Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Как оформляется прием работника на работу

Прием на работу оформляется в течение трех дней с даты фактического начала сотрудником трудовой деятельности (ст. 67 ТК РФ). Какие документы должен представить работник при трудоустройстве и как работодатель оформляет его прием, читайте в нашей статье.

Порядок приема на работу

Прием человека на работу — кадровая процедура, с которой начинаются трудовые взаимоотношения работодателя и работника. Ошибки при оформлении документов чреваты для компании претензиями со стороны государственных органов, а в случае инцидента между сторонами — судебным разбирательством.

Порядок приема на работу новичка зависит от того, в какую именно организацию он трудоустраивается (на государственной службе у кадровых процедур есть свои нюансы).

Прием работника на работу оформляется в два этапа:

  1. Работник представляет необходимые для устройства на работу документы и пишет заявление о приеме.
  2. Работодатель составляет кадровую документацию.

О том, как составляется заявление о приеме на работу, читайте здесь.

В соответствии со ст. 65 ТК РФ для трудоустройства гражданину понадобятся:

  • паспорт или другой удостоверяющий документ, например, паспорт иностранного гражданина;
  • трудовая книжка;

ВНИМАНИЕ! Если новый сотрудник на предыдущем месте работы выбрал электронную трудовую книжку, то вместо бумажной трудовой он должен принести СТД-Р.

  • документы воинского учета;
  • номер СНИЛС (пенсионное свидетельство);
  • документы об образовании;
  • справка об отсутствии судимости (для трудоустройства в органы полиции, таможни, образовательные учреждения, ФСБ, службу судебных приставов).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если для работника ваша компания не будет основным местом работы, трудовую книжку он представлять не должен. Если же работник устраивается на работу впервые, трудовую книжку и СНИЛС ему оформляет работодатель.

Здесь вы можете узнать о действиях работодателя, когда у работника нет СНИЛС, а также о том, как можно быстро его оформить.

Перечень документов для приема на работу не является закрытым. Отдельные законодательные акты устанавливают для определенных профессий или категорий граждан обязанное наличие дополнительных документов. Например, иностранцы при приеме на работу представляют полис ДМС, разрешение на работу или патент, разрешение на временное проживание в РФ, вид на жительство (ст. 327.3 ТК РФ).

ВАЖНО! С 2023 года иностранцы, кроме высококвалифицированных специалистов, имеют право на медпомощь по ОМС; полис добровольного страхования им не понадобится (Закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ).

У водителя при трудоустройстве запросят водительское удостоверение, у продавца — личную медицинскую книжку (п. 1 приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402).

Многие фирмы нанимают специалистов на дистанционную работу. Узнайте из экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс», об особенностях оформления трудовых отношений в таком формате. Получите пробный доступ к данному материалу бесплатно.

Многие работодатели при приеме на работу требуют свидетельство об ИНН, хотя этот документ не входит в перечень, установленный ТК РФ. Однако мы рекомендуем его запрашивать, поскольку налоговики могут обратить внимание на наличие ИНН в рамках проверки сведений о доходах сотрудников по НДФЛ (письмо управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России от 23.11.2015 № 11-2-06/0733).

Кроме того, согласно ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов…» от 29.12.2015 № 385-ФЗ организации и предприниматели, использующие наемный труд, обязаны были до 2023 года ежемесячно отчитываться в ПФР по форме СЗВ-ТД (сейчас ее заменил подраздел 1.1 нового отчета ЕФС-1). Среди сведений, которые страхователь должен представлять, есть и ИНН — при его наличии (подп. 3 п. 2.2 ст. 2 закона № 385-ФЗ).

Вопрос обязательности наличия ИНН при приеме на работу мы детально разобрали в тематической публикации.

При приеме на работу работник пишет заявление на имя руководителя. По закону для коммерческих организаций эта процедура необязательна, однако заявление о приеме на работу составляется во многих компаниях. В нем работник указывает должность, а также дату, с которой приступит к работе. Руководитель визирует заявление и передает его в отдел, занимающийся оформлением кадровых документов.

