Для чего используется налоговая нагрузка по НДС
Налоговая нагрузка по НДС — критерий оценки налоговых рисков, учитываемый при определении ФНС оснований для инициирования контрольно-надзорных мероприятий в отношении налогоплательщика. Низкая нагрузка по НДС (как, впрочем, и по любым другим налогам) в сравнении со среднеотраслевыми показателями — возможный повод для проведения проверки (п. 1 Общедоступных критериев по приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
В отношении НДС рассматриваются два расчетных показателя:
- нагрузка по НДС (отношение налога, начисленного к уплате по декларации, к налоговой базе);
- удельный вес вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы.
Показатель налоговой нагрузки по НДС, наряду с показателем удельного веса вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы, является одним из основных критериев для отбора кандидатов на проведение углубленной проверки их отчетных документов, учетных данных, представления дополнительных пояснений и для вызова налогоплательщика на комиссию налогового органа по легализации налоговой базы.
Оценить безопасную долю вычетов для вашей компании поможет статья «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2022–2023 годах».
Со среднеотраслевыми показателями можно ознакомиться с помощью калькулятора налоговой нагрузки на сайте ФНС.
См. также: «Расчет налоговой нагрузки в 2022-2023 годах (формула)».
Расчет налоговой нагрузки по НДС
В приведенном ниже алгоритме расчета налоговой нагрузки по НДС мы приводим ссылки на строки декларации применительно к действующей форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.
Алгоритм расчета налоговой нагрузки по НДС базируется на использовании следующих показателей из декларации по НДС.
- БВ — налоговая база по внутреннему рынку, сумма строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3.
- БЭ — налоговая база по операциям со ставкой 0%, сумма строк 020 по всем кодам операций раздела 4.
- НУ — сумма НДС к уплате в бюджет, сумма по строке 040 раздела 1.
Налоговая нагрузка имеет две формулы расчета.
- Относительно налоговой базы по внутреннему рынку — как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе по внутреннему рынку (в процентах).
Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:
НУ / БВ × 100.
- Относительно общей налоговой базы по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку — как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе, рассчитанной как сумма налоговых баз по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку (в процентах).
Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:
НУ / (БЭ+БВ) × 100.
Соответственно, если показатель по строке 040 раздела 1 декларации по НДС (сумма налога к уплате в бюджет) отсутствует, то показатель налоговой нагрузки по НДС будет равен 0.
Расчет налоговой нагрузки может быть произведен как за один налоговый период, так и за отрезок времени, охватывающий несколько налоговых периодов (обычно год). В последнем случае соответствующие данные по налоговым декларациям суммируются.
Узнайте больше о порядке расчета нагрузки по НДС из экспертного материала, размещенного в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к документу бесплатно.
Показатели, влияющие на налоговую нагрузку по НДС
Исходя из формулы расчета, показателями, влияющими на величину налоговой нагрузки по НДС, являются величина налоговой базы и сумма НДС, начисленная к уплате по декларации.
Величина налоговой базы по НДС определяется следующими факторами:
- Величиной оборота от реализации. Чем больше оборот от реализации, тем больше величина налоговой базы.
- Наличием операций по реализации, не являющихся объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148 НК РФ) или освобождаемых от налогообложения НДС (ст. 149 и 150 НК РФ). Наличие таких операций уменьшает величину налоговой базы.
- Наличием операций по реализации с применением налоговой ставки НДС 0%. Наличие таких операций влияет на величину налоговой базы в конкретном налоговом периоде за счет отсутствия абсолютного соответствия периодов отгрузки и подтверждения права на применение организацией ставки 0%. Наличие этого несоответствия, кроме того, приводит к несоответствию налоговой базы по НДС налоговой базе по налогу на прибыль за один и тот же налоговый период.
- Наличием операций по строительно-монтажным работам, выполняемым для собственных нужд организации. Наличие данных операций увеличивает размер налоговой базы.
- Наличием оборотов по поступившим от покупателей авансам. Авансы полученные увеличивают величину налоговой базы.
См. также материалы:
- «Порядок определения налоговой базы по НДС»;
- «НДС по авансовым платежам: примеры, проводки, сложные ситуации»;
- «Какой порядок учета и вычета НДС при строительстве основных средств».
Факторы, влияющие на сумму НДС, подлежащего уплате
Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет и отражаемая по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, появляется в этой строке, если в результате арифметических операций с итоговыми суммами НДС, образовавшимися в разделах 3, 4, 5, 6 декларации, конечная сумма этих операций отражает обязательство по уплате в бюджет, а не по возмещению из него.
При этом НДС, попадающий в разделы 4, 5, 6 декларации, связан с операциями реализации по ставке 0%, и в итоговой сумме каждого раздела чаще всего представляет собой сумму налога к возмещению. Итоговая сумма раздела 3 декларации является разницей между суммой налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и суммой налоговых вычетов и чаще всего представляет собой сумму, подлежащую уплате в бюджет.
Соответственно, на сумму, начисленную к уплате в бюджет и отражаемую по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, влияют следующие факторы:
- Величина налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и, в свою очередь, величина налогооблагаемой базы увеличивают сумму уплачиваемого налога.
- Объем налоговых вычетов по полученным от поставщиков товаров (работ, услуг) документам, оформленным надлежащим образом, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
См. также материал «Какой порядок применения (принятия) налоговых вычетов по НДС: условия».
- Объем НДС с авансов, перечисленных поставщикам товаров (работ, услуг), при соблюдении всех условий для применения такого вычета и принятии организацией решения об использовании права на его применение, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
См. также материал «Принятие к вычету НДС с выданных авансов».
- Объем НДС, начисленного при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащий вычету, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
- Объем НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
См. также материал «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров».
- Объем НДС, уплаченного налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов ЕАЭС, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
- Объем НДС по закрытым за период авансам покупателей уменьшает сумму уплачиваемого налога.
- Объем НДС, уплаченного налогоплательщиком за период в качестве налогового агента, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
См. также материал «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».
- Особенности алгоритма расчета распределения сумм налоговых вычетов между операциями, подлежащими налогообложению НДС (с учетом разбивки по разным ставкам), и операциями, не облагаемыми НДС. Распределению подлежат не только суммы вычетов по документам поставщиков, но и суммы, уплаченные таможенным и налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
При создании алгоритма такого расчета следует учитывать, что НДС с авансов (как полученных, так и уплаченных), НДС налогового агента, и НДС, начисленный при выполнении строительно-монтажных работ, в распределении не участвуют. Они должны быть приняты к вычету полностью в том периоде, когда появилось право на применение такого вычета. Это позволит обоснованно уменьшить сумму уплачиваемого в бюджет налога.
Кроме того, расчет распределения сумм НДС должен вестись с учетом остатков НДС, относящихся к реализации по ставке 0%, право на применение которой не подтверждено на начало расчетного периода. Остатки этого НДС должны быть отражены в бухгалтерском учете на отдельном субсчете счета 19. Полученный по расчету НДС, относящийся к операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от налогообложения НДС, должен быть включен в затраты по правилам ст. 170 НК РФ.
См. также: «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)».
Итоги
Все перечисленные факторы оказывают достаточно сложное влияние на формулу расчета налоговой нагрузки по НДС. Правильное понимание механизма этого влияния позволит организации привести обоснованные доводы в поддержку правильности данных, содержащихся в декларации по НДС, в случае возникновения вопросов со стороны проверяющих органов.