Подписывайтесь на новости
Ежемесячно нам доверяют 5 млн человек
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)

Ведение бухгалтерского учета — обязанность любой компании независимо от ее организационно-правовой формы, применяемого налогового режима и иных особенностей деятельности. В этой рубрике мы представляем подборку материалов по ведению бухгалтерского учета в различных ситуациях и для различных операций.

Подробнее
Учет ОС и НМА
18 авг 2022
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции может быть выбран фирмой как один из вариантов начисления амортизации. Чем этот способ примечателен и какие нюансы могут возникнуть при его применении, узнайте из нашего материала.
Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)
17 авг 2022
Правила ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах
Забалансовые счета бухгалтерского учета, предусмотренные приказом Минфина № 94н, регистрируют хозяйственные объекты, обладающие определенными особенностями. Подробнее об этом поговорим далее.  
Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)
17 авг 2022
Предусмотрено ли для забалансовых счетов проведение инвентаризации?
Инвентаризация забалансовых счетов - предусмотрена она или нет, вы узнаете из статьи ниже. А заодно мы расскажем вам о том, какие объекты учитываются за балансом фирмы, в чем особенность забалансового учета и всегда ли надо инвентаризовать имущество и обязательства, находящиеся за балансом.
Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)
16 авг 2022
Порядок учета командировочных расходов в 2022 году
Учет командировочных расходов в 2022 году имеет свои особенности. Рассмотрим, какими документами должен руководствоваться бухгалтер, чтобы правильно рассчитать и учесть расходы на командировку.
Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)
12 авг 2022
Бухгалтерский учет по корпоративной банковской карте
Корпоративная карта - бухгалтерский учет по ней связан с некоторыми нюансами, вызывающими вопросы у бухгалтеров, впервые сталкивающихся с этим финансовым инструментом. В этой статье дадим ответы на частые вопросы, возникающие, когда начинают использовать корпоративные карты.
Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)
12 авг 2022
Активы в бухгалтерском учете - это...
Активы в бухгалтерском учете - это имущество предприятия, которым оно распоряжается для осуществления своей деятельности и получения прибыли. Характеристика и состав активов в бухгалтерском учете - эти нюансы вы узнаете при ознакомлении с данной статьей.
Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)
08 авг 2022
Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2022 году
Учет ГСМ по путевым листам – 2022 (далее — ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.
Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)
28 июл 2022
Новое ПБУ «Аренда»: особенностями работы с ним для арендатора и арендодателя
ПБУ 25 от 2018 года (правильнее его называть ФСБУ 25/2018) – новый стандарт, все еще вызывающий вопросы у бухгалтеров при его применении. В этом материале разберем подробно основные положения нового ПБУ по аренде основных средств с точки зрения учета у арендатора и арендодателя.
Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)
27 июл 2022
Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 60
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 (далее — ОСВ) представляет собой свод данных по хозяйственным операциям, которые проводятся с использованием этого счета. Особенности формирования ОСВ связаны с тем, что счет 60 является активно-пассивным. Приведем образец такой ведомости и расскажем о ее заполнении.
Ведение бухгалтерского учета в 2021-2022 годах (правила, способы)
21 июл 2022
МПЗ в бухгалтерском учете - понятие и состав
МПЗ в бухгалтерском учете с 2021 года все организации обязаны учитывать по новым правилам. Какие новшества в учета материальных запасов следует учитывать с 2021 года, рассмотрим в нашем материале, а также напомним, что включает в себя понятие, классификация и оценка материально производственных запасов.

Закон «О бухучете» и Положение по ведению бухгалтерского учета № 34н

Основные требования к ведению (принципы) бухучета

Организация и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии

Правила ведения бухгалтерского учета: основные объекты

 

Закон «О бухучете» и Положение по ведению бухгалтерского учета № 34н

Основополагающими нормативными документами по бухучету (БУ) в России являются закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение № 34н). Они закрепляют общие правила ведения бухгалтерского учета, а также регулируют вопросы составления бухгалтерской отчетности (БО). Это основа нашего бухгалтерского законодательства.

Подробнее о законе № 402-ФЗ читайте в этой рубрике.

Что касается конкретных правил по ведению бухгалтерского учета отдельных его объектов, то их устанавливают НПА более низкого ранга. Сейчас это ПБУ. Но с 2019 года их постепенно начнут замещать федеральными и отраслевыми стандартами. Планируется, что к 2022 году уже будут действовать 40 таких стандартов.

Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года, см. здесь.

Основные требования к ведению (принципы) бухгалтерского учета

Требования к ведению бухгалтерского учета, согласно закону «О бухучете» и Положению № 34н, следующие:

  1. Всеобщность «бухгалтерской повинности». Правом не вести БУ могут воспользоваться только предприниматели и частнопрактикующие лица, а также некоторые подразделения иностранных фирм.

ВАЖНО! Применяемый налоговый режим не влияет на обязанность ведения бухучета, но предопределяет его особенности.

О ведении бухучета при ЕНВД читайте здесь.

А упрощенцам будет полезна данная статья.

  1. Непрерывность ведения бухгалтерского учета — от создания организации до прекращения ее существования.
  2. Использование двойной записи по бухсчетам, включенным в рабочий план счетов организации.

См. «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец-2018-2019».

  1. Ведение бухгалтерского учета согласно сформированной и утвержденной учетной политике.

О том, как ее составить, рассказывается в материале.

  1. Раздельный учет затрат по обычной деятельности, капитальным и финансовым вложениям.
  2. Сплошное документирование, систематизация и накопление информации из учтенной первички в соответствующих бухгалтерских регистрах.

О регистрах БУ читайте в этой публикации.

А документам посвящена отдельная большая рубрика нашего сайта, в которой вы не только найдете разъяснения по заполнению, но и скачаете нужные вам формы и даже заполненные образцы первичных документов.

  1. Инвентаризация активов и обязательств.

См., например: «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

  1. Денежная оценка всех объектов БУ.

О правилах оценки статей баланса читайте здесь.

Организация и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии

Ответственным за организацию и ведение бухгалтерского учета является руководитель компании. Прежде всего, он решает, кто непосредственно будет вести бухучет:

  • главный бухгалтер или другой сотрудник;
  • стороннее лицо по договору;
  • сам руководитель (допускается в организациях, имеющих право на упрощенный учет и, за некоторым исключением, в небольших по размеру компаниях).

Кроме этого, руководитель утверждает учетную политику, формы первичных документов, имеет решающее слово при разногласиях с главбухом по вопросам отражения в учете тех или иных операций (неся при этом всю ответственность за такие операции), подписывает отчетность и т. п.

Руководитель же избирает и способ, которым будет осуществляться ведение бухгалтерского учета (полный или упрощенный) — в тех случаях, когда это дозволяется законом.

Так, право на бухгалтерскую упрощенку имеют:

  • субъекты малого бизнеса;
  • НКО (за некоторым исключением);
  • участники «Сколково».

А запрет на ведение бухгалтерского учета по упрощенной схеме установлен для:

  • фирм, чья отчетность подпадает под обязательный аудит;
  • организаций определенных сфер деятельности (п. 5 ст. 6 закона «О бухучете»).

Об особенностях и преимуществах упрощенного учета узнайте из этой публикации.

Правила ведения бухгалтерского учета: основные объекты

К основным объектам БУ относятся активы и обязательства, источники финансирования, доходы и расходы.

Существенное место среди активов занимают внеоборотные. Прежде всего, это ОС и НМА. Стоимость таких активов, как правило, высока. А значит, ошибка в учете может дорого обойтись организации. Чтобы таких ошибок избежать, нужно четко представлять учетные правила. А они различаются, например, в зависимости от способа поступления объектов в организацию.

Организовать или проверить ведение бухгалтерского учета внеоборотных активов от поступления до выбытия вам поможет эта статья. В ней же вы найдете некоторые особенности налогообложения операций с ними.

Еще один вид внеоборотных активов — долгосрочные финансовые вложения. Это выданные займы, приобретенные доли других организаций, ценные бумаги. Как показывает практика, ведение бухгалтерского учета финвложений часто вызывает затруднения.

Помочь вам разобраться в их учете призвана наша статья «Бухгалтерский учет финансовых вложений — ПБУ 19/02».

Внеоборотку важно не только правильно оприходовать и списать. Следует также поддерживать сведения о ней в актуальном состоянии. И один из способов — переоценка.

О том, кто и когда должен переоценивать свои «длинные» активы и как это отражается в БУ, рассказывает данная статья.

Вторая составляющая активной части баланса — оборотные активы. В этой рубрике сайта вы узнаете, как отражать в учете:

Ведение бухгалтерского учета пассивов — не менее ответственное занятие. В пассиве отражаются источники финансирования и обязательства организации.

Самый первый источник финансирования деятельности фирмы, конечно же, ее уставный капитал. Фактически за счет него бизнес и стартует.

Материалы данной рубрики сайта помогут вам:

  • составить проводки по формированию УК;

Их вы найдете здесь.

  • оформить и отразить в учете продажу доли в нем;

Об этом — здесь.

  • грамотно уменьшить УК;

Порядок ищите в этой статье.

  • увеличить УК, к примеру, за счет чистой прибыли.

Читайте этот материал.

Чистая прибыль, кстати, тоже является значимым собственным источником финансирования. Ее можно направлять на развитие бизнеса или на выплату дивидендов, а также на формирование резервного капитала.

Подробнее об использовании и учете нераспределенной прибыли читайте здесь.

Другим собственным источникам посвящены статьи:

Однако, как правило, одними собственными средствами в бизнесе обойтись сложно. Поэтому компании привлекают заемные.

Что к ним относится и как они учитываются, узнайте из статьи «Заемные средства — это ...».

См. также: «Начисление процентов по договору займа - проводки».

И безусловно, еще ни одной компании не удалось избежать возникновения кредиторской задолженности. Из материалов данной рубрики сайта вы узнаете:

Это только часть материалов, которые могут помочь в учетной работе. Если вашего вопроса здесь не оказалось, посмотрите другие статьи по теме «Ведение бухгалтерского учета». Не нашли и среди них? Заходите к нам почаще. Возможно, при следующем пополнении в рубрику попадет то, что нужно именно вам.

Бесплатный доступ к Путеводителям по бухучету различных операций. С учетом новых ФСБУ.
Путеводители по бухучету по новым ФСБУ. От экспертов К+. Бесплатно на 2 дня
Помогаем в работе. Подпишитесь на рассылку – 1 раз в неделю, бесплатно.
Есть вопросы? Получите быстрый ответ на форуме