Правила отражения мягкого инвентаря в бухгалтерском учете
Мягкий инвентарь - это в бюджете не только белье (рубашки, халаты и др.), в том числе и постельное, но также одежда, обувь, предохранительные принадлежности (например, комбинезоны, костюмы и др.) и средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы).
При поступлении на склад все изделия, относящиеся к мягкому инвентарю, подлежат обязательной маркировке. Как правило, этим занимается материально ответственное лицо (например, завхоз или другой сотрудник учреждения).
Маркировка ведется в соответствии с определенными правилами:
- используется специальный штемпель (с наименованием учреждения), на который нанесен несмываемый краситель;
- информация на штемпеле должна легко читаться;
- маркировка не должна портить внешний вид изделия.
ВАЖНО! Доступ к штемпелям должен быть ограничен, поэтому они хранятся в сейфе у руководителя или у его заместителя (например, у главного бухгалтера учреждения).
Учет ведется на одном из двух счетов, в зависимости от стоимости приобретенных изделий. Если в процессе приемки имущество было признано как особо ценное, тогда используется счет 0 105 25 000. Если было определено к категории иное движимое имущество, тогда учет ведется на счете 0 105 35 000.
Пример
Бюджетное учреждение детская спортивная школа «Чемпион» закупило спортивные костюмы на общую сумму 30 000 рублей. Чтобы оприходовать изделия на баланс учреждения, бухгалтер сделала соответствующую запись:
- Дт 0 105 35 340 – Кт 0 302 34 730 — 30 000
Вся сумма сразу была оприходована на счет 105.35, поскольку приобретение мягкого инвентаря было проведено в рамках одного договора (поставки или другие услуги были оплачены разово).
Иногда целесообразно дополнительно применять счет 106.04. Его используют в тех случаях, когда покупка мягкого инвентаря проводится по одному договору, а дополнительные услуги (например, доставка изделия) выполняется другим контрагентом и оформляется отдельным договором. Кроме того, этот же счет используется в том случае, если мягкий инвентарь нуждается в каких-то дополнительных манипуляциях (например, перед выдачей в эксплуатацию изделия нужно постирать, и бюджетное учреждение пользуется услугами прачечной).
Еще больше аспектов по учету в бюджетных учреждениях вы найдете в нашей рубрике "Учет в бюджетных учреждениях".
Выдача в эксплуатацию
Если необходимо выдать мягкий инвентарь со склада или передать с одного материально ответственного лица учреждения другому, это нужно отразить в учете путем смены ответственного лица и (или) местонахождения (адреса, места хранения).
Если изделие выдано в личное пользование сотрудникам учреждения, то необходимо произвести списание мягкого инвентаря в бюджетном учреждении с баланса на забалансовый счет 27.
Списание мягкого инвентаря
Перед тем как списать мягкий инвентарь в бюджетном учреждении, комиссия должна вынести соответствующее решение, на которое оформляется акт (0504143 — мягкий и хозинвентарь, 0510460 — материальные запасы).
В учетной политике необходимо заблаговременно указать, как будет списываться мягкий инвентарь. Так, списание можно проводить по средней фактической стоимости. Кроме того, есть второй вариант — списание по фактической стоимости каждого изделия.
Подробнее о том, каким способом бюджетному учреждению определить стоимость материальных запасов, рассказано в Готовом решении от "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
По общему правилу существуют разные причины списания мягкого инвентаря в бюджетном учреждении: например, это может быть непригодность к дальнейшей эксплуатации, естественный износ, недостача, порча.
Если в результате списания и уничтожения мягкого инвентаря образовалась ветошь, то по решению комиссии она может быть принята к учету. Для этого изделия необходимо взвесить и принять на баланс бюджетного учреждения. Далее ветошь допустимо использовать в хозяйственных целях, списывая с учета нужный вес по мере необходимости.
Пример
Комиссия по приобретению и списанию нематериальных запасов, действующая в бюджетном учреждении «Городская клиническая больница» приняла решение списать изделия, находящиеся на учете, как мягкий инвентарь. Была установлена причина списания — выявленный физический износ. Общая стоимость изделий 1 500 рублей.
Был составлен акт о списании, и на основании этого документа бухгалтер учреждения сделала соответствующую проводку:
- Дт 4 401 10 172 – Кт 4 105 35 445 — 1500 (списан мягкий инвентарь)
После уничтожения списанного мягкого инвентаря образовалась ветошь.
На баланс поставлена ветошь по текущей оценочной стоимости — 200 рублей.
Бухгалтер учреждения составила проводку:
- Дт 2 105 36 346 – Кт 2 401 10 199 — 200 (на баланс поставлена ветошь, образовавшаяся в результате уничтожения мягкого инвентаря).
Итоги
Учет мягкого инвентаря в бюджетных учреждениях необходимо вести в соответствии с правилами, установленными нормативными документами. Важно правильно принять, промаркировать, делать списания и внутренние перемещения мягкого инвентаря, составляя на каждую операцию соответствующую бухгалтерскую проводку.
Если есть возможность, то после списания и уничтожения мягкого инвентаря его необходимо приходовать как ветошь, а затем использовать для реализации хозяйственных нужд учреждения.
Ошибки в учете могут привести к таким нежелательным последствиям, как недостача или пересортица, за которые понесут наказание материально ответственные лица, а также главный бухгалтер и руководитель бюджетного учреждения.