Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Обслуживающие производства и хозяйства: налог на прибыль

Обслуживающие производства и хозяйства - учет доходов и расходов по ним подчиняется своим правилам - вызывают вопросы при учете для налога на прибыль в определенных ситуациях. Рассмотрим их.

Проблемы в отнесении объектов к ОПХ

Основной проблемой, имеющей значение для методологии учета затрат по объектам обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ), является решение вопроса о том, можно ли вообще считать объект ОПХ. Здесь есть 2 проблемные ситуации:

  • объект ОПХ есть, но не используется по назначению;
  • объект ОПХ реализуют свою продукцию исключительно работникам организации.

В первом случае причислять объект к ОПХ нет оснований (письмо Минфина России от 30.01.2017 № 03-03-06/1/4483).

А по второй ситуации точка зрения Минфина меняется в зависимости от вида деятельности ОПХ и не всегда сходится с позицией судебных органов. Рассмотрим, каковы эти точки зрения в отношении наиболее часто возникающих ОПХ — объектов общественного питания и медпунктов.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по налоговому учету доходов и затрат ОПХ. Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Затраты на содержание объектов питания

Чиновники Минфина и налоговые органы считают, что если объекты общественного питания не реализуют свои товары (работы, услуги) никому кроме работников организации, то их не следует относить к ОПХ, а затраты на их содержание должны быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 19.12.2013 № 03-03-10/56009 [доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 14.01.2014 № ГД-4-3/271], УФНС России по Москве от 15.01.2008  8-11/002010@).

Такого же мнения придерживаются и некоторые арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 31.05.2011 № КА-А40/4102-11, ФАС Поволжского округа от 28.10.2008 № А65-610/2007-СА2-22).

В то же время в постановлениях ФАС Уральского округа от 18.05.2011 № Ф09-2707/11-С3, от 22.10.2008 № Ф09-7611/08-С3 содержится противоположный вывод.

См. также:

Расходы по содержанию медпунктов

А вот к затратам на содержание медпунктов у Минфина России несколько другой подход. По мнению финансистов, если трудовое законодательство (ст. 212, 213 ТК РФ) в обязательном порядке требует проводить обязательные медицинские осмотры некоторых категорий работников (например, предрейсовые медицинские осмотры водителей в организациях, эксплуатирующих транспортные средства согласно абз. 7 п. 1 ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ), то затраты на содержание медицинских объектов можно учесть на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. В противном случае медпункты должны быть отнесены к ОПХ.

Однако стоит отметить, что согласно абз. 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ (также п. 2 ст. 25 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ) организация должна обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, что также является требованием трудового законодательства. Поэтому можно предположить, что если услуги оказываются только работникам организации, то расходы на содержание медпунктов можно учитывать по подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Суды по данному вопросу поддерживают сторону налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 09.11.2006 № А08-11753/05-25, ФАС Московского округа от 17.09.2006, 28.09.2006 № КА-А40/7292-06). Но следует помнить, что претензий со стороны налоговиков, скорее всего, избежать не удастся.

О том, как учесть доходы и расходы при продаже ОС, числящегося за ОПХ, читайте в статье «Как считать налог на прибыль при продаже основного средства, используемого в деятельности ОПХ».

Итоги

Доходы и расходы на ОПХ считаются отдельно от основной деятельности. Прибыль по ОПХ включается в общую прибыль предприятия. А убыток можно списать за счет общей прибыли предприятия в текущем периоде, только если соблюдены определенные условия, названные в абз. 5 ст. 275.1 НК РФ. Если эти условия не соблюдаются, убыток списывается за счет прибыли ОПХ следующих лет.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
27 февраля 2023 09:08
Постоянная ссылка
Сельскохозяйственное предприятие имеет на балансе столовую, в которой питаются только сотрудники за деньги. В столовую приобретаются продукты в магазинах и собственная продукция по льготной цене (мясо, яйцо, молоко). Льготная цена оговорена в колдоговоре. Наценка не делается. Блюда продаются по сформированной стоимости покупных и собственных продуктов. Как начислять НДС с льготной продукции (с цены обычной или льготной?) И вообще как начислять НДС, и имеем ли право брать в расходы на содержание столовой? Являемся плательщиками единого сельскохозяйственного налога.
Ответить
27 февраля 2023 09:44
Постоянная ссылка
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ. Согласно п.1 ст. 105.3 НК РФ для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
Работник и работодатель не являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда сотрудник имеет долю в капитале компании (Письмо Минфина от 28.09.2012 N 03-01-18/7-131).
Исходя из этого вы вправе исчислять НДС с фактической (льготной) стоимости реализации.
Затраты можете принять в том числе и в налоговом учете на основании пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить