Подписывайтесь на новости по налогам, учету и кадрам
Новости по налогам, учету и кадрам
Подписаться
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Составляем положение об учетной политике в организации

Все материалы сюжета «Учетная политика-2026»
Положение об учетной политике организации — документ, необходимый для ведения учетного процесса. О том, каким требованиям он должен отвечать и как может выглядеть, расскажем в нашем материале.

Положение по учетной политике на 2026 год: законодательные требования

При составлении положения об учетной политике (УП) необходимо принять за основу требования законодательства, а именно положений следующих документов:

Разработка положения об учетной политике:

  • осуществляется главбухом или иным уполномоченным лицом и утверждается приказом (распоряжением) руководителя;
  • основывается на четырех базовых допущениях: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательного применения учетных принципов, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
  • должна способствовать выполнению 6 требований: полноты и своевременности отражения информации, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности;
  • должна содержать в своем составе обязательные элементы: рабочий план счетов, формы применяемой первички и учетных регистров, алгоритмы проведения инвентаризации, правила документооборота, способы оценки активов и обязательств, схемы контроля за хозяйственными операциями.

Как правильно организовать документооборот, мы рассказали в статье

В положении об учетной политике могут найти отражение и иные необходимые для организации учета решения, например:

  • состав и разграничение обязанностей учетной службы организации;
  • применяемые программные средства;
  • технология сохранения учетной информации и защиты от несанкционированного доступа;
  • иные необходимые для организации учетного процесса аспекты.

Правила, отражаемые в учетной политике, обычно относятся к учетам 2 видов (бухгалтерскому и налоговому), между которыми не всегда существует тождество.

Примеры учетной политики для бухучета, а также для различных систем налогообложения, есть в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Там же можно составить УП для собственной организации на специальном конструкторе. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

Структура положения об учетной политике организации

В отношении структуры положения об учетной политике обязательные требования и указания отсутствуют, поэтому перед его составлением разработчикам необходимо самостоятельно определить все основные структурные составляющие:

  • подлежащие отражению в учетной политике разделы, подразделы, пункты и подпункты;
  • степень детализации информации при описании учетных и организационных нюансов;
  • перечень вопросов, подлежащих отражению в учетной политике исходя из специфики деятельности организации;
  • вычленение из вышеуказанного перечня учетных алгоритмов, требующих отдельного оформления в форме приложений, если они содержат детализированное описание и носят самостоятельный характер (например, методика раздельного учета НДС).

Как отразить порядок учета НДС в учетной политике, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.

О том, какие учетно-организационные вопросы часто выделяют в отдельные положения, читайте в материалах:

Нюансы разработки Положения об учетной политике

Организации обязаны вести два вида учета: бухгалтерский и налоговый. Поэтому в составе положения об учетной политике эти вопросам отводятся отдельные разделы, а при достаточном их объеме составляются два отдельных документа, каждый посвященный своей политике.

Если вы разрабатываете учетную политику для бухгалтерского учета, следует учитывать, что периодически Минфин вводит новые бухстандарты, которые могут потребовать отражения в ведущем бухгалтерском документе.

Например, учтите следующие моменты, обязательные к применению всеми налогоплательщиками, включая упрощенцев.

С отчетности за 2025 год действует новый ФСБУ 4/2023.

Про изменения в учетную политику в связи с новым ФСБУ 4/2023 по бухотчетности рассказываем здесь.

С 01.04.2025 применяется новый ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация".

В этой связи мы рекомендуем такие статьи:

С 01.01.2024 применяется ФСБУ 14/2022.

Подробнее о новшествах мы писали в статье

С 01.01.2023 в связи с переходом на ЕНП и объединением ФСС и ПФР потребовались дополнения в рабочий план счетов. Подробнее здесь.

Также нужно учитывать изменения 2022 года:

  • учет ОС регулируется двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020.
    Организовать и вести учет ОС согласно ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 вам может Путеводитель от КонсультантПлюс. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.
  • операции по аренде должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018.
    Как организации вести учет аренды (лизинга) по ФСБУ 25/2018, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение. 

При формировании раздела, посвященного бухучету, важно помнить, что те организации, которые попадают по своим критериям в разряд «малых» (критерии малого бизнеса указаны в законе о развитии малого и среднего предпринимательства от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 265), могут существенно облегчить себе процесс разработки учетной политики — для них разрешена простая система учета (без двойной записи) и отчетности.

О том, какие нюансы упрощенного учета можно предусмотреть в учетной политике малой компании, читайте в статьях:

В налоговом разделе УП приводятся избираемые организацией способы НУ. Если выбрать из предложенных НК РФ способов не представляется возможным — отсутствуют готовые методики по тем или иным аспектам, учетные алгоритмы разрабатываются организацией самостоятельно. Такие ситуации возникают, к примеру, если хозяйствующий субъект:

  • использует какие-либо налоговые льготы — для отражения в учетной политике этих нюансов важно раскрыть не только условия, при соблюдении которых эти льготы могут организацией использоваться, но и возможные учетно-отчетные действия при утрате такого права, а также необходимые к оформлению в такой ситуации документы;
  • имеет филиалы, представительства и иные подразделения — сложная структура организации требует освещения в учетной политике особенностей уплаты налогов подразделениями, схемы обработки и передачи информации от филиалов при расчете и уплате налогов головной компанией и другие нюансы.

О принципах организации раздельного учета читайте в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

См. также «Как составить налоговую политику организации?».

Итоги

При составлении положения об учетной политике юрлица необходимо учесть законодательно установленные требования и допущения, рационально выбрать учетные методы, а также ответственно подойти к разработке тех вопросов, которые связаны со спецификой работы и особенностями структуры организации.

Распространенные вопросы

Как в учетной политике отразить электронный документооборот с контрагентом?

В учетной политике нужно прописать порядок применения электронного документооборота с контрагентами, если вы планируете его применять. В общем разделе учетной политики логично установить основные правила электронного документооборота с контрагентами (в каких случаях, при каких условиях и в каком порядке он применяется).

Сформулировать можно следующим образом: «Обмен электронными документами производится по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лиц, уполномоченных приказом генерального директора, через оператора электронного документооборота»

Детальный порядок электронного документооборота установите в специальном разделе. Например, если вы планируете использовать его при выставлении счетов-фактур, можете включить в учетную политику такое правило:

«Выставление счетов-фактур осуществляется в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением УКЭП уполномоченного лица через операторов электронного документооборота, обеспечивающих обмен документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в Порядке, утвержденном Приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н».

Подробнее об организации ЭДО в организации читайте здесь.

Можно ли привлечь к ответственности за отсутствие учетной политики?

Можно. За отсутствие самого документа оштрафуют на 200 руб. саму организацию и на 300-500 руб. - должностное лицо (ст. 15.6 КоАП).

Но учетная политика помимо порядка учета устанавливает формы налоговых регистров на предприятии, а также описывает порядок ведения налогового учета. Если налоговики докажут отсутствие налоговых регистров, то выпишут штраф уже на 10 тыс. руб. (30 тыс. руб. - если нарушение совершалось более одного налогового периода).

Если же из-за нарушения будет занижена налоговая база, то штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).

Как утвердить изменения в учетной политике?

Изменения в  учетную политику можно вносить только с начала нового года либо в случае появления новых нормативных актов, вступающих в силу в середине года.

Подробности см. в материале «Когда и как должно вводиться изменение учетной политики».

Описание правил учета объектов или операций, которых у вас раньше не было, считается не изменением, а дополнением учетной политики. Дополнения можно вносить в любое время, а применять сразу после утверждения (п. 10 ПБУ 1/2008).
Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН