Рабочий план счетов бюджетного учета на 2016 год

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

План счетов бюджетного учета на 2016 год был несколько изменен. В данной статье мы расскажем о действующих нормах по применению плана счетов (ПС) бюджетными структурами.

 

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

План счетов бюджетного учета — 2016

Состав и структура счета бюджетного учета

Изменения, актуальные в 2016 году

Итоги

 

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в бюджетных организациях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть и свой частный ПС:

  • для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
  •  для бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  •  для казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и № 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

План счетов бюджетного учета — 2016

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

ПС состоит из 5 разделов:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый результат.
  5. Санкционирование расходов.

В нефинансовые активы входят:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • материалы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте. Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в материальные запасы. Он предназначен для отражения фактической стоимости МПЗ при изготовлении или приобретении.

Финансовые активы включают в себя:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
  • дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.

В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.

Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете - это…».

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:

  • ассигнований из бюджета;
  • лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
  • плановых доходов и расходов.

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–150 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрено 29 забалансовых счетов. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Состав и структура счета бюджетного учета

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Таблица 1

Номер разряда счета

1–17

18

19–21

22

23

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Рассмотрим пример: счет КРБ 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

Номер разряда

Значение разряда

Расшифровка

1–17

КРБ

См. таблицу 2

18

1

За счет средств бюджета

19–21

102

Нематериальные активы

22

3

Иное движимое имущество

23

0

24–26

320

Увеличение стоимости НМА

Остановимся подробнее на составлении разрядов 1–17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1–17-й.

КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4–20-й разряды КБК переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

 

Таблица 2

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

18

19

20

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Группа

Подгруппа

Элемент

Приложение 9 к указаниям № 65н

Приложение 2 к указаниям № 65н

Приложение 10.1 к указаниям № 65н

Приложение 3 к указаниям № 65н

Для финансовых органов КБК в счете отражаются по-другому. В 1–17-й разряды счета попадают 1–17-й разряды КБК, а на место 24–26-го разрядов счета ставятся 18–20-й разряды КБК вместо кода по КОСГУ.

С 2016 года в структуре КБК больше не используется классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ). Несмотря на это, КОСГУ остается в номере счета как 3 последних разряда. Эти изменения были внесены приказами Минфина России от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 № 190н.

Общее количество цифр в КБК осталось неизменным (20), так как в коды были добавлены 3 цифры: подвид дохода в классификации доходов, целевой статьи в классификации расходов и вид источников финансирования дефицита.

Изменения, актуальные в 2016 году

В Единый ПС приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н внесены следующие изменения. Добавлен новый счет аналитического учета 20611 «Расчеты по оплате труда», новый забалансовый счет 40 «Активы в управляющих компаниях». Также добавлены разъяснения по структуре счета для бюджетных и автономных учреждений, изменены условия списания невозвратной задолженности за баланс, добавлена возможность учета операций по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых периодов на забалансовом счете 17.

Приказом Минфина России от 30.11.2015 № 184н внесены изменения в ПС бюджетного учета, которые начали действовать с 2016 года.

В связи с тем, что этим же приказом утвержден новый ПС казначейского учета, из ПС бюджетного учета исключен большой перечень счетов, актуальных для органов, занимающихся кассовым обслуживанием, органов Федерального казначейства и других бюджетных финансовых структур. Из инструкции также исключены пункты, касающиеся казначейского учета.

Внесены изменения в счета раздела «Санкционирование расходов», а именно: теперь они не включают КОСГУ, так как больше не используются при планировании расходов бюджета.

Добавлены новые корреспонденции счетов, указанные в таблице ниже.

Таблица 3

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Непроизведенные активы

Приходуются по первоначальной стоимости при реорганизации казенного учреждения

010300000 «Непроизведенные активы»

030406730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

Материальные запасы

Приходуется приплод животных

010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

040110180 «Прочие доходы»

Приходуются материалы, которые остались при реализации или передаче в дар выбывшего из эксплуатации движимого имущества

010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

040110172 «Доходы от операций с активами»

Приходуются материалы, которые остались при разукомплектации объектов МПЗ

010500000 «Материальные запасы»

040110172 «Доходы от операций с активами»

МПЗ переданы подрядчику

040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272)

010500000 «Материальные запасы»

Передано спецоборудование со склада для научных работ

010960272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»,

забалансовый счет 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками»

010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Молодняк переведен в основное стадо

010631310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Выбытие МПЗ в связи с разукомплектацией

 040110172 «Доходы от операций с активами»

010500000 «Материальные запасы»

МПЗ переданы работникам для выполнения обязанностей

040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»,

забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

010500000 «Материальные запасы»

Денежные средства

Зачисление денег на счет учреждения со счета платежного агента

020126510 «Поступления денежных средств учреждения на специальные счета в кредитной организации»

020500000 «Расчеты по доходам»

Доходы

Признан доход от реализации продукции животноводства и земледелия при рассрочке платежа

020531560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

040140130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Расчеты

Отражена задолженность по возмещению ущерба, а также штрафам и неустойкам за несоблюдение договоров купли-продажи

020940560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»

040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»

Отражена сумма финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей

020930000 «Расчеты по компенсации затрат»

020600000 «Расчеты по выданным авансам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Готовая продукция теперь должна отражаться по плановой, а не по фактической себестоимости. Разница между фактической и плановой себестоимостью корректируется в конце месяца.

Название счета 020126000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации» заменено на «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации».

Предыдущие изменения, действующие с 2015 года, описаны в статье «Составляем план счетов бюджетного учета - образец 2015».

Итоги

Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2016 году необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года. 

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения