Отражение косвенных расходов в учетной политике - образец

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Косвенные расходы в учетной политике - образец формулировки вы сможете увидеть в нашей статье. В дополнении к образцу отдельные виды расходов будут расшифрованы и детализированы.

 

Что учесть при отражении в учетной политике косвенных расходов?

Как может выглядеть в учетной политике образец перечня косвенных расходов?

Нюансы рекламных расходов в учетной политике

Загадочные транспортные расходы  — когда их можно классифицировать как косвенные, а когда нельзя?

Специфика разных компаний  — как не перепутать косвенные расходы с прямыми?

Итоги

 

Что учесть при отражении в учетной политике косвенных расходов?

Таких требований в законодательстве содержится немного. В их числе:

  • Список косвенных расходов в своей учетной политике (далее  — УП) установить обязаны фирмы и ИП, применяющие метод начисления (у ведущих учет доходов и расходов кассовым методом компаний такая обязанность отсутствует).
  • Полная самостоятельность фирмы в выборе набора косвенных расходов: законодательство не содержит жестких ограничений в этом вопросе. При этом разграничение расходов на прямые и косвенные должно быть обоснованным и не противоречить НК РФ.
  • Основной ориентир при отнесении расходов к разряду косвенных  — установленный в ст.  318 НК РФ перечень прямых расходов, а все остальные расходы фирмы (исключая внереализационные), автоматически формируют перечень косвенных расходов.
  • Важный классификационный признак косвенных расходов  — степень взаимосвязи с производственным процессом: чем слабее эта связь, тем обоснованнее включение того или иного расхода в состав косвенных.
  • Основной признак косвенных расходов  — быстрое списание на финансовый результат по окончании отчетного периода.
  • Распределение косвенных расходов  — процесс, касающийся части косвенных расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам («страховые» расходы, расходы на НИОКР, рекламу и др.).

Изучайте нюансы разделения расходов на прямые и косвенные и их учет с помощью размещенных на нашем сайте статей:

Остановимся на нюансах отражения в УП отдельных видов косвенных расходов.

Как может выглядеть в учетной политике образец перечня косвенных расходов?

Учитывая, что специфика различных компаний отражается на видах и соотношении устанавливаемых в УП прямых и косвенных расходов, универсального образца такого перечня не существует.

Тем не менее обозначить универсальный список косвенных расходов, которые могут присутствовать в УП множества компаний, возможно. К примеру, такой перечень в УП производственной компании может выглядеть следующим образом:

«К косвенным относятся следующие расходы:

  • коммунального характера: на отопление, освещение и водоснабжение административного корпуса;
  • амортизация зданий, используемых для административно-управленческих нужд по перечню, указанному в приложении к учетной политике;
  • на оплату труда (включая отчисления на социальные нужды) вспомогательных работников и административно-управленческого персонала;
  • на размещение рекламы в СМИ;
  • на аренду транспорта для административных нужд;
  • на приобретение канцелярских принадлежностей и средств гигиены;
  • представительские и иные расходы (кроме прямых и внереализационных);
  • <…>

Можно ли сократить перечень прямых и расширить список косвенных расходов, узнайте из статьи «Перечень прямых расходов по налогу на прибыль».

Нюансы рекламных расходов в учетной политике

Попадание затрат на рекламу в перечень косвенных  — распространенная ситуация для множества компаний вне зависимости от специфики, масштабов и иных особенностей их деятельности.

Как влияет система налогообложения на признание рекламных расходов, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:

В УП этот вид косвенных расходов требует следующей детализации:

  • перечень документов (договор на оказание рекламных услуг, протокол согласования цены, акт выполненных работ, маркетинговая политика, протоколы, приказы и др.);
  • разграничение видов рекламы для целей налогового учета  — ненормируемые (в СМИ, интернете, на телевидении, посредством размещения информации на рекламных щитах и др.) и нормируемые (проведение розыгрышей, вручение призов во время массовой рекламной кампании и др.);
  • алгоритм расчета нормируемых рекламных расходов при расчете налога на прибыль  — совокупная сумма нормируемых рекламных расходов, рассчитанная нарастающим итогом с начала года, не должна превышать 1% от реализационной выручки без НДС и акцизов (п.  1 ст.  248, п.  3 ст.  318 НК РФ);
  • конкретизация даты осуществления рекламных расходов (подп.  3 п.  7 ст.  272 НК РФ);
  • применяемый для отражения рекламных затрат учетный счет  — в соответствии с Планом счетов бухучета и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №  94н, расходы на рекламу учитываются на отдельном субсчете сч.  44 «Расходы на продажу»;
  • порядок списания рекламных расходов  — списание в полной сумме в периоде возникновения или с распределением (способ распределения также необходимо отразить в УП);
  • налоговый регистр аналитического учета расходов на рекламу  — разрабатывается компанией самостоятельно или используются дополненные определенными реквизитами регистры бухучета (абз.  10 ст.  313 НК РФ): форма регистра закрепляется в УП.

Избежать ошибок при формировании налоговых регистров поможет статья «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Загадочные транспортные расходы  — когда их можно классифицировать как косвенные, а когда нельзя?

Транспортные расходы  — один из неоднозначных видов затрат, которые не всегда возможно отнести напрямую к разряду косвенных и отразить в соответствующем перечне расходов в УП.

Перед специалистами, формирующими УП, стоит непростая задача  — безошибочно разграничить транспортные расходы прямые и косвенные. Чтобы найти решение, необходимо исходить из основного распределительного принципа: включение расхода в состав прямых или косвенных зависит от того, с какой стадией производства и (или) реализации он связан.

В УП транспортные расходы могут быть отражены в перечне:

  • косвенных  — если фирма доставляет продукцию покупателю (при этом не имеет значения способ доставки: собственным транспортом, арендованным или с привлечением стороннего перевозчика);
  • прямых  — если фирма осуществляет расходы по транспортировке сырья и материалов и учитывает их отдельно от стоимости МПЗ: такие расходы требуют распределения с учетом остатка нереализованной продукции на конец отчетного периода.

В соответствии с этими критериями определенные транспортные расходы могут быть отнесены к одной из этих групп или даже к обеим.

Познакомиться с алгоритмом распределения транспортных расходов и разобраться с соответствующими бухгалтерскими проводками на примерах поможет статья «Распределение транспортных расходов на остаток товара».

Специфика разных компаний  — как не перепутать косвенные расходы с прямыми?

В предыдущем разделе был рассмотрен вид расходов, который можно в равной степени отнести и к косвенным, и к прямым. И это не единственный случай, когда прямые и косвенные расходы переплетаются. При этом нередки ситуации, когда один и тот же расход для одной фирмы может быть только косвенным, а для другой  — только прямым.

Один из таких примеров  — затраты фирмы на упаковку продукции. Указанные ниже судебные решения подтвердили однозначное местоположение таких расходов в составе:

  • косвенных  — когда фирма занималась производством бумаги и по окончании производства упаковывала готовую продукцию (рулонную бумагу) в пачки и коробки (постановление ФАС СЗО от 20.06.2011 №  А56-46595/2010);
  • прямых  — когда компания использовала тару при производстве алкогольной продукции: розлив в стеклянную тару алкогольной продукции является одной из стадий производства (постановление Президиума ВАС от 02.11.2010 №  8617/10).

Какие нюансы работы с возвратной тарой необходимо предусмотреть в УП, расскажет статья «Учет возвратной тары: цена, проводки, налоги».

Таким образом, изначальное адекватное и логичное обоснование (в соответствии с технологическим процессом) попадания того или иного расхода в состав косвенных и прямых позволит любой компании в любой ситуации отстоять свою правоту перед контролерами и (или) судьями.

Итоги

Перечень косвенных расходов в УП  — элемент, необходимый в первую очередь для самой компании. Наличие такого «расходного» списка в УП позволяет правильно сформировать себестоимость продукции, рассчитать налоги, а также защитить свои расходы перед налоговиками во время проверок и иметь весомый аргумент в случае судебного разбирательства.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения