Система администрирования страховых взносов в 2015 году

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Администрирование страховых взносов могут осуществлять два органа: ПФР России и ФСС РФ. Еще один участник системы обязательного страхования, ФФОМС, права контролировать уплату взносов лишен. Эти полномочия фонд делегировал ПФР.

 

Какие страховые взносы контролируют ПФР и ФСС

Функции органов ПФР и ФСС при администрировании взносов

Права, предоставленные ПФР и ФСС для осуществления проверок

Полномочия ПФР и ФСС по взыскиванию задолженности по взносам

 

Какие страховые взносы контролируют ПФР и ФСС

ПФР и ФСС ведут администрирование страховых взносов разного вида и на основании разных нормативных актов:

  • Пенсионный фонд России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Ст. 3 Закона № 212-ФЗ ему поручено осуществлять контроль взносов и на обязательное пенсионное, и на медицинское страхование.
  • Фонду социального страхования Российской Федерации делегировано администрирование взносов по нетрудоспособности и материнству. Данная сфера регулируется нормами Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Кроме того, в обязанности ФСС РФ входит контроль за уплатой других видов страховых взносов — от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом ФСС руководствуется другим нормативным актом — Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Функции органов ПФР и ФСС при администрировании взносов

Несмотря на то что разные виды страховых взносов регулируются разными законами, администрирование страховых взносов для обоих ведомств строится на единой основе — в соответствии с Законом № 212-ФЗ. Потому и функции у ПФР и ФСС одинаковы, а именно:

  • самостоятельное ведение в соответствии со ст. 6, а также п. 2 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ учета плательщиков взносов;
  • проведение на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ камеральных и выездных проверок по вопросам правильности начисления взносов, своевременности и полноты уплаты их в бюджеты фондов;
  • взыскание на основании п. 6 ч. 1 ст. 29, ст. 19–22 Закона № 212-ФЗ недоимки по страховым взносам, а также штрафов и пеней;
  • осуществление в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ зачета или возврата переплаты, образовавшейся вследствие излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов;
  • дача разъяснений страхователям по актуальным вопросам исчисления взносов, их уплаты, а также о правах, обязанностях плательщиков, полномочиях контрольных органов и их работников (п. 3 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ);
  • предоставление в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ отсрочки или же рассрочки по погашению долгов по страховым взносам.

Как действовать плательщику, если ПФР или ФСС потребовали для анализа документы, читайте в материале «Если органы ПФР и ФСС РФ истребовали у вас документы»

Права, предоставленные ПФР и ФСС для осуществления проверок

Контрольные мероприятия — один из основных ресурсов при осуществлении администрирования страховых взносов. Вот почему на проверках стоит остановиться подробнее.

ПФР и ФСС в соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 212-ФЗ должны проводить камеральные проверки на территории контролирующего органа по представленным плательщиком документам и расчетам. Орган, инициировавший проверку, должен согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ завершить контрольные мероприятия такого рода в трехмесячный срок с момента представления страхователем расчета по взносам.

Выездные проверки чаще всего проводятся на территории плательщика взносов (ст. 35 Закона № 212-ФЗ). У ПФР и ФСС есть соглашение, по которому они проводят такие проверки совместно в рамках утвержденного плана.

Принципы назначения проверок у фондов несколько отличаются от налоговых правил. Представление об этом можно получить из письма Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 года № 1344-19, авторы которого указывают, что выездная проверка может быть назначена лишь по результатам истекшего календарного года. Именно этот период является расчетным для начисления страховых взносов.

Исключение возможно только в том случае, если происходит ликвидация страхователя как юридического лица или индивидуальный предприниматель утрачивает свой статус.

Пример

Если территориальный орган ПФР решит проверить правильность начисления взносов за 2015 год, сделать это на законных основаниях он сможет лишь в 2016 году.

Продолжительность выездной проверки по общему правилу не может составлять больше двух месяцев. Однако с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее — Закон № 188-ФЗ) в ст. 35 Закона № 212-ФЗ внесены поправки, согласно которым у фондов появилась возможность продлевать срок выездной проверки. Ее длительность теперь может составлять до 6 месяцев. Правда, для этого у контролирующих органов должны быть веские основания. Их перечень приведен в ч. 11.1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ.

Федеральный закон № 188-ФЗ изменил ст. 35 Закона № 212-ФЗ и в том плане, что теперь при наличии веских причин в отношении плательщика может быть инициирована повторная проверка.

Как с 2015 года ужесточились правила погашения недоимок, читайте в материале «С 01.01.2015 для страховых взносов нет смягчающих и отягчающих обстоятельств»

Полномочия ПФР и ФСС по взыскиванию задолженности по взносам

Право фондов на взыскивание задолженности по страховым взносам определено п. 6 ч. 1 ст. 29, ст. 19–22 Закона № 212-ФЗ.

Конечно, предусмотрен определенный порядок взыскания недоимок. Так, сначала контролирующие органы должны направить плательщику уведомление о наличии задолженности, затем требование о погашении долга в установленный срок. Если указанные суммы не поступили, территориальные органы ПФР и ФСС будут взыскивать их принудительно: сначала путем списания средств с расчетного счета, а при их нехватке — через судебных приставов-исполнителей.

Примечательно, что приставы возбуждают исполнительное производство сразу по факту обращения к ним данных контрольных органов. Видимо, по причине особой социальной значимости сумм, которые должны поступать в пенсионный фонд, судебная инстанция из этой цепи исключена. Однако ни ПФР, ни ФСС не вправе самостоятельно приостанавливать банковские операции плательщика и тем более накладывать арест на имущество должника.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения