Что такое инвентаризация?
Инвентаризация — одна из процедур контроля над сохранностью имущества компании. Суть ее в сопоставлении фактического наличия ценностей (денег, оборудования, зданий, а также обязательств) с данными бухучета.
Порядок проведения инвентаризации основных средств регламентируется следующими законодательными актами:
- ФСБУ 28/2023 — с 01.04.2025 описывает порядок инвентаризации.
Что изменилось в инвентаризации по сравнению с прежними правилами, узнайте в обзоре. Пробный доступ к КонсультантПлюс бесплатный. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость. - положением по ведению бухучета и бухотчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н);
- законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Проводить инвентаризацию компания должна не только по собственному имуществу, но и по взятому на хранение или арендованному. Инвентаризация проводится по месту нахождения имущества и в присутствии материально ответственного лица либо руководителя коллектива, если речь идет о коллективной матответственности.
Не реже какого срока должна осуществляться инвентаризация?
Инвентаризация основных средств должна осуществляться не реже 1 раза в 3 года, а библиотечных фондов не реже 1 раза в 5 лет (п. 15 ФСБУ 28/2023).
Точные сроки проведения инвентаризаций определяются компанией самостоятельно. Как правило, инвентаризация ОС проводится перед годовой отчетностью. Однако законодательством установлены и иные случаи, в которых компания обязана провести инвентаризацию.
При этом с 1 апреля 2025 года этот перечень новым ФСБУ расширен:

Изучим порядок проведения инвентаризации основных средств.
Как проводится инвентаризация основных средств: основные этапы и необходимые документы по учету
Порядок инвентаризации основных средств устанавливает руководитель компании в соответствии с действующим законодательством.
Выделяют 3 основных этапа проведения инвентаризации:
1. В организации должна быть создана инвентаризационная комиссия, состав которой руководитель компании утверждает в приказе о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22.
В инвентаризационную комиссию следует включить бухгалтеров, специалистов по ОС, руководство компании. Недопустимо отсутствие хотя бы одного члена комиссии — только при стопроцентной явке всех участников инвентаризации процедура считается состоявшейся. Помимо состава комиссии, в ИНВ-22 регистрируются сроки проведения инвентаризации, причины и объекты проверки.
ВНИМАНИЕ! Ограничений по максимальному и минимальному числу членов комиссии действующим законодательством не предусмотрено. С 01.04.2025 отсутствие 1/5 и более членов инвентаризационной комиссии при обязательном проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 21 ФСБУ 28/2023). Ранее требование было строже - акт считалсяс недействительным при отсутствии подписи даже одного члена комиссии.
Все проводимые компанией инвентаризации должны быть зафиксированы.
Новый стандарт говорит о том, что результаты проведения инвентаризации должны быть документально оформлены, но полного перечня документов (как было в прошлом порядке) не установлено. Какие документы и как оформлять, предприятие решает самостоятельно (Информационное сообщение Минфина России от 12.04.2023 № ИС-учет-44). В том числе можно продолжать использовать унифицированные формы, закрепив это в учетной политике.
В этом случае фиксация ведется в журнале по форме ИНВ-23.
Перед началом инвентаризации члены комиссии получают актуальные документы по ОС компании. На них делается пометка «до инвентаризации на ____ (дата)». Материально ответственные лица письменно подтверждают, что к началу процедуры все документы на ОС были переданы комиссии.
Помимо бухгалтерских документов по ОС, комиссия проверяет:
- сведения, которые подтверждают права собственности компании на здания;
- техпаспорта и иную техдокументацию;
- регистры аналитического учета;
- наличие документов на объекты природных ресурсов, принадлежащие компании.
2. Комиссия в ходе инвентаризации осматривает ОС и фиксирует в описи по форме ИНВ-1 название ОС, назначение, инвентарные номера и основные показатели объекта.
Если доступа к объектам нет, с 01.04.2025 разрешается использовать альтернативные методы инвентаризации. Что это, читайте здесь.
Для ТС и оборудования в описи должен быть указан заводской номер в соответствии с техпаспортом изготовителя, год выпуска, назначение, мощность.
Однотипные ОС, которые поступили в организацию одновременно и учитываются на инвентарной карточке группового учета, в описи указываются по наименованиям с указанием количества.
ОС, которые на момент инвентаризации отсутствуют в компании (кроме переданных в аренду), например, судно или железнодорожный состав отправлены в рейс, проверяются до момента их временного отсутствия.
При инвентаризации большого количества основных средств организация вправе использовать понятие инвентарного объекта или нет? Ответ дали эксперты. Оформите пробный доступ к КонсультантПлюс и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.
3. Выявляются расхождения между фактическими и учетными данными. Расхождения между данными бухучета и фактическим состоянием ОС, зафиксированные в ИНВ-1, отражаются в сличительной ведомости по форме ИНВ-18.
С 01.04.2025 уточнен порядок оценки результатов инвентаризации. Как провести в бухучете результат инвентаризации, описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в готовое решение.
Ведомость составляется в 2 экземплярах: один для бухгалтерии, второй — для материально ответственных лиц, при этом комиссия запрашивает у них письменные объяснения причин расхождений.
Документальное оформление инвентаризации объектов основных средств (нюансы)
ОС, которые во время инвентаризации находятся в ремонте, отражаются в ведомости по форме ИНВ-10 с указанием стоимости и расходов предприятия на ремонт.
На ОС, переданные в аренду или на ответственное хранение, составляется отдельная опись с указанием документов, подтверждающих принятие контрагентом имущества.
Проверь себя: как провести инвентаризацию Время прохождения около 5 мин.Также отдельная опись составляется на ОС, которые не могут быть использованы в хозяйственной деятельности компании и восстановлению не подлежат: члены комиссии указывают время ввода в эксплуатацию и причины, по которым пользоваться имуществом теперь невозможно.
Если в ходе реконструкции или восстановления ОС поменялось назначение объекта, то в опись следует внести новые сведения. Если в результате проведенных работ балансовая стоимость ОС изменилась, а в бухучете эти данные не зафиксированы, то этот факт следует отразить в описи.

Если инвентаризационная комиссия выявила ошибки в характеристиках объектов, то члены комиссии включают в ИНВ-1 правильные сведения и техпоказатели.
Неучтенное ОС, выявленное в ходе инвентаризации, чиновники требуют приравнивать к внереализационному доходу (п. 20 ст. 250 НК РФ) и начислять по нему впоследствии амортизацию в соответствии с рыночной стоимостью и фактическим износом, зафиксированным инвентаризационной комиссией. Сведения о стоимости ОС должны быть подтверждены документами или путем экспертизы (п. 10.3 ПБУ 9/99).
ВНИМАНИЕ! Амортизационную премию по обнаруженным в ходе инвентаризации неучтенным ОС применять нельзя.
Итоги инвентаризации фиксируются в ведомости по форме ИНВ-26.
РАЗЪСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Инвентаризацию недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей, воздушных, морских и речных судов), учтенного в составе основных средств, в целом проводят так же, как и инвентаризацию других основных средств, но с учетом некоторых особенностей. Каких именно, узнайте в К+, получив пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Проводки при инвентаризации ОС: пример
Компания ООО «Сигма» перед годовой отчетностью провела инвентаризацию основных средств. В результате сличения учетных и фактических данных выявили:
- недостачу станка гидравлического покупной стоимостью 42 тыс. руб. (28 тыс. руб. остаточная стоимость и 14 тыс. руб. амортизация);
- недостачу ноутбука (виновное лицо Самохина Л. Е.) стоимостью 52 тыс. руб. (36 тыс. руб. остаточная стоимость и 16 тыс. руб. амортизация);
- излишки насоса гидравлического рыночной стоимостью 45 тыс. руб.
