Какой срок хранения счетов-фактур?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Срок хранения счетов-фактур в различных ситуациях может быть разным. От чего он зависит, как правильно его рассчитать и что грозит компании за его нарушение, вы узнаете из нашей статьи.

 

Коммерческая деятельность — без документов не обойтись

Закрыл бизнес — обязан сохранить счета-фактуры и иные документы

Как долго нужно хранить документы?

Организуем правильное хранение счетов-фактур

Учимся правильно рассчитывать срок хранения счета-фактуры

Когда срок хранения счета-фактуры должен продлеваться?

Срок хранения электронных счетов-фактур

Итоги

 

Коммерческая деятельность — без документов не обойтись

Любая коммерческая деятельность не обходится без документов. Порой для их хранения компании вынуждены создавать архивы, выделять немалые площади и трудовые ресурсы. Более того, документы не только сопровождают компанию в течение периода ее деятельности, но и вынуждены продолжать свое существование после ее закрытия (ликвидации, банкротства и др.).

Даже если коммерсант проработал всего 1 месяц, к закрытию компании собирается целый пакет документов: налоговая отчетность, документы по реализации товара, поступлению ТМЦ, начислению зарплаты и др. В этот перечень могут входить и счета-фактуры (если коммерсант являлся плательщиком НДС). О проблемах, возникающих при хранении документов после решения коммерсанта прекратить свою деятельность, поговорим далее.

Закрыл бизнес — обязан сохранить счета-фактуры и иные документы

Рассмотрим пример. ИП Рябинин К. Н. принял решение прекратить коммерческую деятельность. Так как арендодатели срочно требовали освободить помещение, все документы коммерсант перевез к себе домой и разместил на свободной площади в хозяйственном помещении. Счета-фактуры занимали немалый объем, так как реализация товара производилась мелкими партиями в адрес многочисленных контрагентов. Прошло определенное время и хранимые в неприспособленном помещении документы выцвели, отсырели и утратили свой первоначальный вид...

Однако закон гласит, что коммерсанты обязаны обеспечить сохранность архивных документов в течение сроков их хранения (ч. 1 ст. 17 Закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ») — иначе их могут наказать по ст. 13.20 КоАП РФ. Не следует забывать также, что налоговики вправе провести выездную проверку за последние 3 года деятельности ИП, поэтому и после закрытия предпринимателю придется хранить документы (в том числе счета-фактуры), если они подтверждают расчет налогов и их уплату (п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для ИП, утв. приказом Минфина № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002).

Как долго нужно хранить документы?

Сроки хранения для разных документов могут существенно различаться. Так, налоговые документы подлежат хранению в течение не менее 4 лет (подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 НК), причем в отдельных случаях этот срок может увеличиваться до 6 лет. Например, 6-летний срок предусмотрен для участников региональных инвестиционных проектов (п. 3 ст. 89.2 НК). Бухгалтерскую же отчетность вместе с аудиторскими заключениями ждет 5-летний срок хранения (ч. 6 ст. 27, ч. 1 ст. 29 закона от 06.12.2011 № 402 о бухучете).

Если в компании трудились наемные работники, у нее собирается приличный объем документов, которые требуется сохранять значительно дольше указанных сроков. Например, акт о расследовании несчастного случая на производстве с материалами расследования нужно хранить не менее 45 лет (ч. 6 ст. 230 ТК РФ), а акт о случае профзаболевания — в течение 75 лет (п. 33 Положения о расследовании и учете профзаболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967).

Сокращать законодательно установленные сроки хранения документов нельзя. За нарушение сроков хранения учетных документов штраф предусмотрен ст. 15.11 КоАП.

Информацию о том, какая ответственность предусмотрена для коммерсанта за налоговые нарушения, см. в материале «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Организуем правильное хранение счетов-фактур

Продолжим пример. Степанова П. А., ранее работавшая главбухом у ИП Рябинина К.Н., нашла аналогичную работу во вновь открывшейся компании «ООО "Возрождение"». Помня упущения предыдущего работодателя по обеспечению сохранности счетов-фактур и иных документов, она решила взять этот вопрос в новой компании под свой контроль.

Так как компания только начала работать, необходимо было в первую очередь организовать хранение документов, в том числе счетов-фактур. Специальных требований к хранению счетов-фактур в законодательстве она не нашла, поэтому решила следовать порядку хранения, установленному для бухгалтерских документов, согласно которому бухгалтерские документы нужно хранить в специальных помещениях, сейфах или шкафах (п. 6.2 Положения, утв. письмом Минфина от 29.07.1983 № 105).

Между тем счеты-фактуры не относятся к бланкам строгой отчетности и не являются документами, содержащими коммерческую тайну, поэтому хранение их возможно без сейфов и металлических шкафов. Руководство ООО «Возрождение» выделило для этой цели отдельное изолированное помещение в офисе компании. Главбух определил ответственных за сохранность документов (пп. 6.2–6.4 Положения, утв. письмом Минфина № 105, пп. 3.2 и 3.6 Положения, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс).

Подшивать счета-фактуры к журналу учета полученных и выставленных счетов-фактур в ООО «Возрождение» не стали, т.к. с 01.01.2015 компании могут этот журнал не вести, если они не являются застройщиками или экспедиторами и не осуществляют посреднических операций.

Подробнее об обязанности ведения журнала счетов-фактур читайте в материале «Журнал учета счетов-фактур: кому он потребуется в 2015 году».

Отдельные подшивки счетов-фактур тоже решили не делать — просто подшивали счета-фактуры вместе с накладными.

Учимся правильно рассчитывать срок хранения счета-фактуры

Теперь настало время разобраться с определением даты начала срока хранения счетов-фактур, для чего продолжим разбирать наш пример.

12 августа 2015 г. ООО «Возрождение» приняло на учет ТМЦ согласно полученной от поставщика накладной ф. ТОРГ-12 (пример заполнения накладной ф. ТОРГ-12 вы можете посмотреть в материале «Образец ТОРГ-12»).

Накладная, как первичный документ, должна храниться в течение 5 лет (п. 1 ст. 29 закона № 402-ФЗ). По вопросу же счета-фактуры обратимся к разъяснениям Минфина: в письме от 30.03.2012 № 03-11-11/104 сказано, что срок хранения его начинает отсчитываться после окончания периода, в котором счет-фактура в последний раз использовался для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения доходов и расходов. То есть если НДС из указанного счета-фактуры компания отразит в декларации за 3 квартал 2015 года, отсчет срока хранения начнется с 01.10.2015.

О том как правильно заполнить декларацию по НДС, читайте в материале «Какой порядок заполнения декларации по НДС (пример, инструкция, правила)».

Учитывая, что при подшивке документов в ООО «Возрождение» счета-фактуры от накладных не отделяются, а сроки их хранения различаются, решили установить для счетов-фактур тот же срок хранения, что и для накладных (добровольное увеличение этого срока закону не противоречит).

Но это не единственный случай, когда срок хранения счетов-фактур может увеличиться.

Когда срок хранения счета-фактуры должен продлеваться?

Оговоренный ранее обязательный 4-летний срок хранения счетов-фактур может увеличиваться. Это связано с тем, что с 01.01.2015 компании могут переносить налоговые вычеты. Право переноса вычетов НДС в пределах 3-летнего срока с момента принятия на учет товаров (работ, услуг) закреплено в п. 2 ст. 171 НК РФ.

Подробнее о том, как определить крайний срок для отражения вычетов в налоговой декларации, читайте в материале «Минфин пояснил, до каких пор можно откладывать вычет».

Учитывая дату оприходования товаров из рассмотренного примера (12.08.2015), заявить его, если компания отложит вычет ровно на 3 года, нужно в декларации за 3 квартал 2018 года. 4-летний же срок хранения нужно будет отсчитывать с 01.10.2018 — т.е. в этом случае он фактически составит 7 лет.

Рассматривая увеличенные сроки хранения счетов-фактур при переносе вычетов, необходимо помнить, что на вычет при возврате аванса покупателю отводится не 3 года, а только 1 (письмо Минфина России от 21.07.2015 № 03-07-11/41908).

Подробности — «На вычет НДС с возвращенного аванса у продавца всего 1 год».

Срок хранения электронных счетов-фактур

Сейчас все больше коммерсантов переходит на электронный документооборот, используя в том числе и электронные счета-фактуры. Электронный счет-фактура равносилен бумажному (п. 1 ст. 169 НК), порядок его оформления регламентирован Приказом Минфина от 25.04.2011 № 50н «О порядке работы с электронными счетами-фактурами по ТКС с применением ЭЦП».

С 1 апреля 2016 г. действует новый порядок – см. «Минфин актуализировал порядок выставления электронных счетов-фактур».

Еще до того, как будет организовано хранение электронного счета-фактуры, т.е. уже при его оформлении, необходимо учесть, что подписан он должен быть квалифицированной электронной подписью (письмо Минфина России от 05.05.2015 № 07-01-06/25701).

Подробнее о том, какую электронную подпись безопаснее использовать для документов, читайте в материале «Как подписывать электронную первичку: позиция Минфина-2015».

Сроки хранения электронных счетов-фактур те же, что у бумажных — 4 года (п. 1.13 Порядка, утв. законом № 50н, подп. 8 п. 1 ст. 23 НК). Хранить распечатанные бумажные экземпляры электронных счетов-фактур компании не обязаны (письмо ФНС от 06.02.2014 № ГД-4-3/1984).

Итоги

Обычный срок хранения счетов-фактур — 4 года вне зависимости от их формы (электронные или бумажные). При этом срок может увеличиваться, если вычеты заявляются в более поздние периоды.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения