Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Нормируемые расходы на рекламу составляют лишь небольшую долю всех затрат в этой сфере бизнеса. Однако любая ошибка в их расчете чревата серьезными неприятностями с налоговыми органами, поскольку влечет за собой занижение базы по налогу на прибыль. В статье пойдет речь о порядке признания рекламных расходов и отражении их в учете.

 

Чем отличаются рекламные расходы нормируемые и ненормируемые?

Ненормируемые рекламные расходы

Нормируемые рекламные расходы

Когда следует применять положения международных соглашений?

Затраты на рекламу учитываются в составе прочих расходов

Как отражаются рекламные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

Нормируемые расходы на рекламу – расчет предельного размера

Как правильно учесть рекламные расходы при нарастании прибыли в налоговом периоде?

 

Чем отличаются рекламные расходы нормируемые и ненормируемые?

Рекламные расходы, которые учитываются в налогообложении, делятся на 2 группы:

  • ненормируемые расходы, то есть те, которые можно учитывать полностью;
  • нормируемые расходы, то есть те, в отношении которых существует порядок признания.

Налоговый кодекс РФ в п. 4 ст. 264 содержит более подробную классификацию.

Ненормируемые рекламные расходы

Разрешено включать в состав расходов в полном объеме фактических затрат следующие виды рекламных расходов:

  • реклама, которая размещается через средства массовой информации (телевидение, радио, печать, интернет);
  • наружная реклама (световая, рекламные щиты стенды и т.п.);
  • реклама, осуществляемая путем участия в выставках, ярмарках, а также путем оформления витрин, экспозиций, демонстрационных залов и комнат образцов;
  • производство рекламных каталогов и брошюр, в которых содержатся сведения о продукции, товарах, услугах или работах, предлагаемых компанией, или о ней самой;
  • сознательное снижение цены (уценка) товаров, потерявших свои качества при экспонировании.

Подробнее о документах, подтверждающих расходы, см. материал «Минфин напомнил, чем подтверждать расходы»

В ненормируемой части есть некоторые уточнения. Минфин России, используя при аргументации положения абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, причислил к брошюрам и каталогам листовки, буклеты, лифлеты и флаеры. Свою позицию специалисты министерства отразили в письмах Минфина России от 12.10.2012 N 03-03-06/1/544, от 02.11.2011 N 03-03-06/3/11 и от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157. То есть затраты по изготовлению таких материалов допускается учитывать в составе ненормируемых расходов.

Нормируемые рекламные расходы

В объеме не более 1% суммы выручки от реализации (рассчитывается согласно ст. 249 НК РФ) следует включать в состав расходов следующие виды:

  • расходы по изготовлению либо приобретению призов, которые вручаются при их розыгрышах во время массовых рекламных компаний;
  • другие рекламные расходы.

Приведенный список имеет одну интересную особенность. Дело в том, что перечень ненормируемых расходов носит закрытый характер и не допускает дополнений, а расходы на рекламу нормируемые не лимитируются, и этот список всегда открыт.

По этой причине в расходах можно учитывать любые затраты, носящие признаки рекламных расходов, даже если они не приведены в Налоговом кодексе. Просто они попадут в разряд «нормируемые расходы на рекламу». Подтверждения данному тезису можно найти в постановлениях ФАС Московского округа от 21.03.2012 N А40-54372/11-91-234 и от 14.03.2012 N А40-63461/11-99-280.

В качестве примера можно привести такой вид рекламы, как рекламно-информационные материалы, доставляемые в виде массовых и безадресных почтовых отправлений. Затраты по оплате услуг курьеров или почты можно вполне отнести к расходам на рекламу, и, согласно положениям абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ и письму Минфина России от 12.01.2007 N 03-03-04/1/1, это будут рекламные расходы нормируемые.

Когда следует применять положения международных соглашений?

В деловой практике встречаются обстоятельства, при которых международным соглашением об избежании двойного налогообложения определен учет рекламных расходов на других принципах, отличающихся от тех, которые предусмотрены НК РФ. В таких случаях, согласно ст. 7 НК РФ, следует придерживаться договорных положений.

В частности, соглашение между РФ и ФРГ предусматривает, что рекламные расходы, которые понесла российская организация с участием компании из Германии, разрешается учитывать при расчете налога на прибыль в полном объеме. Условие предусмотрено лишь одно: размер такого вычета не может превышать величины расходов независимых компаний при аналогичных условиях деятельности.

Подтверждение этому утверждению можно найти в письмах Минфина России от 05.03.2014 N 03-08-РЗ/9491, от 01.03.2013 N 03-08-05/6124 и от 11.01.2013 N 03-08-05. Авторы писем разъясняют, что при соблюдении вышеупомянутого условия даже нормируемые расходы на рекламу могут быть учтены в полном объеме. Данный принцип должен соблюдаться при любом размере доли немецкой компании.

Затраты на рекламу учитываются в составе прочих расходов

В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ рекламные расходы следует относить в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализацией. При этом они, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ, являются косвенными. В зависимости от метода начисления момент признания таких расходов будет отличаться.

  • Если юридическое лицо пользуется в бухучете методом начисления, то расходы на рекламу следует относить к прочим в том отчетном либо налоговом периоде, в котором они произведены. Момент фактической оплаты (в любой форме) здесь значения не имеет (п. 1 ст. 272 НК РФ).
  • Если применяется кассовый метод, то расходы на рекламу следует признавать после того, как произведена фактическая оплата (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Отдельно стоит указать, что если рекламные расходы обусловлены оплатой услуг сторонних компаний, то их можно учесть двумя различными способами:

  • на момент предъявления документов, на основании которых следует произвести расчеты (счет-фактура, акт выполненных работ и проч.);
  • на последний день отчетного либо налогового периода.

Оба варианта правомерны в соответствии с п. 7.3 ст. 272 НК РФ, что подтверждено в письме Минфина России от 29.03.2010 N 03-03-06/1/201.

Как отражаются рекламные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

В бухгалтерском учете рекламные расходы – это расходы по обычным видам деятельности, которые отражаются в составе коммерческих затрат. На такое отражение нацеливают подп. 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Что касается плана счетов, то такие расходы рекомендуется отражать по дебету счета 44 «Расходы на продажу» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Они не носят нормируемый характер.

Сумма рекламных расходов в налоговой декларации по налогу на прибыль отражается всегда в одном месте, независимо от используемого метода определения доходов и расходов. Эта сумма формирует данные, указываемые в строке 040 Приложения N 2 к листу 02 декларации (утв. приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@).

Подробнее об учете расходов на рекламу см. материал «Особенности учета расходов на рекламу»

Нормируемые расходы на рекламу – расчет предельного размера

Как уже отмечено, признание в отчетном периоде расходов на рекламу нормируемых возможно лишь в той сумме, которая не превышает 1% выручки от реализации, определяемой, в свою очередь, согласно ст. 249 НК РФ.

В пункте 1 данной статьи есть норма, которая требует причисления выручки от реализации к доходам. Однако в соответствии с абз. 2 п. 1.2 ст. 248 НК РФ при определении итоговой суммы дохода надо вычесть из поступившей выручки все суммы налогов, которые предъявлены покупателю. Имеются в виду НДС и акцизы.

То есть предельный размер нормируемых расходов на рекламу рассчитывается от суммы выручки от реализации за минусом суммы НДС и акцизов. Подтверждение этому тезису можно найти в письме Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310.

Пример:

Организация получила в отчетном периоде выручку от реализации услуг в сумме 530 000 руб. (НДС в том числе). Для начала определим сумму НДС, которая находится в составе выручки:

530 000 руб. * 18/118 = 80 845 руб.

Затем найдем разницу:

530 000 руб. – 80 845 руб. = 449 155 руб.

Теперь, наконец, определим сумму предельного размера рекламных расходов:

449 155 руб. * 1% = 4492 руб.

В пределах этой суммы и допустимо учитывать в расходах рекламные затраты.

Как правильно учесть рекламные расходы при нарастании прибыли в налоговом периоде?

Прибыль имеет такую особенность, что с начала налогового периода она определяется по нарастающей (п. 7 ст. 274 НК РФ). Естественно, в связи с постепенным увеличением суммы выручки будет расти и нормируемый предельный размер рекламных расходов, который учитывается при расчете налога.

В письме Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285 говорится, что образовавшиеся сверхнормативные расходы на рекламу, которые нельзя было учесть в прошедшем отчетном периоде, можно учесть в течение календарного года в последующих отчетных периодах (п. 44 ст. 270 НК РФ).

В бухучете в таких обстоятельствах образуется вычитаемая временная разница, представляющая собой отложенный налоговый актив, равный сумме сверхнормативных рекламных расходов (пп. 8–11, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Пример:

Обстоятельства.

Компания «Сигма», занимающаяся торговлей, израсходовала на изготовление призов, которые затем были разыграны в ходе рекламной кампании, 21 000 руб. (в том числе НДС 3 203 руб.) Компания освобождена от необходимости платить НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Выручка «Сигмы» по кварталам составила:

  • за I квартал – 1 590 000 руб.
  • за полугодие – 2 380 000 руб.

Отражение в учете.

Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ по налогу на прибыль отчетными периодами считаются I квартал, 6 месяцев и 9 месяцев.

Если других рекламных расходов в указанных периодах не было, расчет предельной величины нормируемых расходов на рекламу будет выглядеть следующим образом.

  • В I квартале, поскольку сумма выручки 1 590 000 руб.:
    • предельный размер рекламных расходов 1 590 000 руб. * 1% = 15 900 руб.;
    • сумма рекламных расходов, которую можно признать в этом отчетном периоде, также равна 15 900 (поскольку она меньше всей суммы расходов 21 000 руб.).
  • По итогам полугодия, поскольку сумма выручки 2 380 000 руб.:
    • предельный размер рекламных расходов 2 380 000 руб. * 1% = 23 800 руб.;
    • однако признать еще удастся лишь 21 000 руб. - 15 900 руб. = 5 100 руб. (расходов не хватило).

Это означает, что можно было бы списать в расходы еще 23 800 - 21 000 = 2 800 руб.

В бухучете приведенные операции найдут следующее отражение:

Дт10/6 Кт60 – Оприходованы призы на сумму 17 797 руб. (21 000 - 3 203);

Дт19 Кт60 – Отражена сумма НДС, указанная в документах поставщика призов, равная 3 203 руб.

Дт10/6 Кт19 – Сумма НДС включена в стоимость призов, 3 203 руб.

Дт44 Кт10/6 – Списана стоимость призов, 21 000 руб.

Кроме того, на конец первого квартала 31.03. надо сделать проводку:

Дт09 Кт68 – отражается признанный и отложенный налоговый актив 1020 руб. ([21 000 - 15 900] * 20%).

А по итогам полугодия 30.06 текущего года составляется проводка:

Дт68 Кт09 – отложенный налоговый актив списывается в сумме 1 020 руб.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения