Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?
О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:
- ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
- упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).
Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.
Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+ бесплатно.
Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.
ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.
Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.
Согласно этой статье к СМП относятся:
- хозяйственные общества и партнерства;
- производственные и потребкооперативы;
- КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
- ИП.
При этом вышеуказанные субъекты:
- должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
- соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.
Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предусмотрены для коммерческих организаций (в том числе малых предприятий, не подлежащих обязательному аудиту и не являющихся микрофинансовыми организациями)? Ответ на этот вопрос см. в путеводителе по годовой отчетности в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.
Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?
Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.
Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:
- должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
- должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
- коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
- субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
- в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).
Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).
Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:
- для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
- для малых компаний Чср до 100 чел.;
- для микрофирм Чср до 15 чел.
Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».
Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.
Ограничительный критерий — доход вместо выручки
Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.
ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:
- микрофирмы — 120 млн руб.;
- малые компании — 800 млн руб.;
- средние предприятия — 2 млрд руб.
Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.
Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:
- «МСФО № 18 Выручка — особенности применения (нюансы)»;
- «Основные правила, когда организация без НДС работает с организацией с НДС».
Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).
О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:
- «Если кредитор не требует уплаты штрафных санкций, предусмотренных договором, нужно ли их включать в доходы?»;
- «Какие доходы являются внереализационными?».
Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет
У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:
- забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
- применять упрощенную систему учетных регистров;
- отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
- применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
- не формировать резервы;
- не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
- не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
- признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
- все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).
Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале "Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2022)".
Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:
- сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
- отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
- раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
- исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.
При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.
Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина
Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.
Исходя из этих рекомендаций, СМП:
- не сможет обойтись без оформления учетной политики;
- должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
- может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).
Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:
- организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
- вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
- построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.
Итоги
Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.
Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.