План мероприятий по организации охраны труда
Каждой компании необходимо определиться с комплексом мероприятий по охране труда, которые ей необходимо проводить согласно законодательным актам РФ в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Подобные процедуры — своего рода внутренний план действий компании по охране труда персонала.
ВНИМАНИЕ! С 01.04.2021 года обновлен перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры.
Подробности см. здесь.
С 1 марта 2022 года действуют новые требования к системе охраны труда на предприятии. Подробнее — здесь.
План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.
Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:
- организовать систему управления охраной труда в компании;
- создать отдельную службу или ввести в штат должность специалиста по охране труда;
- принять положение об охране труда в организации;
- издать приказ руководителя о назначении ответственного за охрану труда лица (или лиц);
- утвердить должностные инструкции ответственных лиц.
Об обязанностях, которые отразятся в таких инструкциях, читайте в материале «Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)».
Система управления охраной труда на предприятии
Определившись с направлением действий в области охраны труда, руководству стоит задуматься о том, как ею управлять. Во главе системы управления охраной труда (СУОТ) находится руководитель компании. По сути, в его задачи входит организация охраны труда на предприятии. Сущность СУОТ заключается во взаимосвязи производственной среды, средств и предметов труда, персонала с целью формирования безопасных условий для осуществления рабочего процесса.
При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:
- обеспечение безопасности персонала при работе со средствами труда;
- обучение сотрудников производственной культуре (соблюдению правил техники безопасности при работе на оборудовании и с механизмами, использованию необходимых средств защиты);
- проведение аттестации рабочих мест (если это необходимо согласно действующему законодательству);
- отбор персонала при принятии на работу согласно квалификационному уровню;
- соблюдение санитарных (гигиенических) норм в рабочих зонах;
- проведение инструктажей по охране труда.
О том, с какой периодичностью проводятся инструктажи, читайте в статье «Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте».
Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.
Руководители и рядовые сотрудники предприятий обязаны проходить обучение по охране труда. Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали, как это происходит на практике. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
Служба охраны труда на предприятии
В компании, где численность персонала составляет больше 50 человек, должна быть создана специальная служба или принят на должность специалист по охране труда (к примеру, инженер). Об этом говорится в ст. 223 ТК РФ. Если в организации трудится меньше 50 человек, решение о том, кто будет заниматься вопросами охраны труда, остается за руководителем. Вариантами здесь могут быть:
- принятие руководителем этих функций на себя;
- делегирование этих полномочий иному работнику;
- привлечение организации или физлица со стороны.
Как возложить функции отсутствующего в штате специалиста по охране труда на руководителя организации или другого работника, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам. Это бесплатно.
Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.
Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:
- Масштабы деятельности предприятия.
Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.
- Особенности производственной деятельности и действующего законодательства.
На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.
Как правило, должность специалиста по охране труда на предприятии называется «инженер по охране труда». Глава специализированной службы обычно именуется главным инженером по охране труда или начальником отдела (службы) охраны труда.
Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?
Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.
I квалификационная категория:
- высшее образование;
- отсутствие требований к рабочему стажу для магистра;
- стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 2 лет.
II квалификационная категория:
- высшее образование;
- стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 1 года.
Без квалификационной категории:
- высшее образование и диплом специалиста;
- без требований к опыту работы.
Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда категории I не менее двух лет.
В установленном порядке производится проверка эффективности системы охраны труда на предприятии. Подробнее читайте в экспертном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Документы по охране труда на предприятии
После того как создана система управления охраной труда, сформирован отдел или принят на работу соответствующий специалист, важно разработать документальную базу.
В ее состав могут входить:
- Нормативно-правовые документы:
- ТК РФ;
- закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
- Внутренние локальные акты, принятые на предприятии:
- положение об охране труда;
- должностные инструкции специалистов по охране труда;
- положение об отделе охраны труда;
- инструкции по охране труда для каждой должности на предприятии;
О том, какой может быть такая инструкция для бухгалтера, читайте в статье «Инструкция по охране труда бухгалтера - образец».
- распорядительная документация: приказы, распоряжения руководителя относительно проведения аттестации, принятия на работу специалистов, возложении ответственности за охрану труда на предприятии, назначении лиц, отвечающих за проведение инструктажа и обучение технике безопасности персонала, и др.
- Прочие документы:
- журнал проведения вводного (первичного) инструктажа для вновь принятых сотрудников;
- журнал по инструктажу непосредственно на рабочем месте;
- программы проведения подобных инструктажей;
- личные карты о прохождении обучения и т. д.
- Документы по аттестации, разработанные совместно с внешней аттестующей компанией:
- протоколы;
- экспертное заключение;
- карты аттестации конкретного рабочего места и др.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали об особенностях составления инструкций по охране труда. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
Конечно, выше приведен только примерный перечень документов. Каждое предприятие должно самостоятельно определиться с составом необходимой документации исходя из особенностей своей деятельности и требований законодательства.
В Путеводителе по Кадровым вопросам от «КонсультантПлюс» собраны образцы всех распорядительных документов, журналов и положений. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Образец приказа по охране труда на предприятии
Пожалуй, главным приказом по охране труда в компании является приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке компании.
В приказе необходимо:
- закрепить главное ответственное за охрану труда лицо в целом по предприятию;
- если предприятие имеет подразделения, участки либо территории, указать лиц, ответственных за безопасность на них;
- отметить, что на время отсутствия ответственных лиц по причине отпуска, болезни или другим уважительным причинам будут назначены лица, временно исполняющие их обязанности;
- указать, какими документами ответственные лица должны руководствоваться в своей деятельности.
Приказ подписывается руководителем организации. С содержанием приказа упомянутые в нем лица должны быть ознакомлены под роспись.
Образец приказа о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии, вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже:
Скачать образец приказа по охране труда на предприятии
ВАЖНО! Работник, не прошедший в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда, к работе не допускается (абз. 17 ст. 214 ТК РФ). Работодатель обязан отстранить его от работы. По общему правилу на период отстранения заработная плата не начисляется (ч. 1, ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Подробности см. в материале «Порядок отстранения от работы по ТК РФ (нюансы)».
ВАЖНО! С 1 марта 2022 года работники предприятия информируются о системе и условиях охраны труда.
Особенности охраны труда на производственных предприятиях
Производственные предприятия имеют некоторые особенности организации системы охраны труда. Прежде всего, производство предполагает наличие вредных и опасных факторов из-за применения оборудования, механизмов, токсичных и воспламеняющихся материалов и др.
О том, какие именно факторы включены в перечень вредных и опасных, читайте в статьях:
- «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)»;
- «Что относится к опасным производственным факторам».
На производственных предприятиях проводится аттестация рабочих мест с целью выявления степени влияния вредных и опасных факторов на физическое здоровье человека. Согласно действующему законодательству для проведения замеров приглашается сторонняя независимая аттестующая компания. В ее обязанности входит составление отчетной документации после завершения процедуры. В частности, протоколов, на основании которых внутренняя комиссия предприятия разрабатывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав такой комиссии должны входить специалисты по охране труда предприятия.
Вредные и опасные факторы могут наблюдаться не только на производстве, но и в офисе. При их наличии в установленном порядке проводятся медосмотры работников.
В целом при аттестации производственных мест акцентируется внимание на следующем:
- биохимических факторах;
- наличии полей и других излучений с ионизацией и без нее;
- акустике, к примеру уровне шума;
- уровне освещенности;
- уровне вибраций;
- степени травмоопасности;
- микроклиматических условиях;
- тяжести и напряженности трудовой деятельности;
- важности применения барьерных средств для защиты.
На основании составленных карт выявляются те рабочие места, на которых занимающие их сотрудники имеют право на компенсации или определенные льготные условия, например:
- надбавку к заработной плате;
- дополнительные дни к основному отпуску, но не менее 7 дней;
- более ранний выход на пенсию (к примеру, работники металлургии с «горячим» стажем выходят на пенсию в 50 лет);
- сокращение часов в рабочей неделе.
Руководству производственного предприятия необходимо помнить, что аттестация рабочих мест — это не столько обязанность, вмененная ему государством, сколько залог безопасности труда персонала.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о практическом алгоритме создания системы управления охраной труда на предприятия. Получите бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.
Итоги
Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?
Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.
После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.
На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).