Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Особенности учета затрат на ремонт основных средств

Учет затрат на ремонт основных средств в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учетах может происходить по разным правилам. Вместе с тем в них много общего. Рассмотрим эти сходства и различия.

Ремонт основных средств— это что?

Ремонт основных средств (ОС) — процесс, имеющий отношение как к собственному, так и к арендованному имуществу. Он проводится в целях осуществления поддержки или восстановления работоспособности ОС. Процедура ремонта состоит из устранения возникших неисправностей, замены износившихся частей или отдельных узлов объекта. В зависимости от периодичности и объемов осуществляемых работ ремонт может быть:

  • текущим,
  • средним,
  • капитальным.

Однако ни в коем случае процесс ремонта не должен приводить к изменению основных технических характеристик или назначения ремонтируемого объекта, поскольку такое изменение уже будет расцениваться как модернизация (реконструкция), учитывать которую необходимо по совершенно иным правилам (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Проведение ремонта в отличие от модернизации (реконструкции) никак не отражается ни на первоначальной, ни на остаточной стоимости объекта. Все расходы по ремонту, какова бы ни была их величина, принимают к учету в периоде его завершения. Однако такие расходы требуют экономического обоснования и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 25.02.2009 № 03-03-06/1/87).

Ремонт может быть осуществлен:

  • привлеченным контрагентом,
  • собственными силами,
  • смешанным способом.

С 2022 года на смену ПБУ 6/01 «Учет основных средств» пришли 2 новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения».

Проверьте, правильно ли вы учитываете затраты на капитальный, текущий и неплановый ремонт ОС при применении ФСБУ 6/2020 "Оновные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", с помощью разъяснений от экспертов КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Документальное оформление ремонта

Проведению ремонта предшествует составление:

  • дефектной ведомости, отражающей состояние объекта, которая может быть сделана в 1 экземпляре, если ремонт осуществляют собственными силами или смешанным способом, и оформляется в 2 экземплярах, если ремонт делает сторонний контрагент;

О том, какой может быть форма дефектной ведомости, читайте в материале «Составляем правильно дефектный акт — образец».

  • сметы на ремонтные работы, составленной либо сторонним контрагентом, либо собственным подразделением, осуществляющим ремонт;
  • приказа руководителя на проведение ремонта, в котором отражаются сроки выполнения ремонтных работ, силы, его осуществляющие, и, при необходимости, решения по замене временно отсутствующих ОС;
  • договора на ремонт, если его будет делать сторонний контрагент;
  • накладной на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтируется в собственном подразделении.

О правилах оформления такой накладной читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-2 — бланк и образец».

По завершении ремонтных работ оформляют:

  • акт о приемке объекта из ремонта;

О том, как заполнить такой акт, читайте в материале «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец».

  • накладную на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтировался в собственном подразделении;
  • запись о произведенном ремонте в инвентарной карточке ОС.

Пример оформления такой записи смотрите в образце к статье «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец».

Как списать материалы на ремонт ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Авторитетное мнение экспертов К+ смотрите в Готовом решении, получив бесплатный пробный доступ.

Отражение ремонта в бухучете

Учет затрат на ремонт основных средств в БУ различается в зависимости от того, каким способом выполняются ремонтные работы.

При осуществлении их собственными силами (т. е. одним из вспомогательных подразделений) на выполнение таких работ в соответствующем подразделении открывают заказ, на который в течение всего времени, пока идет ремонт, собирают прямые затраты, с ним связанные:

Дт 23 Кт 10, 69, 70.

Если имеет место привлечение для части работ сторонних контрагентов (т. е. смешанный способ ремонта), то к перечню счетов, отражаемых в этой проводке по кредиту, добавится счет 60. При этом может возникнуть и проводка по выделению НДС, если услуги стороннего контрагента облагаются этим налогом:

Дт 19 Кт 60.

В общую сумму затрат по заказу на ремонт добавятся также распределяемые по окончании каждого месяца накладные расходы вспомогательного подразделения, выполняющего ремонт:

Дт 23 Кт 25.

По завершении ремонта, что будет зафиксировано актом о приемке объекта, затраты, собранные на счете 23 по соответствующему заказу, спишутся на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС:

Дт 25 (26, 44) Кт 23.

Когда ремонт осуществляется только силами стороннего контрагента, затраты по нему в учете появятся лишь на дату подписания акта о приемке объекта из ремонта и сразу будут отнесены на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС, с выделением указанного в документах НДС:

Дт 25 (26, 44) Кт 60;

Дт 19 Кт 60.

В проводке по учету завершенных затрат на ремонт для обоих вариантов (собственными или сторонними силами) в перечне счетов, указываемых по дебету, могут присутствовать также счета 23 и 29, если учет накладных расходов на них организован котловым способом или на отдельных субсчетах этих счетов. В прямые затраты расходы по ремонту ОС включить нельзя, поскольку во время ремонта объекты в производстве не участвуют.

Согласно действующим правилам бухучета резерв на ремонт ОС в БУ не создается. Ранее это можно было делать, но с 2011 года такая возможность исключена (приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н).

Учет ремонта в налоговом учете

В НУ ведение учета затрат на ремонт основных средств возможно 2 способами (ст. 260 НК РФ):

  • Так же, как и в БУ, т. е. путем включения затрат в расходы в периоде завершения ремонта (п. 1).
  • Через создание резерва (п. 3). Размер отчислений в него определяется в особом порядке, установленном п. 2 ст. 324 НК РФ. Общая сумма резерва имеет ограничения, но может накапливаться в течение нескольких налоговых периодов. Если резерв создается, то все расходы на ремонт учитывают, относя их на уменьшение этого резерва. И только если его сумма превышена, расходы по ремонту можно учесть непосредственно в затратах.

Подробнее о создании и использовании резерва на ремонт ОС в НУ читайте в материале «Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)».

Решение о создании или несоздании резерва в НУ необходимо закрепить в учетной политике. Если решено его создавать, там же прописывается алгоритм расчета суммы резерва и период, на который он формируется.

Поскольку действующие правила бухучета не предусматривают возможности создания резерва на ремонт ОС, между данными БУ и НУ в части резерва, формируемого для целей НУ, возникнут разницы.

Итоги

Ремонт ОС заключается в осуществлении мероприятий, направленных на поддержание работоспособности основных средств, но он не должен приводить к изменению технических характеристик или назначения ОС. Расходы по ремонту учитывают в затратах в размере фактических сумм по завершении ремонтных работ вне зависимости от того, чьими силами ремонт осуществляется: собственными или привлеченными. Обязательно документальное обоснование необходимости проведения ремонта. В НУ допустимо создание резерва на ремонт, но это приводит к возникновению разниц между БУ и НУ.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
3 июля 2024 11:38
Постоянная ссылка
Добрый день. Подскажите пожалуйста, если организация ведёт работы по установке и обслуживанию электрических счётчиков, как в бухгалтерском и налоговом учёте отражать те счётчики, которые мы уже установили, взяли их на расходы, но потом они сломались и нам приходится их менять на другие, и отправлять в ремонт. Как учесть счётчики которые снимаем и отправляем в ремонт?.
Ответить
4 июля 2024 06:47
Постоянная ссылка
Если они числятся в составе основных средств, они там и остаются, если они уже списаны на затраты, то они чилсятся на забалансовом счете. Для целей контроля основных средств можно завести отдельный суюбсчет, или забалнсовый счет для мбп, где отражать движение счетчика в ремонт. Ремонт скорее всего не будет увеличивать стоимость счетчика, поэтому его сумму можно сразу относить на затратные счета, как текущий ремонт.
Ответить
11 мая 2024 06:24
Постоянная ссылка
Вопрос конкретно по обслуживанию газового оборудования в квартире( газовая печ и двухконтурный котел) или ВДГО по Самаре. Выполняется один раз в год за 5тыс руб. Обслуживание - не какой либо вид ремонта- проводится одним слесарем с одной отверткой и пакетом актов, заполнение которых иногда время занимают больше чем само обслуживание и составляет от10 до 30мин. При норме обслуживания 10-16квартир слесарь отрабатывает в день сумму от 50тыс руб до 80 тыс руб. В месяц в среднем 65 тыс руб х на 20 рабочих дней = 1 300 000 руб -практически без затрат приносит доход организации. Здесь никакими СНиПами и не пахнет. Какое обоснование такому расчету? Без затрат и вложений с стандартной зарплатой.
Ответить
14 мая 2024 06:29
Постоянная ссылка
Вы не могли бы более конкретно сформулировать свой вопрос, не очень понятно чего Вы хотите? Помимо Вашей зарплаты организации несут иные расход - налоги, зарплаты других сотрудников, аренда офисов и прочее, что требует покрытия за счет доходов. Размер прибыли - внутренее дело компании.
Ответить
18 мая 2024 07:49
Постоянная ссылка
У Вас наверное нет газового оборудования, поэтому Вы не понимаете вопрос.
Ау Вас были случаи когда обслуживание оборудования приносили такие "прибыли" и в очереди стояло 10-16 едениц.? Наверное нет а вот у газавиков-ЕСТЬ.
Ответить
14 сентября 2023 11:09
Постоянная ссылка
Добрый день! Подскажите пожалуйста, предприятие по запросу клиента,предварительно меняет изделие по гарантии, не дожидаясь от него старого неисправного изделия( клиенту дается 30 дней на возврат его дефектного изделия), мы заменили ,отправили. По документам старый неисправный прибор ,который в пути, у нас числится,а по факту пока нет. Как оформить правильно процедуру предварительной замены,чтобы в случаи проверки у нас все сходилось и фактически и документально.
Ответить
15 сентября 2023 06:41
Постоянная ссылка
Ни один закон не обязывает Вас забирать неисправное изделие, все это регулируется договором. В данном случае на учет поступившее неисправное изделие нужно ставить в момент его фактического получения. Сейчас отразить только замену.
Ответить
23 мая 2023 08:08
Постоянная ссылка
Добрый день! Подскажите, ремонт здания ведется за счет кредитных средств, предприятие на УСН., как лучше отразить в БУ, чтобы у налоговой не возникло вопросов, как текущий ремонт или все таки как капитальный?
Ответить
23 мая 2023 18:54
Постоянная ссылка
На любой ремонт должна быть составлена смета, в которую вы впишите использованные материалы и то, что вы делаете. Исходя из сметы, и вы, и налоговая будете решать, какой это ремонт капитальный или текущей. И уже ни у кого не возникнет вопросов.
Ответить
4 февраля 2022 08:22
Постоянная ссылка
Расходы на ремонт основных средств (не капитализируемые) в бухгалтерском учете включаются в себестоимость готовой продукции или относятся на расходы отчетного периода и, соответственно, сразу списываются на себестоимость продаж?
Ответить
4 февраля 2022 11:12
Постоянная ссылка
Да все верно, если речь идет о розничной или оптовой торговле.
Ответить
23 ноября 2021 17:12
Постоянная ссылка
Добрый день

Есть ли методики / нормативы для планирования затрат на ремонты и содержание?
Ответить
24 ноября 2021 21:50
Постоянная ссылка
Существуют так называемые СНиПы (строительные нормы и правила), своды правил по проектированию и строительству. Я полагаю, к этим документам и надо обращаться.
Ответить
28 октября 2021 18:08
Постоянная ссылка
Скажите, а как вам определение ВС от 30 сентября 2021 г. N 307-ЭС21-13032 согласно которому расходы на ремонт ОС, участвующих в производстве нужно трактовать прямыми затратами для целей НУ.

Кто-нибудь до этого на практике так делал?
Ответить
3 ноября 2021 22:54
Постоянная ссылка
Я так понимаю в целом учет ремонтных, подрядных работ с привлечением сторонних организаций зачастую вызывает много вопросов у налогоплательщиков и приводит к судебным разбирательствам. Ведь не всегда понятно, куда относить такие расходы: к прямым или косвенным. Многие эксперты считают, что безопаснее трактовать такие расходы как прямые. Поскольку тут идет речь о ремонте основных средств, которые непосредственно используются в процессе производства, то с определением суда я в принципе согласна. Если Вы хотите узнать другие мнения, то можете задать свой вопрос на нашем форуме
Ответить
18 марта 2019 18:26
Постоянная ссылка
1) А зачем сразу относить ремонт на затраты, когда можно признать их отдельным объектом амортизируемого имущества?
2) Какие отличия учёта капитальных и текущих ремонтов?
Ответить
30 июля 2019 22:08
Постоянная ссылка
1) Как ремонт (услуги) перевести в объект имущества?
2) При капремонте изменяется функциональность, изменяются основные технические характеристики или назначения ремонтируемого объекта. При текущем ремонте поддерживается "рабочее" состояние объекта.
Ответить
8 февраля 2022 05:27
Постоянная ссылка
по 2) "при капремонте изменяется функциональность, изменяются основные технические характеристики или назначения ремонтного ремонтируемого объекта" - это что был токарный станок а после капитального ремонта стал фрезерный или что класс точности по данному станку после капиталки стал лучше???
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН