Зачем устанавливают правила учета доходов и расходов
Правилами, действующими как в бухгалтерском (БУ), так и в налоговом (НУ) учетах, предусмотрено деление доходов и, соответственно, связанных с ними расходов:
- на относящиеся к основным (обычным) видам деятельности организации, служащие главным источником поступления средств от продаж;
- прочие (внереализационные).
Деление это, несмотря на перечисление в законодательных актах определенных видов деятельности, относимых в ту или иную группу, является достаточно условным. Например, сдача имущества в аренду может быть как основным, так и прочим видом деятельности. Поэтому каждой конкретной организации следует закрепить в своей учетной политике, какие виды своей деятельности она считает основными, а какие прочими (внереализационными). В привязке к доходам распределятся и относящиеся к соответствующим видам деятельности расходы.
Расшифровки расходов, необходимые для учетной политики
Аналитика расходов также разрабатывается организацией самостоятельно. Вестись она должна не только применительно к каждому из подразделений, но и по видам, статьям и элементам расходов. По видам расходы в БУ будут делиться:
- на прямые, собираемые на счетах 20, 23, 29 в зависимости от значимости производства (основное, вспомогательное, обслуживающее);
- накладные, подразделяемые на общепроизводственные (счет 25), общехозяйственные (счет 26), коммерческие (счет 44);
- прочие (счет 91).
Подробнее об особенностях учета накладных расходов читайте в статье «Порядок учета накладных расходов в бухгалтерском учете».
Для каждого из видов расходов следует разработать свой справочник статей, детализировав его в той степени, которая необходима для оперативного получения из учетных данных нужной для составления всех необходимых отчетов информации. Для прямых затрат справочник будет достаточно простым, состоящим из нескольких статей, и его для всех счетов, на которых формируют эти затраты, можно сделать единым. А вот перечни статей для счетов 25, 26, 44 и 91 получаются достаточно объемными, многоступенчатыми, и разрабатывают их по отдельности для каждого счета. Все созданные справочники должны войти составной частью в виде приложений в учетную политику.
Последней ступенью в детализации справочников статей затрат должна стать корреляция элементов статей затрат с отношением их к вопросу принятия в целях учета налога на прибыль. Это даст возможность не только выделить и классифицировать виды расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, но и отразить те элементы, по которым между БУ и НУ возникнут разницы.
Справочник статей затрат, содержащий данные по соотнесению элементов затрат, выделенных в БУ, с видами расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, может служить той расшифровкой, которая отразит расходы, принимаемые в НУ в качестве прямых или косвенных.
О том, что должно быть отражено в учетной политике для целей БУ, читайте в материале «ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” (нюансы)».
Какие расшифровки нужны для налоговой
Все вышеперечисленные перечни нужны, прежде всего, самой организации для упорядочения учетного процесса. Но они будут служить и тем материалом, который обоснует принятые в БУ и НУ решения по вопросам учета.
В частности, для целей НУ необходимо определить перечень расходов, относимых к прямым. Если организация хочет избежать образования трудно контролируемых разниц между БУ и НУ, то в состав прямых расходов для НУ она помимо прямых затрат на производство включит и расходы общепроизводственного характера (т. е. те, которые для целей БУ обязательно включаются в себестоимость). В этом случае все остальные расходы, собираемые в БУ на счетах 26 и 44, для целей НУ станут косвенными.
От того, к какому типу расходов вы отнесете те или иные затраты, зависит момент списания этих расходов. На косвенные можно уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли в периоде, к которому они относятся, а прямые можно списать лишь в том периоде, когда будут реализованы товары, в стоимости которых эти расходы учтены.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы определи тип расходов в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Налоговая инспекция при проверке обоснованности формирования данных по расходам в декларации по прибыли может запросить расшифровку деления расходов в НУ на прямые и косвенные. Для варианта, когда к прямым относят и расходы общепроизводственного характера, расшифровкой прямых расходов станут перечни статей, относящихся к счетам 20, 23, 29 и 25. А расшифровка косвенных расходов будет представлять собой перечни статей по счетам 26 и 44.
Мы предлагаем вашему вниманию вариант такой расшифровки, составленный для косвенных расходов, выделяемых в целях НУ, на основании справочника статей затрат для счета 26.
Итоги
Решения, принимаемые организацией в отношении своей учетной политики (как по БУ, так и по НУ), закрепляются во внутреннем документе. Приложениями к этому документу становятся, в частности, перечни статей по используемым в учете счетам БУ. Если в этих перечнях присутствует сопоставление с видами расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, то их можно использовать как расшифровки, отражающие деление расходов на прямые и косвенные для целей НУ.