Подписывайтесь на новости по налогам, учету и кадрам
Новости по налогам, учету и кадрам
Подписаться
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Платят ли пенсионеры налог на землю в 2026 году

Все материалы сюжета «Уплата налогов и пошлин физических лиц»
Пенсионеры могут не платить земельный налог по федеральной льготе, закрепленная в п. 5 ст. 391 НК РФ. В статье расскажем, как правильно применить льготу, на какие участки она распространяется, а также подскажем, что нужно сделать пенсионеру, чтобы не переплачивать.

Как работает федеральный вычет «6 соток» для пенсионера

Чтобы налогоплательщику понять, должен ли пенсионер платить налог на землю, нужно разобраться с правилом «6 соток». До 2017 года льгота выглядела так: пенсионеры просто освобождались от налога на фиксированную сумму. Сейчас механизм реализован через уменьшение налоговой базы. Государство вычитает стоимость 6 соток земли из общей площади вашего участка, и налог начисляется только на остаток.

Нужно ли платить налог на теплицу, ответили в статье.

Логика расчета простая:

  1. Берется полная кадастровая стоимость всего участка.
  2. Вычисляется стоимость одной сотки (общая стоимость делится на общую площадь).
  3. Из общей площади вычитается 6 льготных соток.
  4. Оставшаяся площадь умножается на стоимость одной сотки — это и есть новая налоговая база.
  5. Полученная сумма умножается на местную ставку налога.

Если после применения вычета налоговая база принимает отрицательное значение, то есть участок меньше 6 соток, она признается равной нулю согласно п. 7 ст. 391 НК РФ. Следовательно, налог платить не нужно вовсе.

Пример расчета: пенсионер владеет дачным участком площадью 10 соток. Кадастровая стоимость всей земли составляет 400 000 рублей.

  • Стоимость одной сотки: 400 000 / 10 = 40 000 рублей.
  • Налогооблагаемая площадь: 10 - 6 = 4 сотки.
  • Налоговая база: 4 × 40 000 = 160 000 рублей.
  • Сумма к уплате (при ставке 0,3%): 160 000 × 0,003 = 480 рублей.

Платят ли пенсионеры налог на имущество, ответили тут.

Земельный налог для пенсионеров при наличии нескольких земельных участков

Льгота носит заявительный характер в части выбора объекта. Если у пенсионера в собственности находится два или три земельных участка, уменьшить налоговую базу на 6 соток он может только по одному из них. Это правило закреплено в п. 6.1 ст. 391 НК РФ. Что будет, если не сделан выбор?

  • Если владелец до 31 декабря текущего года не подал уведомление о выборе льготного участка, инспекторы применят вычет самостоятельно.
  • Выбор падет на тот участок, по которому исчисленная сумма налога является максимальной. По второму и последующим участкам придется заплатить полную стоимость без каких-либо скидок.

Чтобы направить налог именно туда, куда выгодно вам, например, на дорогой участок в черте города, оставив дешевые сельскохозяйственные гектары под полный налог, необходимо подать «Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет». Сделать это можно через Личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.gov.ru, в МФЦ или заказным письмом.

Формулу расчета земельного налога и подробные комментарии по его расчету вы найдете в этой статье.

Каковы способы уплаты налогов, указанных в налоговом уведомлении, узнайте в системе «КонсультантПлюс», оформив пробный бесплатный доступ на два дня. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

Льготы пенсионерам по налогам на землю по некоторым регионам

Федеральный закон устанавливает минимальную защиту. Однако субъекты РФ имеют право расширять эти границы. Местные власти могут увеличивать размер вычета вплоть до полного освобождения от уплаты.

  • Санкт-Петербург: пенсионеры полностью освобождены от земельного налога за участки площадью до 25 соток.
  • Великий Новгород: граждане старше 70 лет не платят земельный налог за участки для садоводства и личного подсобного хозяйства любого размера.
  • Московская область: в ряде муниципалитетов действуют дополнительные скидки для ветеранов труда и многодетных семей, которые суммируются с федеральными.

Уточнять наличие таких бонусов необходимо на официальном сайте ФНС в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

См. статью: «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости».

Как пенсионеры платят земельный налог в 2026 году

Хотя базовые ставки самого земельного налога остались прежними, контекст владения недвижимостью изменился кардинально.

  • Применяется прогрессивная шкала НДФЛ при продаже. При реализации земли, находившейся в собственности меньше минимального срока (3 или 5 лет), пенсионер теперь платит налог на доходы физлиц по ставке 13% на доход до 2,4 млн рублей и 15% на сумму превышения.
  • Отменены бумажные уведомления. С 2026 года бумажные квитанции перестанут приходить тем, кто зарегистрирован на Госуслугах или в личном кабинете ФНС. Пропуск письма больше не будет оправданием для просрочки платежа.
  • Выбор льгот переведен на «цифру». Уведомление о выборе участка для вычета теперь имеет строго унифицированный электронный формат (приказ ФНС России от 27.05.2020 № ЕД-7-21/352@). Ошибки в заполнении полей приведут к тому, что система отклонит документ, и льгота уйдет на самый дорогой объект автоматически.
  • Появились новые категории льготников. Согласно ФЗ № 425-ФЗ с 2025 года право на вычет получили лица, указанные в подп. 9.1–9.5 п. 1 ст. 407 НК РФ, в частности, участники программ по переселению соотечественников в определенных статусах.

Как уплатить налог на имущество физических лиц, ответили тут. 

Как оформить льготы пенсионерам по налогам на землю в 2026 году

Несмотря на то что данные о статусе пенсионера ФНС получает из СФР в рамках межведомственного взаимодействия, сбои случаются часто. Особенно если статус был получен в середине года.

Что делать, если не пришло уведомление на уплату личных налогов, узнайте здесь.

Чтобы гарантированно получить льготу, следуйте этому алгоритму:

  1. Зайдите в личный кабинет налогоплательщика для физических лиц.
  2. Перейдите в раздел «Каталог обращений» -> «Оформить льготу».
  3. Выберите вид налога — «Земельный налог», укажите отчетный год.
  4. Система покажет все ваши участки. Отметьте галочкой тот, к которому хотите применить 6 соток.
  5. Подпишите заявление бесплатной неквалифицированной электронной подписью (формируется прямо в кабинете).

Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. Если налог уже был начислен и уплачен без учета льготы, после одобрения заявления излишне уплаченные деньги можно вернуть на банковский счет или зачесть в счет будущих платежей. 

Про порядок уплаты налога на землю индивидуальным предпринимателем прочитайте в нашем материале.

Как заявить льготу по земельному налогу, узнайте в системе «КонсультантПлюс», оформив пробный бесплатный доступ на два дня. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

Итоги

Итак, какой налог на землю для пенсионеров:

  • Пенсионеры платят земельный налог, но имеют безусловное право на федеральный вычет 6 соток (ст. 391 НК РФ).
  • Если участок 6 соток или меньше, налог равен нулю.
  • Если участков несколько, вычет применяется только к одному по выбору гражданина.
  • Оформление происходит преимущественно онлайн через личный кабинет ФНС, но требует контроля со стороны плательщика.
  • Реформа 2025 года усилила цифровизацию процесса и ввела прогрессивный НДФЛ при продаже земли, что косвенно влияет на финансовое планирование пожилых собственников.

Как рассчитать земельный налог при продаже земельного участка, узнайте в системе «КонсультантПлюс», оформив пробный бесплатный доступ на два дня. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

О нюансах исчисления и уплаты земельного налога читайте в нашей рубрике «Земельный налог».

Добавить в закладки
Вопросы по этой теме
Если вы не нашли ответ, то задайте вопрос нашему профессиональному сообществу на форуме.
Как узнать ставку земельного налога по кадастровому номеру?
Чтобы узнать ставку земельного налога по кадастровому номеру, сначала нужно определить, в каком муниципальном образовании расположен участок и к какой категории земель он...
Земельный налог - местный или региональный?
Земельный налог в России местный, а не региональный. Согласно статье 15 НК РФ, к местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор и...
Что не является объектом налогообложения земельным налогом?
Земельным налогом не облагаются пять видов участков, среди которых — изъятые из оборота, которые по закону не могут принадлежать гражданам или бизнесу; ограниченные в обороте...
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН