Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Понятие расходов и их группировки согласно нормам ст. 252 НК РФ

Ст. 252 НК РФ входит в состав гл. 25 «Налог на прибыль». Положения данной главы — настольная книга для бухгалтеров коммерческих организаций с общим налоговым режимом. Ст. 252 НК РФ дает определение расходам и предлагает их группировку.

Ст. 252 НК РФ: официальный текст

Статья 252 НК РФ

Скачать статью 252 НК РФ

Ст. 252 НК РФ (2023): вопросы и ответы

Разберем, какие основные вопросы возникают при признании расходов и их группировке, а также постараемся привести исчерпывающие ответы на них.

Что признается расходами согласно п. 1 ст. 252 НК РФ?

Расходами признаются затраты либо убытки, которые несет предприятие в процессе своей деятельности.

Следует отметить, что не все виды расходов могут быть приняты к вычету при расчете налога на прибыль. Во-первых, они должны соответствовать условиям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ: это целесообразность и документальное обоснование. Во-вторых, ст. 270 содержит список затрат, которые не учитываются при уменьшении налоговой базы для налога на прибыль. Например, штрафы, пени, взносы в уставный капитал организаций, суммы других налогов, расходы по реконструкции основных фондов (кроме п. 9 ст. 258 НК РФ) и т. д.

Как группирует расходы статья 252 НК РФ?

Группировок расходов существует множество: по направлениям, характеру, видам, статьям калькуляции, целям учета (например, для управленческого или бухгалтерского учета).

Для ведения налогового учета ст. 252 НК РФ установлена следующая группировка затрат:

  1. Производственные расходы и затраты, связанные с процессом реализации (продажей) продукции.
  2. Расходы, которые не вошли в первый пункт, — внереализационные издержки.

О том, на каких принципах базируется такое деление, читайте в материале «Порядок и принципы учета доходов и расходов в организации»

Какие расходы являются экономически обоснованными?

Затраты, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, должны быть обоснованы с экономической точки зрения. Об этом сказано в п. 1 ст. 252 НК РФ. Что же понимают налоговые специалисты под экономической обоснованностью расходов?

В этом вопросе сегодня существует законодательный пробел. Ранее ответ на него содержался в Методических указаниях к гл. 25 (приказ Министерства по налогам и сборам России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, ныне недействующий). Целесообразные и обоснованные затраты с экономической точки зрения, согласно данным указаниям, — это затраты, которые направлены на получение дохода.

Но поскольку вышеуказанный документ отменен, разумным для компании будет закрепить критерии обоснованности расходов самостоятельно в своих внутренних документах. Обоснованность расходов — это одно из условий их признания налоговой инспекцией.

Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 252 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Как документально подтвердить расходы?

Ст. 252 НК РФ устанавливает еще одно из условий признания расходов налоговыми инспекциями — это их документальное обоснование.

Каждую расходную операцию следует документально подтверждать. При этом оформление документов не должно противоречить требованиям законодательных актов РФ. Если предприятие разрабатывает формы бланков самостоятельно, то документы должны составляться согласно положениям его учетной политики.

В качестве документального обоснования затрат обычно применяются первичные учетные документы:

Конкретного перечня документов не установлено. Однако они должны подтверждать произведенные расходы и соответствовать требованиям законодательства нашей страны.

О том, как учитывать затраты на оказанные услуги в особых ситуациях, см. в материале «Когда учесть расходы, если услуги оказаны в одном периоде, а документы на них датированы следующим?».

Что относится к производственным и реализационным расходам?

Затраты на производство и реализацию — это расходы, прямым образом связанные с процессом производства продукции и ее дальнейшей продажей.

В эту группу расходов включаются издержки, направленные:

  • на производство, хранение, доставку и продажу продукции, например, приобретение сырья, МПЗ и необходимых комплектующих частей;
  • приобретение основных средств и поддержание их состояния в надлежащем виде;
  • разработку природных ресурсов;
  • расходы на НИОКР, страхование имущества и др.

Их можно объединить в 4 основные подгруппы:

  • Материальное обеспечение процесса производства.
  • Расходы на заработную плату, в том числе по страховым взносам.
  • Суммы износа (амортизации) основных фондов.
  • Прочие затраты.

Амортизация основных средств начисляется в соответствии с порядком, определенным ст. 256–259 НК РФ. Для налогового учета, в отличие от бухгалтерского, используются только 2 вида начисления износа основных фондов: линейный и нелинейный.

О сравнении принципов бухгалтерской и налоговой амортизации читайте в статье «Амортизационная премия в бухгалтерском и налоговом учете».

Что признается внереализационными затратами?

Внереализационные издержки — это расходы, не связанные напрямую с процессом производства продукции и ее продажей. Они также должны быть обоснованы и иметь документальное доказательство.

К таким издержкам следует, например, относить:

  • содержание арендуемого имущества, в том числе по лизингу;
  • выпуск ценных бумаг;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • списание вышедших из строя основных фондов, нематериальных активов и т.д. (ст. 265 НК РФ);
  • убытки прошлых периодов, сомнительные долги, не покрытые резервом.

Постатейные комментарии к ст. 252 НК РФ с ответами на наиболее сложные вопросы применения статьи смотрите в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Что делать, если расходы относятся к нескольким группам одновременно?

На практике нередко возникают ситуации, когда одна и та же статья расходов может быть включена в несколько групп одновременно. В таком случае Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику возможность самостоятельно принять решение (п. 4 ст. 252 НК РФ). Предприятие вправе отнести такие «спорные» виды расходов в те группировки, которые посчитает более правильным вариантом.

Во избежание спорных ситуаций с налоговыми инспекциями статьи, виды издержек, их группировку нужно закрепить в учетной политике для налогового учета. В зависимости от вида деятельности каждое предприятие может иметь собственные статьи затрат. Но их определение и группировка не должны противоречить действующему налоговому законодательству.

Как учесть расходы в иностранной валюте?

Затраты, произведенные в иностранной валюте (условных денежных единицах), включаются в общую сумму расходов, выраженную в рублях. Такие расходы должны быть пересчитаны в рубли по официальному курсу иностранной валюты на день, когда они были признаны и приняты к налоговому учету (п. 10 ст. 272 НК РФ).

Добавить в закладки
Ваши вопросы
7 июля 2022 10:22
Постоянная ссылка
Добрый день! Можно ли расходы учредителя отнести на затраты предприятия
Ответить
24 февраля 2022 10:59
Постоянная ссылка
Приобрели стиральную машину для стирки спецодежды рабочих и стиральный порошок. Куда можно списать в налоговом учете. Если это прописано в правилах трудового распорядка.
Ответить
24 февраля 2022 22:11
Постоянная ссылка
На прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Если говорить о конкретной норме налогового кодекса, то в качестве варианта предлагаю рассмотреть подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. У Вас же общий режим налогообложения, я правильно понимаю?
Ответить
25 февраля 2022 08:30
Постоянная ссылка
Спасибо за ответ. Да, у нас общий режим налогообложения. Переживаю что это прописано только в правилах трудового распорядка. А в трудовых договорах нет.
Ответить
25 февраля 2022 11:37
Постоянная ссылка
Вы переживаете, что указание на необходимость стирки спецодежды в ПВТР не является основанием для учета расходов для целей налогообложения? Я, конечно, не могу ответить за каждого конкретного инспектора, который Вас придет проверять. Но как по мне, отражение подобной нормы хотя бы в одном документе было бы вполне достаточным. А если захотят "прицепиться", то обязательно прицепятся... Независимо от того в скольких документах Вы обоснуете свои расходы. Если Вас самих что-то смущает, то всегда можно внести дополнения в трудовые договоры или подписать допсоглашения. Вам самим же после проведения таких действий будет легче, чем вот так мучиться)
Ответить
28 августа 2019 00:58
Постоянная ссылка
Если заняться подработкой на дому, оказывая маникюрные услуги, надо сохранять все чеки на приобретённые материалы, инструменты и т. д.? Особенно, если они приобретены на Алике? Это вообще как возможно? Каждую салфетку подсчитывать?
Ответить
31 марта 2017 16:05
Постоянная ссылка
Добрый день. Может ли работодатель возместить расходы в рамках командировочной политики не по оригиналу чека о питании, а на основании фото чека распечатанного на принтере (вся информация на чеке замечательно читается и соответствует требованиям политики). Поскольку чек забыл взять сразу после питания и уехал от места достаточно далеко пришлось позвонить в заведение и попросить выслать мне фото моего фискального чека. Спасибо за ответ.
Ответить
5 апреля 2017 09:30
Постоянная ссылка
На усмотрение руководства Вам могут возместить расходы на питание в командировке, если это прописано во внутренних документах компании (командировочной политике). Подлинность чека можно проверить на сайте www.kpkcheck.ru. Наличие оригинала чека все равно не даст компании возможность учесть эти расходы для налогообложения (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 20.05.2015 № 03-03-06/2/28976). Ведь они должны оплачиваться работником за счет суточных.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН