Что такое ЕНВД в бухгалтерии
Применение налогового режима в виде ЕНВД имеет свои нюансы. Согласно пп. 1 и 2 ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения признается вмененный доход. Зависит он от величины базовой доходности, действующей повсеместно для конкретного вида деятельности, и физических показателей (количества работников, автотранспортных средств, площади помещений и пр.).
Подробнее о расчете ЕНВД см. в материале «Как рассчитать ЕНВД за год - пример».
Фактически полученная прибыль в результате ведения предпринимательской деятельности и сумма произведенных расходов (за исключением некоторых случаев оплаты страховых взносов) не влияют на размер налога на вмененный доход, подлежащего уплате. Отсутствие прибыли не является причиной для неуплаты ЕНВД.
Кому необходимо вести бухгалтерский учет при ЕНВД
Обязанность по ведению бухгалтерского учета при ЕНВД лежит на всех юридических лицах. Бухгалтерскую отчетность организации должны ежегодно представлять в ИФНС (п. 1 ст. 23 НК РФ).
ВАЖНО! С 2020 года порядок представления и формы бухгалтерской отчетности изменены.
Таким образом, применение вмененки у организаций сопряжено с ведением бухгалтерского учета, который в настоящее время является для них обязательным вне зависимости от применяемой системы налогообложения (п. 1 ст. 2 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Законодательство о бухгалтерском учете не предусматривает ведения бухучета индивидуальными предпринимателями. За ними не закреплена и обязанность по составлению баланса, а также отчета о прибылях и убытках.
Смотрите последние новости об отмене ЕНВД в 2020-2021 годах.
Бухгалтерский учет при ЕНВД
Организации, использующие систему налогообложения в виде вмененного дохода, обязаны соблюдать правила бухучета, объектами которого становятся все операции по доходам или расходам предприятия. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» бухучет ведется методом начисления. Но субъектам малого предпринимательства разрешено использовать кассовый метод, при котором доходы и расходы учитываются после их оплаты.
Информация Минфина «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 20.02.2013 № ПЗ-3/2012 позволяет использовать план счетов в сокращенном виде, созданном на основе обычного. Упрощенный вариант плана предлагает заменить некоторые счета на один общий.
Так, можно использовать счет 20, объединяя на нем данные счетов 23, 25, 26, 28, 29. Счет 76 у «вмененщиков» может заменять собой счета 62, 71, 73, 75 и 79.
Бухгалтерский учет при ЕНВД подразумевает также принятие учетной политики. Кроме того, обязательно использование унифицированных или самостоятельно разработанных форм первичных учетных документов.
Но не стоит забывать, что льготные режимы налогообложения (в том числе ЕНВД) созданы для поддержки малых предприятий. Положения п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ упрощают ведение учета для организаций, попадающих под категории МП, в том числе для «вмененщиков».
Стандартные регистры бухучета, предполагающие способ двойной записи, малые предприятия вправе не использовать. Такое правило рекомендовано для компаний, размер хозяйственных операций у которых не более 30 в месяц, а также отсутствует производство с большими материальными затратами.
Альтернативой для них становится ведение книги по учету и отражению действий, возникающих в ходе ежедневной деятельности, или же журнала учета хозяйственных операций, из которого должны быть видны источники поступления материальных благ, остатки денежных средств, благодаря чему может быть сформирована бухгалтерская отчетность. Для удобства учета производственные компании вправе заполнять упрощенные ведомости о состоянии бухгалтерских счетов.
Закон № 402-ФЗ предполагает использование обязательных реквизитов в различных формах разработанных самостоятельно регистров и в первичной документации. Согласно ст. 9 указанного закона сюда относятся наименование документа, его дата, содержание хозоперации и пр.
Перечень всех применяемых упрощенных регистров и ведомостей должен быть отражен в учетной политике организации.
Подробнее о вариантах ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства читайте в статье «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)».
Формирование отчетности малыми предприятиями на вмененке
Бухгалтерский баланс обязаны сдавать все юрлица, работающие на любой системе налогообложения. Однако же, ведя полноценный бухучет при ЕНВД, организации, имеющие статус малого предприятия (МП), вправе подавать в контролирующие органы бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках в упрощенной форме.
Сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме разрешено всем субъектам хозяйственной деятельности, попадающим под определение «малое предприятие». В этом случае должен быть соблюден ряд условий:
- численность работников не превышает 100 чел.;
- выручка от реализации не должна превышать 800 млн руб. (постановление Правительства от 04.04.2016 № 265);
- доля прочих юридических лиц в уставном капитале — не более 25%.
Подробнее о критериях отнесения организаций к субъектам малого бизнеса читайте здесь.
Об особенностях формирования отчетности малых предприятий мы рассказывали в статьях:
- «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)»;
- «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2019 год».
В упрощенной бухгалтерской отчетности, которую вправе составлять малые предприятия, в том числе на ЕНВД, отражаются объединенные показатели; постатейная детализация не обязательна.
Так, актив бухгалтерского баланса, составляемого по упрощенной форме, состоит всего из 5 строк:
- Материальные внеобротные активы.
- Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы.
- Запасы.
- Денежные средства и другие эквиваленты.
- Финансовые и другие оборотные активы.
Пассив упрощенного баланса включает:
- Капитал и резервы.
- Долгосрочные заемные средства.
- Другие долгосрочные обязательства.
- Краткосрочные заемные средства.
- Кредиторскую задолженность.
- Другие краткосрочные обязательства.
Отчет о финансовых результатах малых предприятий, в том числе использующих ЕНВД, включает в себя всего 6 строк:
- Выручка. Сюда заносятся данные о доходах по обычным видам деятельности.
- Расходы по обычной деятельности. Включают в себя себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.
- Проценты к уплате. В этой строке отражается сумма процентов по кредитам (при их наличии).
- Прочие доходы. Данные для заполнения этого показателя берутся на основании данных счета по внереализационным доходам, полученным в том числе от участия в иных организациях.
- Прочие расходы. Они равны внереализационным расходам организации без учета процентов к уплате.
- Налоги на прибыль (доходы).
Как плательщики ЕНВД отражают информацию о налогах в отчете о финансовых результатах, узнайте у экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Путеводитель по ЕНВД.
При ведении упрощенного бухгалтерского учета разрешено отражать в отчетности текущего периода без пересчета показателей отчетности прошлых лет:
- изменение учетной политики (п.15.1 ПБУ 1/2008);
- исправление ошибок прошлых лет (пп.9, 14 ПБУ 22/2010).
Итоги
От обязанности вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность освобождены только индивидуальные предприниматели. Организации, в том числе применяющие ЕНВД, от этих обязанностей не освобождены. Однако организации на ЕНВД, являющиеся субъектами малого предпринимательства, имеют право применять упрощенные формы ведения бухгалтерского учета и составлять упрощенную отчетность. О применении этой возможности нужно заявить в учетной политике.
Правомерны ли требования и могут ли оштрафовать за прошлые периоды, хотя предупреждений о несдаче, ранее от ФНС не поступало?
Спасибо!
Представляемые документы также зависят от вида проверки. Обращаю внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке, различен в зависимости от того, какая проверка проводится - камеральная или выездная.
В рамках камеральной проверки права налоговых органов по истребованию документов значительно ограничиваются законом с целью недопущения подмены ею выездной проверки, проводимой на территории налогоплательщика. По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Налогоплательщик обязан представить только те документы, представление которых вместе с налоговой декларацией (расчетом) прямо предусмотрено НК РФ. В представлении иных документов налогоплательщик вправе ИФНС отказать, желательно в письменном виде, с указанием причины отказа и со ссылкой на ст. 88 НК РФ. Это позволит минимизировать риски проведения необоснованной выемки документов или привлечения к ответственности за их непредставление.
Чтобы сделала я, если бы получила требование о предоставлении документов по налогам, плательщиком по которым я не являюсь. Я бы написала письмо в ответ на требование, что моя компания не является плательщиком данного налога, т.к. на таком-то основании я освобождена от налога…
Юридические и физические лица - плательщики ЕНВД, освобождены от налога на имущество юридических (физических) лиц, используемого для деятельности, переведенной на ЕНВД. Исключение составляют объекты, налоговая база по которым оценивается по кадастровой стоимости, согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Налог на такое имущество предприятия и ИП платят независимо от избранного режима налогообложения. Перечень таких объектов определяется исполнительными органами власти каждого субъекта РФ самостоятельно, не позже даты начала налогового периода. Список объектов размещается на официальном веб-сайте органа исполнительной власти и рассылается в электронном виде в налоговые органы, согласно п. 7. ст. 378.2 НК РФ.
С Праздником Вас, здоровья, удачи и всех благ!
Моё предприятие находится на последней стадии ликвидации и налоговая каждый раз находит всё новые причины оттянуть её. Перечень требований мне не представлен, а узнаю я о приостановке, обзванивая различные отделы налоговой самостоятельно. Последней инстанцией стали отчёты по налогу на имущество. Подскажите, пожалуйста, как я могу использовать отсутствие все прежние периоды требований ФНС к моей организации о предоставлении "нулевых" отчетов по налогу на имущество(именно их она требует), а сейчас, видимо за их отсутствие налоговая планирует наложить штрафы. И, вообще, обязан ли я их был предоставлять их ежеквартально? Например, отчеты по Земельному налогу я предоставляю раз в год, хотя платил его каждый квартал! Где логика ФНС?
Я специально еще раз процитировала статью, которую я Вам уже указывала 08.03.19.
Соответственно, если у Вас нет имущества, которое Вы использовали под деятельность не на ЕНВД, то налог на имущество Вы не платите, декларации не сдаете.
Требовать от Вас нулевые декларации ИФНС не в праве. Вы можете не обзванивать все отделы налоговой, а подать жалобу в УФНС и приложить все требования и письма – отписки, кторые Вам присылают.