Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, приведенный в статье, помогает сориентироваться в основных организационных, нормативных и методологических аспектах составления этого документа.

 

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики?

Подготовительный этап разработки учетной политики

Структура учетной политики бюджетной организации

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Методологические аспекты составления учетной политики

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения — где скачать образец на 2016 год?

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения?

Как и когда учреждение может изменить учетную политику?

Итоги

 

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики?

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости от:

  • цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Познакомиться с особенностями учетной политики автономного учреждения поможет материал «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях формирования учетной политики бюджетного учреждения расскажем в следующих разделах.

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ о бухучете, есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Знакомьтесь с текстом основного бухгалтерского закона в нашей рубрике «НПА»: «Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”».

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

О требованиях к бухгалтеру бюджетного учреждения с июля 2016 года узнайте из материала «Профстандарт бухгалтера бюджетного учреждения на 2016 год».

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (снизить налоговые риски и др.).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевой нормативкой. К примеру, в п. 6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации,— за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

С основными разделами плана счетов учреждения и составом бюджетных счетов познакомит материал «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2016 год».

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля) и др.);

С оформления какого документа начинается любая инвентаризация — узнайте из материала «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации и др.);
  • иные организационно-методологические решения.

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

Знакомьтесь с образцами приложений к учетной политике коммерческой компании с помощью материала «Приложения к учетной политике в 2016 году — образец».

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации и др.;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытиюактивов, для проведения внезапной ревизии кассы и др.
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности и т. д.;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках и пр.;
  • других документов (методик, схем и т. д.).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований нормативки):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по которым законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования ОС, если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки и др.), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации и т. д.;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения и др.);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание и др.);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях узнайте из материала «Бюджетный учет основных средств в 2016 году (нюансы)».

Учет финансовых активов

При разработке данного раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов и др.;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

Какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ — см. в материале «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Учет обязательств

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательства;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности и др.

Детализация учетно-методических аспектов по бюджетным обязательствам рассмотрена в материале «Порядок учета бюджетных обязательств в 2016 году».

Учет финансовых обязательств

Среди важных аспектов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

Санкционирование расходов

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

Указанные методологические аспекты относятся к бухучету бюджетного учреждения. О формировании УП БУ в целях налогового учета расскажем в следующем разделе.

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения — где скачать образец на 2016 год?

В УП БУ для целей налогового учета может быть выделена отдельная глава, в которой отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм применения информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество и др.).

Образец УП БУ вы можете увидеть и скачать на нашем сайте.

Образец УП БУ

Скачать образец

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения?

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;

Как оформить такой приказ — узнайте из материала «Форма приказа об утверждении учетной политики».

  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями и др.

Как часто требуется утверждать учетную политику — узнайте из материала «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от разработчиков и ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику?

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

Какие процедуры помогают улучшить учетную политику — см. материал «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Итоги

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения