Положение по учетной политике на 2024 год: законодательные требования
При составлении положения об учетной политике (УП) необходимо принять за основу требования законодательства, а именно положений следующих документов:
- ст.313 Налогового кодекса РФ;
- закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
- нормативных документов, регламентирующих учетные алгоритмы по разным видам имущества организации и ее финансовых обязательств.
Разработка положения об учетной политике:
- осуществляется главбухом или иным уполномоченным лицом и утверждается приказом (распоряжением) руководителя;
- основывается на четырех базовых допущениях: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательного применения учетных принципов, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
- должна способствовать выполнению 6 требований: полноты и своевременности отражения информации, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности;
- должна содержать в своем составе обязательные элементы: рабочий план счетов, формы применяемой первички и учетных регистров, алгоритмы проведения инвентаризации, правила документооборота, способы оценки активов и обязательств, схемы контроля за хозяйственными операциями.
Как правильно организовать документооборот, мы рассказали в статье.
В положении об учетной политике могут найти отражение и иные необходимые для организации учета решения, например:
- состав и разграничение обязанностей учетной службы организации;
- применяемые программные средства;
- технология сохранения учетной информации и защиты от несанкционированного доступа;
- иные необходимые для организации учетного процесса аспекты.
Правила, отражаемые в учетной политике, обычно относятся к учетам 2 видов (бухгалтерскому и налоговому), между которыми не всегда существует тождество.
Примеры учетной политики для бухучета, а также для различных систем налогообложения, есть в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Там же можно составить УП для собственной организации на специальном конструкторе. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Структура положения об учетной политике организации
В отношении структуры положения об учетной политике обязательные требования и указания отсутствуют, поэтому перед его составлением разработчикам необходимо самостоятельно определить все основные структурные составляющие:
- подлежащие отражению в учетной политике разделы, подразделы, пункты и подпункты;
- степень детализации информации при описании учетных и организационных нюансов;
- перечень вопросов, подлежащих отражению в учетной политике исходя из специфики деятельности организации;
- вычленение из вышеуказанного перечня учетных алгоритмов, требующих отдельного оформления в форме приложений, если они содержат детализированное описание и носят самостоятельный характер (например, методика раздельного учета НДС).
Как отразить порядок учета НДС в учетной политике, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.
О том, какие учетно-организационные вопросы часто выделяют в отдельные положения, читайте в материалах:
- «Положение о служебных командировках — образец»;
- «Положение об оплате труда работников — образец»;
- «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Нюансы разработки Положения об учетной политике
Организации обязаны вести два вида учета: бухгалтерский и налоговый. Поэтому в составе положения об учетной политике эти вопросам отводятся отдельные разделы, а при достаточном их объеме составляются два отдельных документа, каждый посвященный своей политике.
Если вы разрабатываете учетную политику для бухгалтерского учета, учтите следующие моменты, обязательные к применению всеми налогоплательщиками, включая упрощенцев.
С 01.01.2024 применяется новый ФСБУ 14/2022. Подробнее о новшествах мы писали в статье.
Как перейти на новый стандарт о НМА, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
С 01.01.2023:
- в связи с переходом на ЕНП и объединением ФСС и ПФР требуются дополнения в рабочий план счетов. Подробнее здесь.
Также нужно учитывать изменения 2022 года:
- учет ОС регулируется двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020.
Организовать и вести учет ОС согласно ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 вам может Путеводитель от КонсультантПлюс. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.
- операции по аренде должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018.
Как организации вести учет аренды (лизинга) по ФСБУ 25/2018, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
При формировании раздела, посвященного бухучету, важно помнить, что те организации, которые попадают по своим критериям в разряд «малых» (критерии малого бизнеса указаны в законе о развитии малого и среднего предпринимательства от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 265), могут существенно облегчить себе процесс разработки учетной политики — для них разрешена простая система учета (без двойной записи) и отчетности.
О том, какие нюансы упрощенного учета можно предусмотреть в учетной политике малой компании, читайте в статьях:
В налоговом разделе УП приводятся избираемые организацией способы НУ. Если выбрать из предложенных НК РФ способов не представляется возможным — отсутствуют готовые методики по тем или иным аспектам, учетные алгоритмы разрабатываются организацией самостоятельно. Такие ситуации возникают, к примеру, если хозяйствующий субъект:
- использует какие-либо налоговые льготы — для отражения в учетной политике этих нюансов важно раскрыть не только условия, при соблюдении которых эти льготы могут организацией использоваться, но и возможные учетно-отчетные действия при утрате такого права, а также необходимые к оформлению в такой ситуации документы;
- имеет филиалы, представительства и иные подразделения — сложная структура организации требует освещения в учетной политике особенностей уплаты налогов подразделениями, схемы обработки и передачи информации от филиалов при расчете и уплате налогов головной компанией и другие нюансы.
О принципах организации раздельного учета читайте в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».
См. также «Как составить налоговую политику организации?».
Итоги
При составлении положения об учетной политике юрлица необходимо учесть законодательно установленные требования и допущения, рационально выбрать учетные методы, а также ответственно подойти к разработке тех вопросов, которые связаны со спецификой работы и особенностями структуры организации.
Распространенные вопросы
Как в учетной политике отразить электронный документооборот с контрагентом?
В учетной политике нужно прописать порядок применения электронного документооборота с контрагентами, если вы планируете его применять. В общем разделе учетной политики логично установить основные правила электронного документооборота с контрагентами (в каких случаях, при каких условиях и в каком порядке он применяется).
Сформулировать можно следующим образом: «Обмен электронными документами производится по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лиц, уполномоченных приказом генерального директора, через оператора электронного документооборота»
Детальный порядок электронного документооборота установите в специальном разделе. Например, если вы планируете использовать его при выставлении счетов-фактур, можете включить в учетную политику такое правило:
«Выставление счетов-фактур осуществляется в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением УКЭП уполномоченного лица через операторов электронного документооборота, обеспечивающих обмен документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в Порядке, утвержденном Приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н».
Подробнее об организации ЭДО в организации читайте здесь.
Можно ли привлечь к ответственности за отсутствие учетной политики?
Можно. За отсутствие самого документа оштрафуют на 200 руб. саму организацию и на 300-500 руб. - должностное лицо (ст. 15.6 КоАП).
Но учетная политика помимо порядка учета устанавливает формы налоговых регистров на предприятии, а также описывает порядок ведения налогового учета. Если налоговики докажут отсутствие налоговых регистров, то выпишут штраф уже на 10 тыс. руб. (30 тыс. руб. - если нарушение совершалось более одного налогового периода).
Если же из-за нарушения будет занижена налоговая база, то штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
Как утвердить изменения в учетной политике?
Изменения в учетную политику можно вносить только с начала нового года либо в случае появления новых нормативных актов, вступающих в силу в середине года.
Подробности см. в материале «Когда и как должно вводиться изменение учетной политики».