ВАЖНО! Для устройства на госслужбу заявление необходимо (ст. 26 ФЗ «О государственной службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Оформление документов при приеме на работу

На основании заявления работника и распоряжения руководителя кадровая служба производит оформление работника в штат. Порядок действий такой:

  1. Работник изучает локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, правила хранения и обработки персональных данных и т. д.) и расписывается в том, что он с ними ознакомлен (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Перечисленные внутренние регламентирующие акты должна иметь каждая компания.

В статье «Кадровые документы, которые должны быть в организации» вы найдете перечень обязательной кадровой документации и размер штрафов за ее отсутствие.

  1. Работник знакомится с трудовым договором и подписывает его. Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня начала работы (ст. 61 ТК РФ). Один экземпляр трудового договора остается у работодателя, второй забирает работник.
  2. Кадровая служба в трехдневный срок с даты начала работы новичка формирует приказ о его приеме на работу (ст. 68 ТК РФ). Его подписывают обе стороны трудовых отношений.
  3. Кадровой службой вносится запись о приеме на работу в трудовую книжку. Если сотрудник проработал меньше пяти дней или эта работа не является для него основной, писать в трудовой ничего не нужно (ч. 3 ст. 66 ТК РФ). По желанию совместителя на основной работе ему могут сделать запись о трудоустройстве на новое место.
  4. Кадровик на основании сведений о работнике заполняет личную карточку Т-2. Подробнее о порядке заполнения формы Т-2 вы можете прочесть в этой статье.
  5. Не позднее следующего рабочего дня после издания приказа о приеме или принятия иного решения, которые подтверждают оформление трудовых отношений, а также подписания сторонами договора ГПХ на выполнение работ/оказание услуг, в Социальный фонд России необходимо направить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. О том, как заполнить ЕФС-1 при приеме нового сотрудника, мы рассказали в этом материале.

Все кадровые документы, которые необходимо оформить при приеме сотрудника на работу, эксперты «КонсультантПлюс» собрали в единую подборку. Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Мы рассмотрели документы, обязательные для оформления трудоустройства согласно ТК РФ и иным законодательным актам. Прочие кадровые документы составляются в зависимости от должности сотрудника и установленных правил кадрового делопроизводства в организации.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
22 августа 2024 06:40
Постоянная ссылка
Сын устроился в крупную компанию с 13.08. (подал доки в отдел кадров, подписал согласия, ознакомился со всеми инструкциями), но трудовую принес 19.08, т.к. до этого дня был оформлен в др. организации. К работе в новой компании приступил с 13.08, трудовой договор был подписан через портал госуслуг. Но 21.08 ему сообщили, что он не получит зп за отработанные с 13.08. дни, т.к. не оформлен. Как в данной ситуации поступить?
Ответить
23 августа 2024 08:59
Постоянная ссылка

Вы видимо путаете понятия даты заключеняи трудового договора и даты начала работы. Дело в том, что он н емог приступить к работе по новому основнму месту работы, таккак не прекратил трудовой договор на старой работе до 19.08.2024. Следовательно дата заключения договорав данном случае 13.08.2024, а дата, когда он приступил к работе 19.08.2024. Скоре евсенго и в табеле у него за период с 13.08.2024 по 18.08.2024 на новом месте нет отработанных часов.
Никак не поступать, Ваш сын неосмотрительно подошел к переоформлению трудовых отношений, кроме того, он получил зарплату по старому месту работы, как я понимаю и еще хочет получить ее по новому. пусть работает дальше, новый работодатель прав.

Ответить
29 сентября 2023 20:51
Постоянная ссылка
Как правильно принять сотрудника в ПВЗ на должность материально ответственного лица.
Ответить
1 октября 2023 09:44
Постоянная ссылка
В перечне должностей, на которых может быть возложена полная МО указаны работы:
"Работы: по приему и выплате всех видов платежей; по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через продавца, через официанта или иного лица..." - Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85.

Поэтому, думаю можно.
Ответить
25 августа 2023 10:58
Постоянная ссылка
Здравствуйте.
Новому работнику купили билет на 22.08., дорога занимает 2 дня. По прибытии на объект 24.08 его оформляют. Каким числом его обязаны оформить к организацию, 22.08 или 24.08?
Ответить
26 августа 2023 00:21
Постоянная ссылка

Вопрос непонятен, уточните. Трудовой догвор можно заключить 22.08.2023 при этом указав, что к работе он приступит 24.08.2023.

Ответить
27 марта 2023 10:58
Постоянная ссылка
Можем ли мы принять электромонтера без группы по электробезопасности. после окончания техникума и службы в рядах РФ, согласно штатного расписания по 6 разряду,
или необходимо внести изменения в штатное расписание по этому поводу.


Ответить
Ответить
27 марта 2023 13:28
Постоянная ссылка
Все зависит от того, какие требования установлены у Вас в должностных инструкциях для электромонтера 6 разряда. Если там обязательна группа допуска, то нет, не можете.
Ответить
9 марта 2023 05:48
Постоянная ссылка
я официально не трудоустроен но работаю должен инвалид сообщать в центр занятости об этом
Ответить
28 октября 2022 04:05
Постоянная ссылка
Если работник написал заявление об увольнение за две недели, то тогда нужно приказ издавать в день увольнения?
Ответить
28 октября 2022 14:54
Постоянная ссылка
Да, так как он может в течение всего этого срока передумать и отозвать заявление.
Ответить
28 октября 2022 04:04
Постоянная ссылка
Здравствуйте! Работник написал заявление 26 октября о приеме на работу с 1 ноября, какую дату указать в трудовом договоре? Можно ли написать 31 октября?
Ответить
28 октября 2022 14:57
Постоянная ссылка
Можно, а дата, с которой он должен приступить к работе - 1 ноября. Дата подписания договора и начала работы могут не совпадать (ст. 61 ТК РФ).
Ответить
1 сентября 2022 15:37
Постоянная ссылка
Добрый день! Как принять на работу человека если у него нет прописки? Ни постоянной ни временной... ни какой.
Ответить
1 сентября 2022 15:50
Постоянная ссылка
Заключение трудового договора не поставлено в зависимость от наличия прописки, в ст. 65 ТК РФ нет такого требования. Поэтому в обычном порядке принимать на работу.
Ответить
10 марта 2022 12:21
Постоянная ссылка
Добрый день!
ИП в статусе микропредприятия зарегистрирован в области. На какое место работы ему принять в штат бухгалтера, который прописан в областном центре? Ведь формально не будет же бухгалтер ездить каждый день на работу из областного центра в область?
Ответить
10 марта 2022 15:09
Постоянная ссылка
Согласно ч.2 ст. 57 ТК РФ вам достаточно указать наименование работодателя и его адрес, детализировать конкретное рабочее место ТК РФ Вас не обязывает. Где он прописан для трудового договора также не имеет значение.
Ответить
10 марта 2022 20:04
Постоянная ссылка
Спасибо!
Ответить
12 сентября 2019 15:43
Постоянная ссылка
При приёме на работу в ООО сотрудника, куда и в какие сроки я должна сообщить и какие документы предоставить?
Ответить
11 апреля 2017 11:08
Постоянная ссылка
Так а когда вносится изменение в штатное расписание??? До найма или после?? "На основании заявления работника и распоряжения руководителя кадровая служба производит оформление работника в штат."
Ответить
12 апреля 2017 09:21
Постоянная ссылка
Штатное расписание - документ, где прописан перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц (ст. 15 и 57 ТК РФ, постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1). Если человека принимают на работу, значит в штатном расписании предусмотрена такая должность (письмо Роструда от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1). При чем, штатное расписание обычно утверждается в начале года, изменения вносят, если вдруг решили создать новое подразделение, провести сокращение и т.п. Прием на работу каждого нового сотрудника не требует внесения изменений в этот документ.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН