредственно будет вести бухучет:

  • главный бухгалтер или другой сотрудник;
  • стороннее лицо по договору;
  • сам руководитель (допускается в организациях, имеющих право на упрощенный учет и, за некоторым исключением, в небольших по размеру компаниях).

Кроме этого, руководитель утверждает учетную политику, формы первичных документов, имеет решающее слово при разногласиях с главбухом по вопросам отражения в учете тех или иных операций (неся при этом всю ответственность за такие операции), подписывает отчетность и т. п.

Руководитель же избирает и способ, которым будет осуществляться ведение бухгалтерского учета (полный или упрощенный) — в тех случаях, когда это дозволяется законом.

Так, право на бухгалтерскую упрощенку имеют:

  • субъекты малого бизнеса;
  • НКО (за некоторым исключением);
  • участники «Сколково».

А запрет на ведение бухгалтерского учета по упрощенной схеме установлен для:

  • фирм, чья отчетность подпадает под обязательный аудит;
  • организаций определенных сфер деятельности (п. 5 ст. 6 закона «О бухучете»).

Об особенностях и преимуществах упрощенного учета узнайте из этой публикации.

Правила ведения бухгалтерского учета: основные объекты

К основным объектам БУ относятся активы и обязательства, источники финансирования, доходы и расходы.

Существенное место среди активов занимают внеоборотные. Прежде всего, это ОС и НМА. Стоимость таких активов, как правило, высока. А значит, ошибка в учете может дорого обойтись организации. Чтобы таких ошибок избежать, нужно четко представлять учетные правила. А они различаются, например, в зависимости от способа поступления объектов в организацию.

Организовать или проверить ведение бухгалтерского учета внеоборотных активов от поступления до выбытия вам поможет эта статья. В ней же вы найдете некоторые особенности налогообложения операций с ними.

Еще один вид внеоборотных активов — долгосрочные финансовые вложения. Это выданные займы, приобретенные доли других организаций, ценные бумаги. Как показывает практика, ведение бухгалтерского учета финвложений часто вызывает затруднения.

Помочь вам разобраться в их учете призвана наша статья «Бухгалтерский учет финансовых вложений — ПБУ 19/02».

Внеоборотку важно не только правильно оприходовать и списать. Следует также поддерживать сведения о ней в актуальном состоянии. И один из способов — переоценка.

О том, кто и когда должен переоценивать свои «длинные» активы и как это отражается в БУ, рассказывает данная статья.

Вторая составляющая активной части баланса — оборотные активы. В этой рубрике сайта вы узнаете, как отражать в учете:

Ведение бухгалтерского учета пассивов — не менее ответственное занятие. В пассиве отражаются источники финансирования и обязательства организации.

Самый первый источник финансирования деятельности фирмы, конечно же, ее уставный капитал. Фактически за счет него бизнес и стартует.

Материалы данной рубрики сайта помогут вам:

  • составить проводки по формированию УК;

Их вы найдете здесь.

  • оформить и отразить в учете продажу доли в нем;

Об этом — здесь.

  • грамотно уменьшить УК;

Порядок ищите в этой статье.

  • увеличить УК, к примеру, за счет чистой прибыли.

Читайте этот материал.

Чистая прибыль, кстати, тоже является значимым собственным источником финансирования. Ее можно направлять на развитие бизнеса или на выплату дивидендов, а также на формирование резервного капитала.

Подробнее об использовании и учете нераспределенной прибыли читайте здесь.

Другим собственным источникам посвящены статьи:

Однако, как правило, одними собственными средствами в бизнесе обойтись сложно. Поэтому компании привлекают заемные.

Что к ним относится и как они учитываются, узнайте из статьи «Заемные средства — это ...».

См. также: «Начисление процентов по договору займа - проводки».

И безусловно, еще ни одной компании не удалось избежать возникновения кредиторской задолженности. Из материалов данной рубрики сайта вы узнаете:

Это только часть материалов, которые могут помочь в учетной работе. Если вашего вопроса здесь не оказалось, посмотрите другие статьи по теме «Ведение бухгалтерского учета». Не нашли и среди них? Заходите к нам почаще. Возможно, при следующем пополнении в рубрику попадет то, что нужно именно вам.