Для чего нужна должностная инструкция
Деятельность любой организации начинается с определения ее структуры (деления на подразделения, отделы, цеха, блоки и распределения функций между ними). Кроме того, за подразделениями закрепляется ответственность за решение вопросов, относящихся к кругу их задач. При этом некоторые функции могут быть отданы в ведение не 1, а 2 или нескольких подразделений или, наоборот, не быть отданными ни под чей контроль.
Как зарегистрировать обособленное подразделение, читатйте в статье.
Чтобы исключить дублирование функций и отсутствие ответственных за их выполнение, а также для однозначного распределения обязанностей между подразделениями, действующая структура организации и основные функции подразделений закрепляются внутренним распорядительным документом. Затем цели, задачи, функции, структура и порядок взаимодействия с иными подразделениями юрлица прописываются в положении о каждом подразделении. Целью руководителя организации (или назначенного им лица) при утверждении этих документов является контроль за полнотой отражения функций, выполняемых подразделением, и исключение их дублирования.
Положение о подразделении, давая представление об объеме работы, которую этому подразделению предстоит выполнять, служит основой для определения его штатной численности, установления уровня квалификации и должностей нужных сотрудников, распределения обязанностей между ними и разработки их должностных инструкций. В т. ч. оно дает материал и для должностной инструкции руководителя подразделения.
Как составить штатное расписание, читайте в статье.
Обязанность разрабатывать положения о подразделениях и должностные инструкции на законодательном уровне не закреплена. Однако они существенно облегчают жизнь самой организации, внося ясность в распределение задач между подразделениями и сотрудниками внутри них, а также определяя круг ответственных за решение тех или иных вопросов.
Должностная инструкция, разработанная для определенной должности, позволяет:
- определить конкретные функции для этой должности и упростить порядок ознакомления с ними;
- облегчить подбор кадров на вакантную должность;
- ознакомить сотрудника с его функциями под роспись, тем самым закрепив за ним ответственность за их неисполнение и его право отказаться от выполнения чужой работы без дополнительной оплаты;
- проконтролировать эффективность работы конкретного сотрудника и правильность распределения функций.
Инструкции для ряда должностей могут быть типовыми, но лучше все-таки разрабатывать их для каждой организации самостоятельно и индивидуально, исходя из специфики деятельности конкретного юрлица, особенностей его отраслевой принадлежности, структуры и разграничения зон ответственности между подразделениями. Юридическую силу этому документу придает его утверждение руководителем организации.
Возможные варианты роли главного бухгалтера
Законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ за организациями закреплена обязанность ведения бухучета. При этом допускается, что бухучет может осуществляться (ст. 7):
- самим руководителем;
- привлеченным физическим или юрлицом;
- штатным главным бухгалтером или иным должностным лицом.
Поскольку ведение бухучета требует специальных знаний, особенностей деятельности конкретного юрлица и оперативного реагирования на события, происходящие в нем, чаще всего эти функции возлагаются на собственного сотрудника организации, которого принимают на работу в должности главного бухгалтера. Обязательные требования к нему изложены в п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ:
- наличие высшего или среднего профильного образования;
- стаж работы в сфере бухучета не менее 3 лет из последних 5 при наличии профильного образования, а при его отсутствии — не менее 5 лет из последних 7;
- отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления.
Однако данные требования обязательны только для главных бухгалтеров:
- в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций);
- страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах;
- акционерных инвестиционных фондах;
- управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;
- иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций);
- органах управления государственных внебюджетных фондов.
Для главных бухгалтеров других экономических субъектов приведенные выше требования обязательными не являются.
Больше о том, какие требованиях к квалификации главбуха предъявляет профстандарт "Бухгалтер", вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в документ.
В зависимости от масштабов организации главбух может работать:
- Как единственный бухгалтер. В этом случае на него ложатся все обязанности бухгалтерии. В маленьких организациях он обычно выполняет еще и функции кадровой службы.
ВАЖНО! В последнее время все чаще ведение бухгалтерии отдается на аутсосориснг, то есть сторонним фирмам или бухгалтеру-предпринимателю. Об особенностях должностной инструкции бухгалтера на фрилансе расскажем ниже.
- В составе небольшой бухгалтерии. Главный бухгалтер при этом не только организует и контролирует работу бухгалтерии, но и сам выполняет часть учетной работы, так же как и рядовые бухгалтеры.
- В составе большой бухгалтерской службы, 1 из обязанностей которой является значительное количество дополнительной отчетности и пояснений, представляемых как собственным подразделениям юрлица, так и внешним пользователям (собственникам, управляющим структурам, банкам, контрагентам, ИФНС). В этом случае доминирующими для главного бухгалтера становятся контроль за правильностью выполнения учетных операций сотрудниками бухгалтерии, подготовка отчетности и ответов на запросы.
- В составе бухгалтерии, часть функций которой передана в другие подразделения. В данном случае определяющими для главного бухгалтера будут задачи по организации своевременного получения информации, контролю за ее качеством и увязке данных.
Таким образом, функции главного бухгалтера во многом зависят от множества конкретных условий деятельности организации, сотрудником которой он является, и круг его обязанностей может быть разным. В связи с этим их нужно четко определить в должностной инструкции главного бухгалтера.
Может ли самозанятый оказывать бухгалтерские услуги, мы рассказали в материале.
Основные задачи главного бухгалтера
Вне зависимости от масштабов организации, сотрудником которой он является, главный бухгалтер относится к категории руководителей. Он должен обладать определенными знаниями и исполнять ряд обязательных для должности функций. Эти требования к нему приведены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, и профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н.
Профессиональный стандарт обязателен только для бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и организаций с долей госучастия более 50% (п. 1 ст. 4 закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ) с 01.07.2016. Иные организации могут ориентироваться на его требования, но вправе им не пользоваться.
В части знаний в этих документах перечислены:
- законодательство о бухучете, в т. ч. вопросы организации бухучета, правила его ведения, составления отчетности;
- налоговое законодательство;
- гражданское, финансовое и хозяйственное законодательство;
- трудовое право;
- кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;
- статистический и управленческий учет;
- специфика, технология, структура, стратегия и перспективы деятельности организации;
- правила аудиторских проверок;
- методы финансового анализа хоздеятельности;
- бухгалтерские и справочно-правовые базы.
К основным функциям главного бухгалтера Квалификационный справочник относит обеспечение:
- организации оптимального бухучета, в т. ч. документооборота, работы бухгалтерии и разработки учетной политики;
О том, на что нужно обращать внимание, разрабатывая учетную политику, читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».
- соответствия фиксируемых бухгалтерией операций требованиям действующего законодательства;
- составления всех видов требуемой отчетности и соблюдения сроков ее представления;
- правильности расчета налогов, страховых взносов и прочих начислений;
- своевременности перечисления всех необходимых платежей;
- участия в формировании налоговой политики и проведении финанализа деятельности;
- методологической помощи другим сотрудникам организации в вопросах бухучета и финанализа.
Заметим, что в качестве основной функции главного бухгалтера в профессиональном стандарте указывается составление отчетности (ст. 3.2 стандарта «Бухгалтер»), однако при этом в составе трудовых действий, относящихся к этой должности, перечисляются все те, которые приведены для главного бухгалтера в Квалификационном справочнике.
Серьезная роль главбуха на предприятии предполагает и его повышенную ответственность. Какую именно, вы можете узнать в КонсультантПлюс, бесплатно получив пробный доступ к системе.
Задачи гл. бухгалтера небольшой фирмы (ООО, АО)
К особенностям работы главного бухгалтера в небольшой организации относятся:
- абсолютная взаимозаменяемость сотрудников бухгалтерии, необходимость уметь все делать самому;
- возможность сокращения объемов учетной работы и отчетности за счет применения спецрежимов или использования послаблений, предоставляемых СМП;
- небольшая востребованность бухгалтерских данных для целей финанализа;
- отсутствие потребности в большом количестве дополнительных форм внутренней отчетности;
- невостребованность аудиторских проверок;
- отсутствие пристального внимания со стороны проверяющих органов, сравнительно небольшое количество запросов о пояснениях.
Каковы критерии отнесения предприятия к категории малого, читайте в публикации.
Функции главного бухгалтера большого предприятия
Главный бухгалтер крупного предприятия практически не имеет возможности заниматься собственно учетом. Приоритетными в его работе оказываются:
- организация схемы бухучета, охватывающей в полном их многообразии все аспекты деятельности предприятия;
- организация сложного документооборота;
- разработка учетной политики, которая существенно подробнее и объемнее, чем в небольшом юрлице;
- распределение функций бухгалтерии между бухгалтерами, организация их четкой работы, взаимодействия и взаимозаменяемости;
- контроль и увязка данных, используемых для составления всех видов отчетности, в т. ч. внутренней и статистической;
- формирование отчетности в максимально полном объеме с применением всех форм существующих отчетов и составлением необходимых пояснений;
- расчет большего количества налогов, ряд которых для небольшой организации обычно неактуален;
- обязательное участие в финанализе, расчете прогнозных данных;
Об анализе финансовых результатов деятельности предприятия читатйте в статье.
- работа с проверяющими при аудиторских проверках;
- большой объем работы с целью ответа на разного рода запросы, касающиеся вопросов бухучета и налогообложения.
Кому подчиняется главный бухгалтер, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Содержание должностной инструкции
Несмотря на существенную разницу между текстами должностных инструкций, которые могут быть созданы для главного бухгалтера в той или иной организации, ее содержание складывается из одних и тех же разделов.
Обычно их формируют в такой последовательности:
- требования к квалификации (образованию, опыту, знаниям);
- определение места в структуре организации, порядок взаимодействия с другими сотрудниками;
- должностные обязанности главного бухгалтера;
- права;
- ответственность.
Форма должностной инструкции
Строго установленной формы должностной инструкции нет, поэтому ее разрабатывают и оформляют в порядке, который действует в отношении оформления такого рода документов в самой организации.
Непременным условием вступления должностной инструкции в силу является ее утверждение руководителем юрлица. Для работника она становится обязательной с момента его ознакомления с ней под роспись.
Образец должностной инструкции главного бухгалтера вы можете скачать по ссылке ниже:
Скачать образец должностной инструкции главного бухгалтера
Если ведение бухгалтерии передано на аутсорсинг
Зачастую ведение бухгалтерии передается даже не подразделению главной организации, а сторонней фирме, оказывающей бухгалтерские услуги, или бухгалтеру-аутсорсеру, если организация небольшая. В этом случае ни о какой должностой инструкции речи не идет, так как должностная инструкция относится к трудовому праву, а отношения между аутсорсинговой фирмой и заказчиком услуг регулируются гражданским законодательством.
Какие услуги будет оказывать бухгалтерия на аутсорсе, прописывается в договоре. Учитывая свободу договора, набор услуг может быть соверешнно разный. На аутсорс можно передать только ведение (обработку и внесение в программу) первичной документации или наоборот сторонняя бухгалтерия будет выполнять функции главного бухгалтера - формировать отчетность. Аутсорсер или сотрудник бухгалтерской фирмы может оформить МЧД и подписывать отчетность клиента своей ЭЦП. Но лучше избегать такого варианта и ограничиться лишь формированием отчетности, а подпись пусть ставит заказчик самостоятельно. Это не только позволит уменьшить груз ответственности бухгалтера, но и избавит его от необходимости получения лицензии ФСБ.
ВАЖНО! Для того, чтобы иметь право подписывать своей ЭЦП отчетность клиентов, бухгалтерская организация должна оформить лицензию ФСБ, так как такие услуги относятся к услугам по шифрованию информации третьих лиц. Подробнее об этом мы писали здесь.
Ответственность стороннего бухгалтера также прописывается в договоре.
Какие риски есть в заключении договора с самозанятым бухгалтером, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Ответ на вопрос. Это бесплатно.
Итоги
Должностная инструкция — достаточно важный документ, определяющий конкретные функции сотрудника. Поскольку главный бухгалтер является одной из серьезных фигур в любой организации, его должностной инструкции следует уделить особое внимание.