Бухучет в транспортной компании имеет свои особенности. Рассмотрим, в чем они выражаются и чем обусловлены.

 

Чем примечательна деятельность по перевозкам?

Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности

Специфика затрат при перевозках

Итоги

 

Чем примечательна деятельность по перевозкам?

Транспортную компанию отличает следующее:

  • В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
  • Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
  • Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
  • Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
  • Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве автотранспорта в компании (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Конкретные критерии для использования этой возможности устанавливаются регионами РФ.
  • Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.

Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:

Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности

Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:

  • Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
    • выручка от реализации:

Дт 62 Кт 90,

    • НДС от реализации:

Дт 90 Кт 68,

    • прямые затраты по оказываемым услугам:

Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,

    • косвенные затраты:

Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,

    • затраты учтены в финрезультате:

Дт 90 Кт 20, 26.

  • Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
    • учтены затраты на доставку:

Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;

    • затраты отнесены на финрезультат:

Дт 90 Кт 44.

Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».

Специфика затрат при перевозках

При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:

  • Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.
  • Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.
  • Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.
  • Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
  • Непременными составляющими затрат станут расходы на:
    • страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
    • периодический технический осмотр транспорта;
    • проведение регулярного технического обслуживания;
    • обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;
    • оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
    • услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
    • оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.

Итоги

Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.