Срок охраны коммерческой и служебной тайны — важный временной параметр, ограничивающий преждевременное разглашение конфиденциальных сведений. Кем, когда и как он устанавливается — узнайте из нашего материала.
Срок действия режима конфиденциальности информации: термины и определения
Под сроком охраны информации понимается временной период, в течение которого в отношении информации ее обладателем (или законным пользователем) проводится комплекс специальных мероприятий по защите от несанкционированного разглашения или утечки.
Спецмероприятия носят название режима сохранения информации (коммерческая тайна, служебная тайна, государственная тайна, профессиональная тайна), а понятие «обладатель информации» означает лицо:
- самостоятельно создавшее информацию;
- либо получившее право ею распоряжаться (ограничивать к ней доступ или разрешать).
Право распоряжаться информацией лицо может получить на основании:
- закона (например, законы о гостайне, о коммерческой тайне и др.); или
- договора.
Вышеуказанные термины и определения могут уточняться и (или) иметь специфическое толкование в зависимости от того, к какому виду информации они относятся. К примеру, в законе «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ термин «обладатель информации» расшифровывается как лицо:
- владеющее коммерческой информацией на законном основании;
- ограничившее к ней доступ;
- установившее в отношении этой информации режим коммерческой тайны.
С особенностями расшифровки терминов «коммерческая информация» и «служебные сведения», а также иными сопутствующими определениями вас познакомит следующий раздел.
Знакомство с разнообразной терминологией вам обеспечат размещенные на нашем сайте материалы:
Что относится к коммерческой и служебной тайне?
В соответствии с пунктами 3–5 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, считается сведениями конфиденциального характера (СКХ).
Термин «конфиденциальность информации» расшифрован в п. 7 ст. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать ее третьим лицам без согласия обладателя.
Определение конфиденциальной коммерческой информации приведено в п. 2 ст. 3 закона № 98-ФЗ. Это сведения:
- любого характера (организационные, технические, экономические и т. п.);
- о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
- о способах осуществления интеллектуальной деятельности.
Все указанные группы сведений будут относиться к секретной коммерческой информации, если:
- они имеют коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам;
- они не могут находиться в свободном доступе в силу закона;
- в отношении такой информации обладатель ввел режим коммерческой тайны.
Поскольку посвященного служебной тайне закона в настоящее время нет, для расшифровки понятия «служебная тайна» воспользуемся терминологией других нормативных актов. К примеру, в соответствии с формулировкой п. 3 вышеуказанного Перечня (утв. указом № 188) под служебной тайной понимаются служебные сведения:
- доступ к которым ограничен органами госвласти;
- ограничение доступа производится на основании ГК РФ и федеральных законов.
Таким образом, в разряд конфиденциальных сведений, доступ к которым защищается в силу требований закона, может попасть информация и коммерческого, и служебного характера.
Для чего нужно охранять конфиденциальные сведения?
Охрана относящейся к разряду служебной или коммерческой конфиденциальной информации необходима для защиты ее от:
- несанкционированного доступа, утечки, утери, кражи;
- порчи;
- разглашения.
При этом цель охраны информации имеет специфический оттенок для каждой группы рассматриваемых видов СКХ:
Вид режима конфиденциальности |
Цель защиты информации |
Режим коммерческой тайны |
|
Режим служебной тайны |
|
С видами наказаний за разглашение СКХ вас познакомят материалы:
- «Ответственность за разглашение банковской тайны по УК РФ»;
- «Ответственность за разглашение персональных данных по 137 УК РФ».
Нормативные требования к срокам засекречивания конфиденциальных сведений
Среди нормативных актов РФ, регулирующих порядок защиты СКХ, сведения о сроках охраны информации содержит только закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. В ст. 13 указанного нормативного документа обозначено следующее:
- предельный срок охраны сведений, составляющих гостайну (срок засекречивания сведений), не должен превышать 30 лет;
- продление срока возможно в исключительных случаях по заключению межведомственной комиссии по защите гостайны;
- периодичность пересмотра перечня сведений, относимых к гостайне, — не реже чем через каждые 5 лет.
О сроках действия режима коммерческой тайны в действующей редакции закона № 98-ФЗ упоминание отсутствует. В предыдущей редакции этому вопросу была посвящена ст. 8 «Срок действия режима коммерческой тайны», в которой было установлено, что срок применения указанного режима определяется временем действия условий, необходимых и достаточных для признания соответствующих сведений коммерческой тайной.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении нормативного регулирования вопроса о сроке действия режима служебной тайны — действующие редакции нормативных актов РФ, помещенных в открытом доступе, этот вопрос не рассматривают.
О временном периоде действия данного режима в п. 2 ст. 9 проекта № 124871-4 федерального закона «О служебной тайне» сказано следующее:
1. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет (если иной срок не установлен федеральным законом).
2. Вышеуказанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа с ограниченным доступом.
3. При установлении режима служебной тайны в отношении сведений, полученных в связи с исполнением должностными лицами своих обязанностей от иных лиц, срок охраны такой информации определяется, как:
- установленный должностным лицом срок охраны конфиденциальной информации (в отсутствии мотивированного ходатайства о продлении срока лица, предоставившего информацию);
- предельный срок, определенный предоставившим информацию лицом.
О каких сроках полезно знать налогоплательщику — см. материалы:
Каким документом может устанавливаться срок охраны секретной информации?
При отсутствии в федеральном законодательстве указаний на сроки охраны сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну, временные рамки охранных режимов могут устанавливаться внутренними локальными актами предприятий и организаций (в приказах, инструкциях, положениях).
Кроме вопросов длительности охранных мероприятий в отношении СКХ, такие внутрифирменные локальные акты могут содержать и иные важные аспекты:
- обязанности сотрудников, работающих с СКХ;
- порядок подготовки документов и работы с ними (определение степени конфиденциальности, проставление и снятие на носителях информации спецотметок и др.);
- требования к распечатыванию и размножению СКХ;
- схемы проверки соблюдения режима охраны информации и т. п.
Как может выглядеть внутрифирменный локальный акт — узнайте из материалов:
- «Положение о системе управления охраной труда — образец»;
- «Положение об аттестации работников — образец».
С какой даты отсчитывается срок охраны сведений ограниченного доступа?
Формально дата отсчета срока охраны СКХ совпадает с моментом проставления на носителе с такими сведениями специального знака (грифа «Коммерческая тайна», «Служебная тайна», «Для служебного пользования» и т. п.). Однако законным проставление этого знака может быть только в том случае, если администрацией предприятия будут выполнены меры по установлению охранного режима.
Минимально необходимые мероприятия для установления в компании режима коммерческой тайны перечислены в п. 1 ст. 10 закона № 98. Они включают:
- определение списка секретной коммерческой информации;
- ограничение доступа к ней (разработка порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением);
- регулирование отношений по использованию конфиденциальной коммерческой информации;
- нанесение на материальные носители секретных сведений спецзнака.
В отношении конфиденциальной служебной информации необходимые минимальные меры охранного характера перечислены в постановлении Правительства РФ о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения от 03.11.1994 № 1233 (п. 1.5):
- определены категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к сведениям ограниченного доступа;
- установлены алгоритмы передачи такой служебной информации другим органам и организациям;
- разработан порядок снятия с носителей информации пометки «Для служебного пользования»;
- организована защита служебной информации ограниченного распространения.
Если информация, ранее не попадавшая в разряд сведений ограниченного доступа, была включена в соответствующий перечень СКХ, начальная дата охранных мероприятий совпадает с датой приказа (или иного локального акта), на основании которого в действующий перечень были внесены корректировки.
Где проставляется отметка о начале и окончании режима конфиденциальности?
Фиксация дат начала и окончания охранного режима для СКХ может осуществляться разными способами:
- в отдельном приказе или специальном регистре;
- в качестве отдельных реквизитов проставляемого на носителях такой информации спецзнака (элементы грифа «Коммерческая тайна», «Для служебного пользования» и др.);
- в качестве внесения специальных отметок в колонтитулы электронного документа;
- иными способами.
О каких датах необходимо знать налогоплательщику — см. в материалах:
Отдельные нюансы установления и прекращения срока защиты конфиденциальных сведений
Разнообразие информации, относимой в разряд СКХ, а также разные подходы к обеспечению конфиденциальности в части нормативных требований могут послужить причиной ошибок в установлении срока охраны СКХ.
Рассмотрим особенности установления и прекращения сроков охраны такой конфиденциальной информации, как ноу-хау.
Ноу-хау (секрет производства) — это массив информации:
- содержащий алгоритмы, формулы, схемы, необходимые для успешной организации производства (или иного дела);
- охраняемый режимом коммерческой тайны;
- способный стать предметом купли-продажи или использоваться для конкурентного преимущества над другими хозяйствующими субъектами.
В разряд ноу-хау могут попасть не ставшие всеобщим достоянием изобретения, оригинальные технологии, знания, имеющие практическую направленность результаты творческой деятельности и т. д.
В соответствии со ст. 1466 ГК РФ обладатель секрета производства владеет исключительным правом на него и может им распоряжаться. При этом:
- исключительное право на ноу-хау возникает в момент создания информации, составляющей ноу-хау;
- официального признания его охраноспособности (выдачи охранного документа и иных формальностей) и проведения госэкспертизы не требуется.
То есть начало отсчета срока охраны сведений, составляющих секрет производства, начинается непосредственно в момент его создания.
Кроме того, необходимо учесть положения следующих статей ГК РФ:
- 1230, содержащей указание на период действия исключительного права (оно действует в течение определенного срока, т. е. не бессрочно).
- 1467, определяющей, что исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих их содержание. С момента утраты такой конфиденциальности исключительное право на ноу-хау прекращается у всех правообладателей.
Таким образом, как только информация, составляющая ноу-хау, становится общеизвестной (в результате утечки, кражи или иных способов утраты информации), срок охраны такого вида коммерческой информации прекращается автоматически вне зависимости от желания правообладателя и ранее установленных им охранных сроков для такого вида информации.
Если разглашена информация из документа под грифом «Для служебного пользования» или такой документ утрачен, необходимо оформить акт, на основании которого производятся соответствующие отметки в учетных формах (п. 2.10 постановления Правительства РФ № 188).
Итоги
Охрана конфиденциальных сведений производится исходя из сроков, установленных во внутрифирменных локальных актах.
В отдельных случаях охранные сроки могут корректироваться (при пересмотре перечня секретных сведений, при несанкционированном разглашении информации и т. д.).
Для правильного определения сроков охраны информации следует ее обоснованно классифицировать и учитывать отдельные требования ГК РФ (и иных нормативных актов) по вопросу особенностей охраны подобного рода сведений.