В бухучете бухгалтер зафиксировал записи:
|
Дт |
Кт |
Сумма (тыс. руб.) |
Описание проводки |
Документы |
||
|
||||||
|
01 выбытие |
01 |
42 |
Списана первоначальная стоимость станка гидравлического |
Акт о списании объекта ОС по форме ОС-4 |
||
|
02 |
01 выбытие |
14 |
списана амортизация станка гидравлического |
|||
|
94 |
01 выбытие |
28 |
Списана остаточная стоимость станка гидравлического |
|||
|
91 |
94 |
28 |
Убыток от списания станка |
|||
|
||||||
|
01 выбытие |
01 |
52 |
Списана первоначальная стоимость ноутбука |
Акт о списании объекта ОС по форме ОС-4 |
||
|
02 |
01 |
16 |
Списана амортизация ноутбука |
|||
|
94 |
01 выбытие |
36 |
Списана остаточная стоимость ноутбука |
|||
|
73 |
94 |
36 |
Недостача отнесена на счет Самохиной Л. Е. |
|||
|
73 |
98.4 |
16 |
Разница между остаточной стоимостью ноутбука и рыночной стоимостью |
|||
|
70 |
73 |
52 |
Стоимость ноутбука удержана из зарплаты Самохиной Л. Е. |
|
||
ВНИМАНИЕ! Удержать сумму ущерба, причинного недостачей, из зарплаты сотрудника можно в рамках лимита — не более 20% месячной зарплаты (ст. 138 ТК РФ).
Неучтенные объекты ОС, выявленные в ходе ревизии, учитываются на счетах учета ОС по их справедливой стоимости, либо по их балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активоврыночной стоимости (п. 11 ФСБУ 28/2023). Поэтому принять на учет насос гидравлический следует проводкой:
- Дт 08 Кт 91 — оприходован насос гидравлический, обнаруженный в ходе инвентаризации;
- Дт 01 Кт 08 — насос гидравлический введен в эксплуатацию
Итоги
Инвентаризация ОС — обязательная процедура, которая позволяет компании контролировать собственное имущество. Еще одна причина, по которой фирма должна быть заинтересована в проведении проверок фактического наличия имущества — штрафы за ошибки в учете. Если налоговики сами в ходе проверки компании обнаружат неучтенное имущество, то это означает искажение статьи бухотчетности. Если оно составляет 10% и более, то минимальный размер штрафа — 5000 руб., а максимальный (за повторное нарушение) — уже 20 000 руб. Также возможна дисквалификация.
О том, какие штрафы ожидают компанию за ошибки в учете и как правильно их исправить, читайте в материале «Способы исправления в бухгалтерском учете и отчетности».
Инвентаризация ОС проводится с учетом амортизации?
Вы вправе присвоить инвентарный номер. Если нет документов, по которым можно определить стоимость, то она устанавливается: по справедливой стоимости, балансовой стоимости или балансовой стоимости аналогичных активов (пп. "а" п. 11 ФСБУ 28/2023).
Основное средство (здание) вверено подрядчику по Акту приема передачи в ремонт. Ремонт не завершен. На данном этапе разрешено ли перемещение этого основного средства между подразделениями заказчика
Правильно ли стоит дата "по состоянию на 01.12 ?"
а) не включать данный объект в инвентаризационную опись;
б) включать данный объект в инвентаризационную опись;
в) не принимать никаких решений;
г) снять с учёта, в качестве объекта основных средств.
а) первичных учётных документов (свидетельств, договоров);
б) инвентарной карточки учёта объектов;
в) карточки учёта объектов;
г) книг учёта объектов.
Если речь идет об умышленной порче, либо выходе из строя по халатности, нужно написать служебную записку о проведении служебного расследования, выявления суммы ущерба и взыскания ее с виновного, применения к нему дисциплинарного взыскания.
Подскажите, как правильно инвентаризировать ОС по адресу их расположения, или по МОЛу?У меня ситуация такая ОС числиться на одном адресе,а МОЛ на другом,да еще и в другом городе?И Законно ли проводить инвентаризацию по имуществу по адресу.