Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Инструкция по охране труда для офисных работников (2023)

Инструкция по охране труда для офисных работников определяет порядок действий персонала офиса в различных рабочих ситуациях. Что учесть при разработке инструкции по охране труда для офисных работников, чтобы обеспечить комфортные и безопасные условия труда на предприятии, расскажем в нашей статье.

Зачем нужны инструкции по охране труда

Организации и индивидуальные предприниматели, которые нанимают работников, должны обеспечить им безопасные условия труда. Обязанности работодателей в области охраны труда перечислены в ст. 214 ТК РФ. Одной из них является разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда.

Важно! Каждый работодатель должен понимать, что жизнь и здоровье работников — это главная ценность, и, помня о своих обязательствах, содержать в порядке документацию по охране труда.

Положение об охране труда — ключевой локальный норматив, обеспечивающий безопасность выполнения работниками трудовых функций.

Наличие правил безопасного поведения на рабочем месте дисциплинирует персонал и одновременно говорит о надежности и ответственности работодателя.

Обязанности по соблюдению правил охраны труда есть и у работодателей, и у работников. Основные обязанности работников перечислены в ст. 215 ТК РФ, согласно которой всем сотрудникам, включая руководителя, необходимо обучаться безопасным способам работы, оказанию первой помощи пострадавшим и периодически проходить проверку знаний по охране труда. Наличие инструкций по охране труда позволяет обеспечить соблюдение трудового законодательства.

О других обязанностях работодателя в области охраны труда читайте в статьях:

Система охраны труда сложна и регламентирована большим количеством нормативных актов. Инструкции по охране труда являются частью комплекта документов, который должен быть на каждом предприятии. Эти документы активно проверяются в следующих случаях:

  • при проверке трудовой инспекцией, которая может быть как плановой, так и внезапной (в связи с жалобой работников компании на нарушение правил охраны труда);
  • если произошел несчастный случай;
  • при подготовке комплекта документов для вступления в саморегулируемые организации;
  • при участии в различных тендерах.

Важно! Если в первых двух случаях проверка выявит отсутствие инструкций по охране труда, то на предприятие и должностных лиц может быть наложено взыскание в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ (редакция от 06.03.2022).

Узнайте больше о порядке применения штрафов на основании указанной статьи КоАП РФ из специального материала, размещенного в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Указанной статьей КоАП РФ предусмотрен штраф для предприятия в размере от 50 000 до 80 000 руб., а для должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб. Если нарушение законодательства в области охраны труда допущено повторно, должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет или подвергнуто штрафу от 30 000 до 40 000 руб. Юридическому лицу грозит приостановка деятельности на срок до 90 дней или штраф от 100 000 до 200 000 руб.

Для того чтобы составить качественные инструкции по охране труда, необходимо разобраться в специфике каждого вида работ на предприятии.

Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о порядке составления инструкций по охране труда. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.

Специфика охраны труда в офисе

Основная задача при составлении инструкции по охране труда — отразить свод правил, позволяющих избежать негативного воздействия возможных опасных и вредных факторов, выявленных в процессе специальной оценки условий труда.

О важных нюансах при проведении специальной оценки условий труда в 2021 году читайте в статье «Нужно ли проводить внеплановую СОУТ, если работники возвращаются в офис с удаленки?».

В первую очередь работа офисного сотрудника связана с персональным компьютером и другой оргтехникой, поэтому достаточно внимания в инструкции по охране труда для офисных работников должно быть уделено электробезопасности.

Кроме того, на офисного сотрудника воздействуют следующие вредные и опасные факторы:

  • электромагнитное излучение;
  • длительные статические нагрузки;
  • эмоциональные нагрузки;
  • падение предметов с высоты;
  • травмирующая поверхность предметов мебели и оргтехники.

ВАЖНО! С 01.04.2021 действует актуальный перечень вредных и опасных факторов, утв. приказом Минздрава № 1420н от 31.12.2020.

Охрана труда офисного сотрудника заключается не только в предотвращении воздействия на него вредных и опасных факторов, но и в соблюдении правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных на предприятии.

Согласно ст. 109 ТК РФ работодатель обязан предоставлять сотрудникам отдельно от обеденного перерыва время для отдыха на протяжении рабочего дня. Речь идет о видах работ, специфика и технология которых попросту требует этого. Сюда причисляют и работу на компьютере. Перечень таких работ, а также предоставление специальных перерывов подлежит отображению в правилах внутреннего распорядка.

С 01.03.2021 применяется новый СанПиН 1.2.3685-21, утв. постановлением главного государственного врача РФ № 2 от 28.01.2021. Действующий до этого СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, который определял требования к организации работы на ПЭВМ, утратил силу и в 2023 году, таким образом, не применяется.

С учетом норм по новому СанПиН определяются требования к производственным помещениям. Подробности — в экспертном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Следует отметить, что СанПиН 1.2.3685-21 объединяет предшествующие гигиенические и санитарные нормы и определяет в том числе оптимальные и допустимые уровни физических факторов на рабочих местах.

К примеру, оптимальная температура в офисе, где постоянно находятся люди (не меньше 2 часов), в теплый период года должна составлять 23–25 °C. Предполагается, что при этом среднесуточная температура на улице больше 10 °C. А вот в холодное время года, когда на улице температура в среднем не больше 10 °C, в офисе, где люди заняты умственным трудом, она должна составлять 19–21 °C.

Узнайте больше о допустимых показателях температуры воздуха на рабочем месте.

Понимая специфику деятельности офисных работников, можно приступить к составлению инструкции по охране труда.

Основные разделы инструкции по охране труда

Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда были утверждены Министерством труда и социального развития 13.05.2004. В рекомендациях содержится образец инструкции, в котором предусмотрены следующие разделы:

  1. Общие вопросы охраны труда. В этом разделе описываются все вредные и опасные факторы, перечисляются обязанности работника по соблюдению правил охраны труда, содержится информация о средствах защиты.
  2. Безопасность труда перед началом работы. В этой части инструкции описана последовательность действий сотрудника по подготовке рабочего пространства для безопасного выполнения работ.
  3. Безопасность труда во время работы.
  4. Действия в аварийных ситуациях. Особое внимание нужно уделить действиям работника по оповещению руководства и коллег о необходимости эвакуации.
  5. Безопасность труда по окончании работы. Раздел содержит последовательность контрольных действий в конце рабочего дня.

Вариант оформления инструкции по охране труда для офисных работников есть в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и скачайте образец.

Каждый работник должен быть ознакомлен с инструкцией по охране труда под роспись. Инструкции по охране труда должны находиться в любом доступном работникам месте.

С 1 марта 2022 года работников необходимо информировать об условиях и охране труда в организации.

Итоги

Разработка инструкций по охране труда — важная часть мероприятий, проводимых работодателем с целью предотвращения воздействия опасных и вредных факторов на здоровье работников. Однако можно с уверенностью сказать, что охрана труда не только снижает вероятность поражения и заболеваний персонала, но и способствует созданию комфортных условий работы, тем самым повышая производительность труда.

Выбор остается за работодателем: платить штрафы или обеспечить безопасность и высокую работоспособность персонала предприятия, проводя комплекс мероприятий по охране труда.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
13 октября 2022 07:34
Постоянная ссылка
Подскажите пожалуйста , у нас офисное помещение находится под сто, в прошлом году они ввели себе новую услугу покраску машин , и весь запах идет к нам наверх . Мы ежедневно сидим в запахе краски , которую уже даже не чувствуем( Как то законно можно повлиять на это? Принудить поставить вытяжки например ? Помещение арендованное у нас .
Ответить
5 мая 2022 14:17
Постоянная ссылка
Добрый день,
Вопрос: подпадает-ли персональный компьютер под понятие "производственное оборудование" и каким нормативным актом это определено?
Ответить
5 мая 2022 22:28
Постоянная ссылка
Насчет нормативных актов не скажу, почему-то мне кажется, что это теория из учебников. Берете учебник, словарь и там ищите определение данного термина. Я нашла это:
производственное оборудование - это совокупность различного рода машин и механизмов, оказывающих в процессе производства продукции непосредственное механическое, термическое или химическое воздействие на предмет труда.
Исходя из этого определения персональный компьютер сложно отнести к производственному оборудованию. Но возможно Вы найдете какие-то другие определения. Также Вы можете обратиться к участникам нашего форума, они также могут высказать свою точку зрения по Вашему вопросу.
Ответить
6 апреля 2022 10:02
Постоянная ссылка
Скажите, кто причисляет работу на компьютере к таким видам работ? Есть какие либо нормы по предоставлению перерывов для офисных работников? Как это отразить в ПВТР?
"Согласно ст. 109 ТК РФ работодатель обязан предоставлять сотрудникам отдельно от обеденного перерыва время для отдыха на протяжении рабочего дня. Речь идет о видах работ, специфика и технология которых попросту требует этого. Сюда причисляют и работу на компьютере."
Ответить
6 апреля 2022 12:12
Постоянная ссылка
Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 утвержден перечень вредных факторов, воздействующих на организм. В части компьютерной техникик в нем следует рассматривать:
• раздел 4 «Физические факторы» - 4.2.5. электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц).
• раздел 5 «Факторы трудового процесса» - 5.1.3. рабочее положение тела работника (длительное нахождение работника в положении "сидя" без перерывов, , с наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением ног, с невозможностью изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга, длительное перемещение работника в пространстве и 5.2.1. работа с оптическими приборами (более 50% времени смены).
Сейчас нет документа, который регламентировал время перерыва при работе за компьютером, ранее это был СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Содержащиеся в нем нормативы были рекомендательными, работодатель сейчас самостоятельно определяет порядок предоставления таких перерывов.
В ПВТР прописывается принятый в компании режим работы, в этом разделе и указывается длительность перерывов и их количество в течение дня. Также указывается диапазон времени, когда их можно использовать.
Ответить
5 апреля 2022 12:34
Постоянная ссылка
РАБОТНИК ОСВОБОЖДЕН ОТ ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ. ЗАЧЕМ НУЖНО РАЗРАБАТЫВАТЬ ИНСТРУКЦИЮ ПО ОТ???
Ответить
5 апреля 2022 13:58
Постоянная ссылка
Освобождение работника от прохождения инструктажа формально не освобождает компанию от необходимости разработки и утверждения инструкций (п. 2.1.5, 2.1.6 постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2013 г. № 1/29).
Он освобождается от инструктажа на рабочем месте, но первичный инструктаж и инструктаж при каких-то изменениях локальных актов или условий работы он проходить обязан.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить