Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
- на автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Для каждой из них есть и свой частный ПС:
- для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
- бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
- казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.
Также в отдельный тип государственной организации выделен государственный внебюджетный фонд (закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ).
Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
План счетов бюджетного учета — 2024
Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.
ПС состоит из пяти разделов:
- Нефинансовые активы.
- Финансовые активы.
- Обязательства.
- Финансовый результат.
- Санкционирование расходов.
В нефинансовые активы входят:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- материалы, товары, готовая продукция;
- амортизация;
- наценка;
- вложения в нефинансовые активы;
- нефинансовые активы в пути;
- нефинансовые активы имущества казны;
- расходы;
- права пользования активами, обесценение активов.
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Узнайте больше об особенностях бюджетного учета основных средств из тематической публикации.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Финансовые активы включают:
- денежные средства в различных местах хранения;
- финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
- дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
- вложения в финансовые активы.
Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.
В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.
Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.
Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:
- ассигнований из бюджета;
- лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
- плановых доходов и расходов.
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 128–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.
Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрены забалансовые счета. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Бухгалтеру бюджетной организации следует учитывать большое количество законодательных нововведений, актуальных в 2024 году. Ознакомьтесь с их перечнями и особенностями практического применения новшеств в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Состав и структура счета бюджетного учета
Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.
Номер счета состоит из 26 разрядов. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также в таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Таблица 1
Номер разряда счета |
|||||
1–17 |
18 |
19–21 |
22 |
23 |
24–26 |
Классификационный признак поступлений и выбытий |
Код финансового обеспечения (деятельности) |
Объект учета (код синтетического счета) |
Группа объекта учета (код аналитического счета) |
Вид объекта учета (код аналитического счета) |
Вид поступлений, выбытий объекта учета по статьям (подстатьям) КОСГУ |
Разряды 18-26 номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.
Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 30 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».
Номер разряда |
Значение разряда |
Расшифровка |
1–17 |
КРБ |
См. таблицу 2 |
18 |
1 |
За счет средств бюджета |
19–21 |
102 |
Нематериальные активы |
22 |
3 |
Иное движимое имущество |
23 |
0 |
— |
24–26 |
320 |
Увеличение стоимости НМА |
Остановимся подробнее на составлении разрядов 1–17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1–17-й.
КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4–20-й разряды КБК переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.
Таблица 2
Номер разряда КБК (кода расходов) |
|||||||
1–3 |
4–5 |
6–7 |
8–12 |
13–17 |
18 |
19 |
20 |
Код главного распорядителя бюджетных средств |
Код раздела |
Код подраздела |
Код целевой статьи |
Код вида расходов |
|||
Программная (непрограммная) статья |
Направление расходов |
Группа |
Подгруппа |
Элемент |
|||
|
Приложение 1 к указаниям № 82н |
Приложение 2 к указаниям № 82н |
Приложение 3 к указаниям № 82н |
Для финансовых органов КБК в счете отражаются по-другому. В 1–17-й разряды счета попадают 1–17-й разряды КБК, а на место 24–26-го разрядов счета ставятся 18–20-й разряды КБК. Общее количество цифр в КБК осталось неизменным (20), так как в коды были добавлены 3 цифры: подвид дохода в классификации доходов, целевой статьи в классификации расходов и вид источников финансирования дефицита.
Ознакомьтесь с перечнями КБК, действующих в 2023 году.
Изменения, актуальные в 2024 году
С 01.01.2023 вступил в действие новый приказ Минфина России от 24.05.2022 № 82н, устанавливающий Порядок формирования и применения КБК, их структуру и принципы назначения. Он заменил предшествующий норматив аналогичного назначения — приказ от 06.06.2019 № 85н. Новый приказ № 82н должен учитываться при формировании бюджетов на 2024 год, а также на плановый период - 2025 год.
Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили практические нюансы применения положений приказа № 82н в части отражения в бюджетном учете уплаты неустойки, которая предъявлена учреждению. Получите пробный доступ к публикации на данную тему бесплатно.
Также не следует забывать, что в Единый ПС, а также ПС бюджетного учета № 162н еще в 2020 году были внесены изменения, которые следует учитывать при формировании рабочего плана счетов с 01.01.2021 (то есть в том числе на 2024 год — приказ Минфина от 28.10.2020 № 246н).
В частности:
- появились новые группы счетов в разделе 1 «Нефинансовые активы»;
- скорректированы группы счетов, отражающие права пользования;
- утратили силу некоторые счета, отражающие изменение стоимости НМА.
Итоги
Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. С 2021 года необходимо было внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.