Подписывайтесь на новости
Ежемесячно нам доверяют 5 млн человек
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Отражение расходов на благотворительность при УСН

Расходы на благотворительность при УСН не участвуют в расходах и не уменьшают налогооблагаемую базу организации, за некоторым исключением. Какие затраты на благотворительность можно учесть в налоговом учете, а какие нет. Как правильно учитывать эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете, а еще и правильно оформлять их документально? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в нашей статье.

Расходы на благотворительность

В наше время все больше организаций занимаются благотворительностью. И у многих бухгалтеров возникают вопросы по учету благотворительных взносов.

Давайте разберемся, что такое благотворительность и как ее необходимо оформлять документально.

Благотворительность — это добровольная деятельность физических и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче физическим или юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ).

Участники благотворительной деятельности перечислены в ст. 5 закона 135-ФЗ:

  • благотворители,
  • добровольцы,
  • благополучатели.

Благотворительная деятельность может быть разовая или на постоянной основе, но в любом случае деньги или иное имущество могут быть переданы только на цели, указанные в ст. 2 закона 135-ФЗ.

С 01.01.2020 года при безвозмездной передаче оборудования, предназначенного для диагностики, лечения и предупреждения коронавирусной инфекции, затраты, произведенные на покупку такого оборудования, можно учесть в расходах по УСН «доходы минус расходы». Условие - получателем имущества могут выступать исключительно медицинкие НКО или органы госвласти (пп.23.1 п.1 ст. 346.16 НК РФ).

Оформляем документы при осуществлении расходов на благотворительность

Благотворительность ближе всего по своей сути относится к форме дарения. И, следовательно, к правилам документального оформления правильнее будет обратиться именно к нормам, указанным в гл. 32 ГК РФ.

В случае когда организация договорилась о перечисление на бескорыстной основе имущества, стоимость которого не превышает 3 000 руб., необходимо представить в бухгалтерию служебную записку, в которой будет указано, на какие цели и в каком размере передается благотворительный взнос. На записке должна стоять резолюция директора «СОГЛАСОВАНО».

Если сумма благотворительности превышает 3 000 руб., необходимо составить договор в письменной форме. В противном случае договор будет считаться недействительным (ст. 574 ГК РФ, письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-03-06/4/73). В нем обязательно должны быть прописаны цели, на которые организация передает имущество.

Также желательно иметь копии документов, подтверждающие, что благотворительный взнос получен и использован по назначению.

ВНИМАНИЕ! Нигде точно не определена обязательность указания в договорах и первичных документах того, что имущество реализовано на благотворительные цели. Но чтобы избежать споров с проверяющими, лучше сделать это указание.

Как учесть расходы на благотворительность при УСН

В бухгалтерском учете расходы на благотворительность признаются прочими расходами (п. 11, 17 ПБУ 10/99).

В налоговом учете принять этот расход и уменьшить налоговую базу будет невозможно, т. к. в закрытом перечне подобных расходов нет (ст. 346.16 НК РФ).

При передаче объекта ОС на благотворительность, затраты на его покупку нужно восстановить. Как правильно это сделать, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Если по каким-то причинам благополучатель не освоит переданное ему в качестве благотворительных взносов имущество и возвратит его частично или полностью, то данные перечисления не будут являться экономической выгодой и доходом благотворителя (ст. 346.15, 41 НК РФ).

Как учитывается благотворительность при ОСНО, читайте в ст. «Благотворительная помощь и налог на прибыль: когда платить налог?».

Пример

ООО «Книга» занимается продажей книг и учебных пособий. По решению директора был заключен договор с детским домом, в котором было указано, что издательство передает 1 000 рабочих тетрадей для воспитанников детского дома и 100 000 руб. на покупку новых парт.

Дт 76 Кт 41 — переданы рабочие тетради в детский дом (1 000 × 100 руб. = 100 000 руб.).

Дт 91.2 Кт 76 — стоимость переданных тетрадей отнесена на прочие расходы (100 000 руб.).

Дт 76 Кт 51 — перечислены денежные средства на покупку парт (100 000 руб.).

Дт 91.2 Кт 76 — сумма расходов на покупку парт отнесена на прочие расходы (90 000 руб.).

Дт 51 Кт 76 — возвращена неизрасходованная сумма из благотворительного взноса (10 000 руб.).

Суммы перечисленных и возвращенных неизрасходованных благотворительных взносов не отражаются в Книге учета доходов и расходов. Такого мнения придерживается Минфин (письмо Минфина России от 02.10.2015 № 03-03-06/4/56581).

Итоги

Расходы на благотворительность требуют документального оформления: при расходах до 3 000 руб. достаточно служебной записки, при расходах свыше 3 000 руб. нужно оформлять договор. Расходы на благотворительность при УСН не учитываются в Книге учета доходов и расходов и не уменьшают налогооблагаемую базу.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
21 ноября 2022 18:30
Постоянная ссылка
Добрый день! Тоже вопрос по мобилизации. ИП , доходы минус расходы. ОКВЭД 20.20. Отправляем в мобилизационный центр дрова! Каким документом можно подтвердить остатки по лесу для налоговой? Договора не заключаются. Спасибо.
Ответить
22 ноября 2022 13:13
Постоянная ссылка
Если мы говорим формально о счетах бухгалтерского учета и Вы по ним хотите подтвердить свои остатки, то нужны будут, на мой взгляд:
1) распорядительный документ по организации - приказ о том, что Вы отправляете дрова на нужды мобилизации;
2) требование-накладная или документ, который Вы используете в качестве документа для отпуска со склада;
3) документ на перевозку (договор-заявка, акт, документы об оплате перевозки и т.д.)
Возможно у Вас есть какие-то другие документы.
Если же Вы спрашиваете о ЕГАИС Лес, то Вам лучше обратиться на наш форум, поскольку я с этой системой не работаю и тут уже приказы руководителя могут не пройти...
Ответить
22 ноября 2022 15:45
Постоянная ссылка
Спасибо!
Ответить
24 октября 2022 19:22
Постоянная ссылка
Здравствуйте!Подскажите пожалуйста, Организация на УСН "Доходы минус расходы! закупили материалы для мобилизации лопаты, топоры, кирки. Сумма составила 95000 тысяч. Как правильно оформить документы и можем мы списать это в расход.
Ответить
25 октября 2022 14:36
Постоянная ссылка
Лично мое мнение - здесь существует риск, что налоговая снимет подобные расходы, если они не соответствуют Вашему виду деятельности. Но сделать она это сможет только при проверке. Из чего исхожу я. В ст. 346.16 НК РФ дается закрытый перечень расходов, которые упрощенец может учесть в налоговом учете. Ваши расходы - это, понятное дело, материальные расходы. НО! В п. 2 указанной статьи идет отсылка к п. 1 ст 252 НК РФ: "Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса". А что у нас в п. 1 ст. 252 НК РФ? А там прописан критерий, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, направленной на получение ДОХОДА. Понятно, что товары для мобилизации Вам впоследствии никакого дохода не принесут, Вы же скорее всего их передадите безвозмездно. Поэтому я и думаю, что принимать в расходы все эти материалы очень рискованно. Но можно попытаться, вдруг Вас не проверят и эти расходы останутся в Вашем учете).
Мнение других специалистов по своему вопросу Вы можете узнать на нашем форуме
Ответить
8 сентября 2022 14:04
Постоянная ссылка
Добрый день! ООО на УСН доходы минус расходы. Получили письмо от Администрации района чтобы организация приняла участие в областной благотворительной акции для детей с тяжелыми заболеваниями. Пожертвование перечислили более 3000 руб. по реквизитам в Храм. Вы пишите что расходы на благотворительность требуют документального оформления: при расходах до 3 000 руб. достаточно служебной записки, при расходах свыше 3 000 руб. нужно оформлять договор. Вопрос: мне что Храм во имя... должен договор предоставлять?
Ответить
8 сентября 2022 18:03
Постоянная ссылка
Насчет "должен или не должен" не могу сказать, это Вы должны в Храм обратиться. Можете сами составить какой-нибудь типовой договор, образцы я думаю в наш век интернета не сложно отыскать на просторах сети. В принципе, я считаю, данные расходы Вы все равно не сможете учесть в налоговом учете, поэтому сильно заморачиваться может и не нужно.
Ответить
28 апреля 2022 15:27
Постоянная ссылка
Здравствуйте! ООО пожертвовал денежныес средства нашей организации (мы на УСН) в размере 300 тыс для покрытия кредиторской задолженности . как поставить данное поступление на приход? будет ли это считаться нашим доходом?
Ответить
28 апреля 2022 16:10
Постоянная ссылка
Если Вы не являетесь благотворительным фондом, то Вам никто и ничего не может пожертвовать. Тут нужно понимать, как правильно оформить такое поступление денег. Договоры дарения между юридическими лицами согласно гражданскому кодексу заключать не допускается - см. подп.4 п.1 ст. 575 ГК РФ, поэтому в качестве безвозмездной финансовой помощи нельзя эти средства оформлять. Можно оформить безвозмездную финансовую помощь от физического лица. И здесь уже включение в состав доходов в налоговом учете поступивших денег будет зависеть от доли участи физлица в уставном капитале фирмы.
Ответить
22 октября 2021 14:43
Постоянная ссылка
Добрый день! Подскажите пожалуйста как правильно оформить накладную торг 12 по товару в 1С Торголя для благотворительной помощи и чтоб накладная не отражалась в акте сверки.
Спасибо
Ответить
19 октября 2022 14:14
Постоянная ссылка
Здравствуйте, указываете 76 счет во взаиморасчетах в реализации благотворительного товара. А при создании акта сверки, в последнем вкладыше счета учета убираете галочку с 76 счета, формируете акт сверки и тогда у вас общая сумма выйдет без учета взаиморасчетов по благотворительности.
Ответить
22 октября 2021 18:04
Постоянная ссылка
Я не уверена, что можно сделать так. Чтобы накладная не отражалось в акте сверки её не нужно проводить. Но если Вы её не проведёте, то у вас не пройдет списание товаров со склада, поэтому я даже не знаю, что вам сказать в этой ситуации. Попробуйте спросить совета на нашем форуме
Ответить
1 июня 2021 07:16
Постоянная ссылка

Добры день, я ИП ежемесячно перечеслял на благотворительность суммы 1165руб в течении 4-5лет, в декларациии это не указывал бухгалтер. вопрос нужно ли указывать в декларации по УСН в раздле 3 и если нужно то как?

Ответить
1 июня 2021 11:35
Постоянная ссылка
Раздел 3 заполняют те, кто получает денежные средства в рамках целевого финансирования или благотворительной деятельности. Делается это для того, чтобы данные полученные средства не облагать единым налогом по УСН. Вы же средства не получаете, поэтому данный раздел Вам заполнять не нужно. Перечисляемые Вами средства на благотворительность расходами в налоговом учете не признаются, поскольку данная категория не прописана в закрытом перечне расходов по УСН - см. ст. 346.16 НК РФ. Следовательно в КУДИР они не попадают (письмо Минфина России от 02.10.2015 № 03-03-06/4/56581) и в расчете налога не участвуют.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Помогаем в работе. Подпишитесь на рассылку – 1 раз в неделю, бесплатно.
Есть вопросы? Получите быстрый ответ на форуме