Закон «О бухучете» и Положение по ведению бухгалтерского учета № 34н
Основные требования к ведению (принципы) бухучета
Организация и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии
Правила ведения бухгалтерского учета: основные объекты
Закон «О бухучете» и Положение по ведению бухгалтерского учета № 34н
Основополагающими нормативными документами по бухучету (БУ) в России являются закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение № 34н). Они закрепляют общие правила ведения бухгалтерского учета, а также регулируют вопросы составления бухгалтерской отчетности (БО). Это основа нашего бухгалтерского законодательства.
Подробнее о законе № 402-ФЗ читайте в этой рубрике.
Что касается конкретных правил по ведению бухгалтерского учета отдельных его объектов, то их устанавливают НПА более низкого ранга. Сейчас это ПБУ. Но с 2019 года их постепенно начнут замещать федеральными и отраслевыми стандартами. Планируется, что к 2022 году уже будут действовать 40 таких стандартов.
Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года, см. здесь.
Основные требования к ведению (принципы) бухгалтерского учета
Требования к ведению бухгалтерского учета, согласно закону «О бухучете» и Положению № 34н, следующие:
- Всеобщность «бухгалтерской повинности». Правом не вести БУ могут воспользоваться только предприниматели и частнопрактикующие лица, а также некоторые подразделения иностранных фирм.
ВАЖНО! Применяемый налоговый режим не влияет на обязанность ведения бухучета, но предопределяет его особенности.
О ведении бухучета при ЕНВД читайте здесь.
А упрощенцам будет полезна данная статья.
- Непрерывность ведения бухгалтерского учета — от создания организации до прекращения ее существования.
- Использование двойной записи по бухсчетам, включенным в рабочий план счетов организации.
См. «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец-2018-2019».
- Ведение бухгалтерского учета согласно сформированной и утвержденной учетной политике.
О том, как ее составить, рассказывается в материале.
- Раздельный учет затрат по обычной деятельности, капитальным и финансовым вложениям.
- Сплошное документирование, систематизация и накопление информации из учтенной первички в соответствующих бухгалтерских регистрах.
О регистрах БУ читайте в этой публикации.
А документам посвящена отдельная большая рубрика нашего сайта, в которой вы не только найдете разъяснения по заполнению, но и скачаете нужные вам формы и даже заполненные образцы первичных документов.
- Инвентаризация активов и обязательств.
См., например: «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».
- Денежная оценка всех объектов БУ.
О правилах оценки статей баланса читайте здесь.
Организация и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии
Ответственным за организацию и ведение бухгалтерского учета является руководитель компании. Прежде всего, он решает, кто непосредственно будет вести бухучет:
- главный бухгалтер или другой сотрудник;
- стороннее лицо по договору;
- сам руководитель (допускается в организациях, имеющих право на упрощенный учет и, за некоторым исключением, в небольших по размеру компаниях).
Кроме этого, руководитель утверждает учетную политику, формы первичных документов, имеет решающее слово при разногласиях с главбухом по вопросам отражения в учете тех или иных операций (неся при этом всю ответственность за такие операции), подписывает отчетность и т. п.
Руководитель же избирает и способ, которым будет осуществляться ведение бухгалтерского учета (полный или упрощенный) — в тех случаях, когда это дозволяется законом.
Так, право на бухгалтерскую упрощенку имеют:
- субъекты малого бизнеса;
- НКО (за некоторым исключением);
- участники «Сколково».
А запрет на ведение бухгалтерского учета по упрощенной схеме установлен для:
- фирм, чья отчетность подпадает под обязательный аудит;
- организаций определенных сфер деятельности (п. 5 ст. 6 закона «О бухучете»).
Об особенностях и преимуществах упрощенного учета узнайте из этой публикации.
Правила ведения бухгалтерского учета: основные объекты
К основным объектам БУ относятся активы и обязательства, источники финансирования, доходы и расходы.
Существенное место среди активов занимают внеоборотные. Прежде всего, это ОС и НМА. Стоимость таких активов, как правило, высока. А значит, ошибка в учете может дорого обойтись организации. Чтобы таких ошибок избежать, нужно четко представлять учетные правила. А они различаются, например, в зависимости от способа поступления объектов в организацию.
Организовать или проверить ведение бухгалтерского учета внеоборотных активов от поступления до выбытия вам поможет эта статья. В ней же вы найдете некоторые особенности налогообложения операций с ними.
Еще один вид внеоборотных активов — долгосрочные финансовые вложения. Это выданные займы, приобретенные доли других организаций, ценные бумаги. Как показывает практика, ведение бухгалтерского учета финвложений часто вызывает затруднения.
Помочь вам разобраться в их учете призвана наша статья «Бухгалтерский учет финансовых вложений — ПБУ 19/02».
Внеоборотку важно не только правильно оприходовать и списать. Следует также поддерживать сведения о ней в актуальном состоянии. И один из способов — переоценка.
О том, кто и когда должен переоценивать свои «длинные» активы и как это отражается в БУ, рассказывает данная статья.
Вторая составляющая активной части баланса — оборотные активы. В этой рубрике сайта вы узнаете, как отражать в учете:
- готовую продукцию, товары и дебиторскую задолженность;
- материалы и входной НДС;
- валютные операции и ценности.
Ведение бухгалтерского учета пассивов — не менее ответственное занятие. В пассиве отражаются источники финансирования и обязательства организации.
Самый первый источник финансирования деятельности фирмы, конечно же, ее уставный капитал. Фактически за счет него бизнес и стартует.
Материалы данной рубрики сайта помогут вам:
- составить проводки по формированию УК;
Их вы найдете здесь.
- оформить и отразить в учете продажу доли в нем;
Об этом — здесь.
- грамотно уменьшить УК;
Порядок ищите в этой статье.
- увеличить УК, к примеру, за счет чистой прибыли.
Читайте этот материал.
Чистая прибыль, кстати, тоже является значимым собственным источником финансирования. Ее можно направлять на развитие бизнеса или на выплату дивидендов, а также на формирование резервного капитала.
Подробнее об использовании и учете нераспределенной прибыли читайте здесь.
Другим собственным источникам посвящены статьи:
- «Ведение учета резервного капитала на счете 82 (проводки)»;
- «Ведение учета добавочного капитала на счете 83 (проводки)».
Однако, как правило, одними собственными средствами в бизнесе обойтись сложно. Поэтому компании привлекают заемные.
Что к ним относится и как они учитываются, узнайте из статьи «Заемные средства — это ...».
См. также: «Начисление процентов по договору займа - проводки».
И безусловно, еще ни одной компании не удалось избежать возникновения кредиторской задолженности. Из материалов данной рубрики сайта вы узнаете:
- как кредиторская задолженность отражается на счетах;
- каков срок исковой давности по кредиторке;
- как ее списать по истечении этого срока;
- что делать, если кредитор ликвидировался;
- когда уклонение от выплаты долгов считается уголовно наказуемым.
Это только часть материалов, которые могут помочь в учетной работе. Если вашего вопроса здесь не оказалось, посмотрите другие статьи по теме «Ведение бухгалтерского учета». Не нашли и среди них? Заходите к нам почаще. Возможно, при следующем пополнении в рубрику попадет то, что нужно именно вам.