Нормативная база по инвентаризации
С 2025 года обязательным к использованию станет ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Стандарт по инвентаризации можно начать применять и раньше установленного срока. Это следует отразить в учетной политике по бухучету.
Как организации досрочно перейти на применение ФСБУ 28/2023, пояснили эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Как составлять учетную политику организации, мы рассказывали в статье.
До 2025 года порядок инвентаризации не был прописан в каком-либо едином документе. Положения об организации инвентаризации содержались в различных нормах.
ВАЖНО! ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» станет обязательным к применению с 1 апреля 2025 года.
О введенных в действие ФСБУ вы можете прочитать на нашем сайте:
Какие новшества ввел ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» и каков теперь порядок осуществления инвентаризации, рассмотрим ниже в статье.
Кто обязан руководствоваться новым стандартом
Все ФСБУ регулируют порядок ведения бухучета. Согласно п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет. Таким образом, ИП освобождены от обязанности соблюдать положения ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Тем не менее проведение инвентаризации является важным пунктом ведения не только бухгалтерского, но и налогового, товарного, управленческого учета. Поэтому индивидуальным предпринимателям рекомендовано установить свой порядок проведения инвентаризации, при этом за основу можно взять алгоритмы, заложенные в федеральном стандарте бухгалтерского учета по инвентаризации.
Кто может не применять федеральный стандарт по инвентаризации?
Когда требуется проведение инвентаризации
Хозяйствующие субъекты вправе проводить инвентаризацию так часто и тогда, когда это представляется целесообразным и необходимым руководству. Однако в законодательстве закреплены случаи, когда инвентаризация является обязательным мероприятием. Эти случаи описаны в части III стандарта по инвентаризации - 2023.
Что подлежит подсчету при контрольных мероприятиях
При составлении отчетности за год, преобразовании и ликвидации предприятия по новым стандартам инвентаризации подсчитывают:
В остальных случаях проведения обязательной инвентаризации исследуют те объекты инвентаризации, которые имеют непосредственное отношение к причине ее проведения.
Алгоритм осуществления мероприятий по инвентаризации
Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии
Если предполагается большой объем работ, то может быть создано несколько комиссий. Состав созданных комиссий и распределение функционала между ними определяется решением руководителя организации. Членами инвентаризационной комиссии не могут быть заинтересованные в результатах люди, то есть материально ответственные за исследуемые объекты сотрудники.
Комиссию можно не создавать при следующих обстоятельствах:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отсутствие 1/5 количества членов инвентаризационной комиссии инвентаризация проведена быть не может.
Шаг 2. Порядок осуществления инвентаризации — нюансы
Инвентаризация — это выявление фактического наличия всех активов и обязательств, являющихся предметом инвентаризации.
Как выявляется фактическое наличие объектов инвентаризации?
Требуется создать условия для проверяющей комиссии для осуществления инвентаризационных мероприятий, а именно обеспечить:
- доступ к проверяемым объектам и активам;
- при необходимости инвентаризационную комиссию транспортом для перемещения между объектами;
- членов комиссии средствами связи и взаимодействия.
Инвентаризационная комиссия должна быть обеспечена необходимым для точного выявления фактического наличия инвентарем: измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.
Перед проведением инвентаризации комиссия получает первичные документы, на основании которых было отражено в бухучете движение активов. МОЛ дает расписку, что первичные документы переданы.
Инвентаризация активов проводится по месту нахождения проверяемых активов в присутствии МОЛ.
Если инвентаризационные мероприятия проводятся больше одного дня, то доступ в помещения, где проводят инвентаризацию, должен быть ограничен, например помещение может быть опечатано или поставлено под видеонаблюдение.
ВАЖНО! Фиксировать результат инвентаризации на основании слов материально ответственных лиц и данных бухгалтерских регистров запрещено.
Запасы, полученные от поставщика и нераспакованные, допустимо посчитать в упаковках, с выборочной распаковкой, и на основании закупочных документов.
Вес и объем навалочных запасов можно определять на основании обмеров и технических расчетов.
Полученные в результате инвентаризационных мероприятий реальные данные необходимо сопоставить с данными регистров бухучета. Результаты инвентаризации оформляются документально.
Какими документами оформляются результаты инвентаризации, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Шаг 3. Подведение итогов осуществленного мероприятия контроля
После проведения инвентаризации составляется документ о фактическом наличии запасов. Такой документ должен содержать следующие сведения:
При составлении документа на бумаге он не должен содержать пустых строк. Исправление ошибок заверяется подписями всех членов инвентаризационной комиссии и МОЛ.
Образец акта ИНВ-1 вы найдете в нашей статье.
К документу о фактическом наличии запасов могут быть приложены акты обмеров, технические расчеты, документы с результатами перевеса весовых товаров, объяснительная МОЛ о пересортице и пр.
Согласно стандарту проведения инвентаризации ее результаты отражаются в бухучете на основании их квалификации. Квалификация утверждается руководителем организации.
Какую квалификацию результатов инвентаризации устанавливает стандарт инвентаризации активов и обязательств?
На какую дату вносить в учет итоги инвентаризационных мероприятий?
Как оценивать итоги инвентаризации?
ВАЖНО! Справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости». Балансовая стоимость определяется на основании соответствующих ФСБУ.
Порядок отражения результатов инвентаризации на счетах бухучета:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Перезачет в случае пересортицы допускается только за один и тот же период у одного и того же материально ответственного лица в отношении активов одного и того же наименования в тождественных количествах.
Особое внимание следует обратить на недостачу в рамках норм естественной убыли. Убыль в нормативных лимитах относится на затраты по обычным видам деятельности. При этом нормы убыли применяются только после перезачета пересортицы при фактически выявленных недостачах по тем активам, по которым установлена недостача.
Об инвентаризации расчетов с подотчетными лицами подробно читайте в материале.
Чек-лист по инвентаризации вы можете бесплатно скачать здесь.
Отличия новых правил инвентаризации от прежних
Никаких революционных новшеств проект ФСБУ «Инвентаризация» не готовил и в итоге не привнес. Правила инвентаризации были собраны в один документ; определены некоторые понятия, которые использовались и раньше, но не были прописаны в нормативных актах. К таковым можно отнести, например:
Новый стандарт говорит о том, что результаты проведения инвентаризации должны быть документально оформлены, но полного перечня документов (как было в прошлом порядке) не установлено. Какие документы и как оформлять, предприятие решает самостоятельно.
Оговорены точные даты оценки результатов инвентаризации, чего не было ранее.
Четко прописан порядок признания в бухучете выявленных при инвентаризации излишков и недостач.
Итоги
ФСБУ 28/2023 вступает в силу с 1 апреля 2025 года, но применять его можно и раньше. Никаких революционных изменений в организацию проведения инвентаризационных мероприятий новый стандарт не привнесет. Уточнены и актуализированы некоторые понятия и порядок проведения инвентаризации.