Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Расчет и сроки уплаты налога при УСН за 3 квартал

Все материалы сюжета «Отчетность за 3 квартал 2023 г.»
Расчет УСН за 3 квартал бизнесмены производят в октябре, когда подсчитают свои доходы и расходы. Как рассчитывать авансы при УСН «доходы» и «доходы минус расходы», можно ли уменьшить авансовые платежи на убытки прошлых лет, вы узнаете из этого материала.

Сроки уплаты УСН за 3 квартал и схемы расчета авансовых платежей

Упрощенцы по-разному вычисляют сумму авансовых платежей по УСН-налогу — это зависит от того, какой объект налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») они выбрали.

В ст. 346.21 НК РФ расписаны особенности таких расчетов и установлен единый срок уплаты. С 2023 года он новый — после завершения 3-го квартала ее необходимо произвести не позднее 30 октября (перенос с выходного 28.10.2023).

Налог уплачивается с единого налогового счета. Перечислять налог до 31.12.2023 можно посредством ЕНП с подачей уведомления или отдельными платежками, которые выступают в качестве уведомлений.

При исчислении налоговых обязательств:

  • внутри года по отчетным периодам производите расчет авансовых платежей за 3, 6 и 9 месяцев (АП3, АП6, АП9);
  • по итогам года определяйте окончательную величину налоговых обязательств и сумму минимального налога.

Расчет АП9 упрощенцем («доходы минус расходы») делается так:

АП9 = (Д9 – Р9) × СН – АП6,

где:

Д9 и Р9 — доходы и расходы упрощенца, посчитанные за 9 месяцев (нарастающим итогом);

СН — ставка УСН-налога (применяемая и для авансов по этому налогу).

Пример расчета авансовых платежей на УСН с объектом "доходы минус расходы" за 3 квартал (9 месяцев) от "КонсультантПлюс"
Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы" и ставкой 15%.
По итогам I квартала:
Смотрите пример полностью в готовом решении. Пробный доступ получите бесплатно.

У упрощенцев («доходы») по окончании 3-го квартала (по итогам работы за 9 месяцев) формула другая:

АП99 × СН – НВ9 – АП6,

где:

НВ9 — налоговый вычет (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Уменьшить платеж упрощенец («доходы») может (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ):

  • на 100%, если он имеет статус ИП, не имеет работников и платит страхвзносы только за себя;

    ВАЖНО! В 2023 году порядок уменьшения УСН на взносы ИП за себя поменялся. О нововведениях читайте здесь.

  • не более чем на 50% — в остальных случаях.

Пример от "КонсультантПлюс", когда авансовый платеж может быть отрицательным
Показатели организации в течение года составили (доходы, а также расходы по уплате взносов приведены нарастающим итогом с начала года):
За I квартал:
Смотрите пример полностью в готовом решении. Пробный доступ бесплный.

Изучаем сложные вопросы расчета УСН с учетом взносов на форуме.

У упрощенца («доходы минус расходы») ограничения по включению в расходы страхвзносов отсутствуют. Кроме того, для любого упрощенца существует правило: списать можно только те расходы, которые оплачены в отчетном периоде.

Как начислить авансовый платеж по УСН в бухгалтерском учете, читайте в статье «Начисление УСН (бухгалтерские проводки)».

Территориальные нюансы УСН

На величину авансов по упрощенному налогу (кроме размера полученных доходов и произведенных расходов) оказывают влияние отдельные факторы, например:

  • зарплата работников — уплачиваемые с их доходов страхвзносы уменьшают налоговую базу, от размера которой зависят УСН-налог 6% и авансовые платежи;
  • территория, на которой упрощенец осуществляет свою деятельность, — это связано с правом региональных властей устанавливать в пределах своего региона пониженные налоговые ставки (ст. 346.20 НК РФ).

НК РФ разрешает региональным властям маневрировать ставками в диапазоне:

  • от 5 до 15% — для упрощенцев, рассчитывающих налог исходя из разницы между доходами и расходами;
  • от 1 до 6%, если в расчете налога учитываются только доходы;
  • 0% — для применяющих упрощенку ИП-новичков (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Убытки упрощенца: что нельзя учесть в 3-м квартале?

У упрощенца по окончании 3-го квартала (равно как и по итогам 1-го и 2-го кварталов) отсутствует описанная в Налоговом кодексе возможность уменьшения нагрузки по упрощенному налогу на полученные ранее убытки — учесть их можно только по окончании года.

Такой вывод основан на нормах налогового законодательства (п. 7 ст. 346.18 НК РФ, пп. 7.5 Порядка заполнения декларации по налогу при УСН, утв. приказом от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@) и подкрепляется разъяснениями:

Таким образом, при расчете авансовых платежей по УСН-налогу за 3-й квартал учесть убытки не получится, но при вычислении окончательной суммы налога за год разрешается учесть:

  • убытки прошлых лет, если при вычислении налога получился отрицательный результат, то есть (Д – Р) < 0;
  • разницу между уплаченным минимальным налогом и исчисленной в общеустановленном порядке суммой.

Пример уменьшения налоговой базы по УСН на убыток прошлых лет от "КонсультантПлюс"
Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы".
По итогам 2023 г. она получила убыток в сумме 1 000 000 руб. и заплатила минимальный налог в сумме 50 000 руб. Всю сумму минимального налога она может учесть в следующем налоговом периоде, поскольку при убытке налог, начисленный за год в общем порядке, равен нулю (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Смотрите пример полностью в готовом решении. Пробный онлайн доступ получите бесплатно.

Как отразить погашение убытка в бухучете, читайте здесь.

Итоги

Для расчета авансовых платежей по итогам 3-го квартала по УСН упрощенцу («доходы минус расходы») потребуется информация с января по сентябрь о доходах и расходах, а также о сумме авансовых платежей за 1-й и 2-й кварталы.

Если налоговая база упрощенца — доходы, в формуле для расчета авансов вместо расходов будет присутствовать налоговый вычет (сумма уплаченных страховых взносов, больничных и др.).

Срок уплаты авансовых платежей по УСН-налогу по окончании 3 квартала — не позднее 30.10.2023.

По каким КБК  платить авансовые платежи по УСН и есть ли ответственность за их несвоевременную уплату, рассказывает статья «Авансовые платежи по УСН: расчет, сроки уплаты, КБК».

Добавить в закладки
Вопросы по этой теме
Если вы не нашли ответ, то задайте вопрос нашему профессиональному сообществу на форуме.
Обязательно ли подавать отрицательное уведомление по налогам?
Нет, не обязательно. Налоговые органы не раз поясняли, что если суммы налога к уплате нет, то уведомление подавать не надо. Однако подать отрицательное уведомление – в интересах...
Ваши вопросы
1 февраля 2020 19:25
Постоянная ссылка
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, в конце 3 квартала поступила сумма на счет для изготовления изделия, расходы из этой суммы были осуществлены в 4 квартале, чеков на 3 квартал не хватает, сумма не маленькая, могу ли я вычесть в годовом отчете эту сумму из 3 квартала (чеки 4 квартала), и как быть с авансовым платежом, по факту я ведь должна была его заплатить.
Ответить
22 августа 2017 21:47
Постоянная ссылка
Здравствуйте. Если вы приобретаете основное средство в рассрочку, то в расходы для УСН доходы минус расходы можно включать суммы частичных оплат, даже если основное средство не будет оплачено полностью на протяжении налогового периода. По итогам третьего квартала вы можете учесть в расходах, связанных с покупкой помещения 1 млн. руб + 350 тыс. руб за сентябрь = 1 350 000 руб. В четвертом квартале вы учтете еще 1 050 000 руб. Итого, при расчете единого налога за 2017 год у вас будут учтены 2 400 000 руб, а остальная сумма будет учтена в следующем году
Ответить
22 августа 2017 10:55
Постоянная ссылка
Здравствуйте, наша компания на условиях рассрочки приобрела производственное здание, стоимостью около 5 млн. руб. Объект вводим в эксплуатацию в августе, первый взнос в размере 1 млн. руб. делаем тоже в августе. Остальная сумма по договору будет погашаться равными долями (по 250 тыс руб.) в течение года, начиная с сентября месяца. Как учесть данные расходы при расчете налога при УСН доходы минус расходы: общей суммой или частями? Или мы сможем учесть их в расходах только тогда, когда полностью расплатимся?
Ответить
23 августа 2017 21:55
Постоянная ссылка
Саша, здравствуйте! Для учета в расходах при УСН приобретенной недвижимости необходимо выполнение следующих условий: имущество фактически оплачено; имущество введено в эксплуатацию; имеется документ, подтверждающий факт подачи документов на регистрацию права собственности на него. Если два последних требования выполнены, то учитывать в расход вы можете суммы по мере оплаты за офисное помещение. Каждую оплаченную часть стоимости приобретенного вами здания вы должны брать в расходы равными долями в течение оставшихся одного, двух, трех или четырех кварталов до конца налогового периода. Посмотрите, пожалуйста, на форуме был подобный вопрос: За 3 квартал этого года вы возьмете в расход (1 250 000 : 2) 625 000 руб., за 4 квартал (625 000 + (250 000 х 3)) 1 375 000 руб. Т.о. можно будет взять в 2017г. в расход все оплаченные в этом году суммы.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить