Понятие и виды рекламных расходов
Основная задача рекламы – привлечение и поддержание внимания потенциальных покупателей к товарам, работам и услугам. Однако чтобы произведенные расходы можно было назвать рекламными, они должны удовлетворять условиям п. 1 ст. 3 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, а именно: привлекать и поддерживать внимание к объекту рекламы среди неопределенного круга лиц с целью его продвижения на рынке.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ упрощенцы учитывают рекламные расходы в том же порядке, что и плательщики налога на прибыль (по правилам ст. 264 НК РФ). А в п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что расходы на рекламу классифицируются как ненормируемые и нормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Обратите внимание! Затраты на рекламу могут учесть только плательщики единого налога с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (п. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 20.04.2010 № 03-11-06/2/63).
Ненормируемые расходы полностью учитываются для целей единого налога. Нормируемые учитывается в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, исчисляемой согласно ст. 249 НК РФ.
Ненормируемые рекламные расходы
К ненормируемым расходам относятся:
- рекламные расходы на мероприятия посредством СМИ и телекоммуникационных сетей, а также при видео и кинообслуживании (в том числе объявления в печатных изданиях, передача по радио и телевидению);
- расходы на наружную рекламу, рекламные стенды, щиты, включая световую рекламу;
- расходы на участие в выставках, экспозициях и ярмарках, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образов, демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов на продукцию и услуги, в том числе экспонированную продукцию, уценку товара, продукцию, потерявшую свои первоначальные качества, товарный знак и знак обслуживания, и информацию о самой компании.
Перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым.
Пример
ООО «Гермес» понесло в 4-м квартале расходы на изготовление лифлета в размере 8 000 руб. Изготовление лифлетов, как и другой полиграфической продукции рекламного характера, относится к ненормируемым расходам (письмо Минфина России от 16.03.2011 № 03-03-06/1/142). Расходы будут полностью учтены при исчислении единого налога на основании п. 4 ст. 264 НК РФ как ненормируемые рекламные расходы.
Нормируемые рекламные расходы
К нормируемым рекламным расходам относятся:
- расходы на покупку призов для проведения розыгрышей во время массовых рекламных компаний;
- иные расходы, не относящие к ненормируемым рекламным расходам.
К иным расходам могут быть отнесены любые расходы рекламного характера непоименованные в п. 4 ст. 264 НК РФ. При этом они будут учитываться в составе нормируемых расходов на рекламу в объеме, не превышающем 1% от выручки, исчисленной в порядке, предусмотренном ст. 249 НК РФ.
Пример
Расходы на проведение промоакции по дегустации рекламной продукции в состав нормируемых расходов на рекламу, отнеся их к иным рекламным расходам (п. 4 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 16.08.2005 № 03-04-11/205).
Проверьте, правильно ли вы учли расходы на рекламу при УСН с помощью готового решения от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Правила отражения в учете рекламных расходов при УСН
Порядок учета расходов на рекламу для организаций на ОСН и УСН одинаков (абз. 2 п. 2 ст. 346.16, ст. 264 НК РФ). Однако с одной поправкой: рекламные расходы при УСН признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Рекламные расходы для целей бухгалтерского учета признаются расходами по обычным видам деятельности как коммерческие расходы (пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99).
Затраты на рекламу отражаются в составе расходов на продажу по дебету счета 44 (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Для целей бухгалтерского учета нормировать расходы на рекламу не нужно. Их в полном объеме можно включить в затраты того отчетного периода, в котором они были произведены, если это закреплено учетной политикой (п. 9, п. 20 ПБУ 10/99).
Расчет предельного размера нормируемых расходов на рекламу
Как упоминалось, нормируемые рекламные расходы могут быть включены в состав затрат в размере не более 1% выручки от реализации, рассчитанной по ст. 249 НК РФ (подп. 20 п. 1 ст. 346.16, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
ВАЖНО! При расчете норматива, в пределах которого можно учесть отдельные виды рекламных расходов, налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают в составе доходов полученную выручку от реализации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ) и суммы авансов, полученные от покупателей (письмо Минфина России от 11.02.2015 № 03-11-06/2/5832).
Пример
ООО «Вьюга» в 1 квартале разместило рекламные плакаты в общественном транспорте. Стоимость услуги составила 32 200 руб. Выручка от реализации компании за 1 квартал равна 578 000 руб.
Произведем расчет предельной величины нормируемых рекламных затрат:
578 000 × 1% = 5 780 руб.
Следовательно, включить в состав фактически произведенных расходов по итогам 1 квартала можно нормируемые рекламные расходы на сумму 5 780 руб.
Таким образом, лишь малая часть понесенных расходов была включена в затраты для целей налогообложения по УСН. Налоговая база по УСН формируется нарастающим итогом с начала года (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Следовательно, при увеличении объема накопленной выручки, размер предельной величины нормируемых рекламных расходов, подлежащих включению в затраты по «упрощенному» налогу также будет увеличиваться.
На протяжении отчетного периода можно включать поэтапно сверхнормативные рекламные расходы в затраты организации для налогового учета. На следующий год перенести остаток расходов нельзя.
Пример
ООО «Афродита» провела в 1-м квартале рекламную компанию по привлечению новых клиентов посредством проведения бесплатных косметических процедур. Информация о рекламной акции была размещена в интернете, стоимость размещения составила 9 870 руб. Стоимость бесплатных косметических процедур составила 86 400 руб. Суммы указаны за вычетом НДС. Других расходов на рекламу в текущем периоде не было. Расходы по размещению рекламы в интернете относятся к расходам на проведение мероприятия посредством телекоммуникационных сетей, поскольку интернет признается телекоммуникационной сетью общего доступа (письма Минфина России от 05.04.2010 № 03-11-06/2/48, от 15.07.2009 № 03-11-09/248, от 29.01.2007 № 03-03-06/1/41). Следовательно, такие расходы являются ненормируемыми и признаются в полном объеме в 1-м квартале (п. 4 ст. 264 НК РФ).
К нормируемым относятся расходы на проведение бесплатных косметических процедур (п. 4 ст. 264 НК РФ). Следовательно, размер принятой к налоговому учету суммы расходов не должен превышать 1% выручки.
- Расчет для 1-го квартала:
Объем полученной выручки от реализации: 427 580 руб.
Предельная величина нормируемых расходов: 427 500 × 1% = 4 275 руб.
Величина признанных нормируемых расходов: 4 275 руб.
Величина признанных ненормируемых расходов: 9 780 руб.
Величина переносимого остатка нормируемых рекламных расходов: 86 400 – 4 275 = 82 125 руб.
- Расчет для полугодия:
Объем полученной выручки от реализации: 947 300 руб.
Предельная величина нормируемых расходов: 947 300 × 1% = 9 473 руб.
Величина признанных нормируемых расходов на рекламу: 9 473 руб.
Величина переносимого остатка нормируемых рекламных расходов: 86 400 – 9 473 = 76 927 руб.
- Расчет для 9 месяцев:
Объем полученной выручки от реализации: 1 458 700 руб.
Предельная величина нормируемых расходов: 1 458 700 × 1% = 14 587 руб.
Величина признанных нормируемых расходов на рекламу: 14 587 руб.
Величина переносимого остатка нормируемых рекламных расходов 86 400 – 14 587 = 71 813 руб.
- Расчет за год:
Объем полученной выручки от реализации: 2 248 500 руб.
Предельная величина нормируемых расходов: 2 248 500 × 1% = 22 485 руб.
Величина признанных нормируемых расходов на рекламу: 22 485 руб.
Остатки нормируемых рекламных расходов: 86 400 – 22 485 = 63 915 руб.
Учесть в расходах для целей налога при УСН за год ООО «Афродита» сможет 22 485 руб. расходов на проведение бесплатных косметических процедур и 9 870 руб. расходов на проведение мероприятия через интернет. Сумма рекламных расходов в размере 63 915 руб. останется не включенной в расходы, также ее нельзя перенести на следующий налоговый период.
В книге учета доход и расходов рекламные затраты отражаются в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы», раздел I «Доходы и расходы».
О порядке заполнения книги доходов и расходов читайте в статье «Порядок заполнения КУДиР при УСН “доходы минус расходы”».
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
- Дт 44 Кт 10 — списана косметика на проведение рекламных процедур.
- Дт 44 Кт 70 — начислена заработная плата сотрудникам за проведение рекламных процедур. Документ — начисление заработной платы.
- Дт 44 Кт 60 — отражена стоимость услуги по размещению акции в интернете. Документ-основание: акт приемки-сдачи оказанных услуг.
- Дт 90.2 Кт 44 — списана стоимость рекламной компании. Документ: бухгалтерская справка-расчет.
С 2025 года призошли масштабные изменения в порядке применения УСН: увеличены допустимые лимиты, отменены повышенные ставки. Упрощенцы стали плательщиками НДС.
Подробнее о новшествах УСН с 2025 года читайте в нашем материале.
Если упрощенец применяет обычную ставку НДС (20% или 10%) и имеет право на вычет, то выручка для нормирования рекламных расходов берется без НДС.
Если же упрощенец применяет пониженные ставки НДС (5% или 7%), то вопрос, учитывать ли НДС при расчете 1% от выручки - не столь однозначный. Разъяснений и судебной практики по этому вопросу пока, конечно, нет и быть не может. Будем исходить из системного толкования норм НК РФ, который:
- При учете рекламных расходов при УСН отсылает к статьям, посвященным налогу на прибыль.
- При учете рекламных расходов при налоге на прибыль указывает, что следует брать 1% от выручки, исчисленной согласно ст. 249 НК РФ.
- При определении доходов при расчете налога на прибыль из них исключаются суммы налогов, предъявленных покупателю.
Таким образом, можно сделать вывод, что при применении пониженных ставок НДС, при расчете лимита для рекламных расходов упрощенцев, из выручки следует исключать НДС.
При этом, если упрощенец имеет право на вычеты по НДС (применяет ставку НДС 20% или 10%), то он может принять к вычету весь НДС, как по нормированным, так и по ненормированных рекламных расходам.
Порядок исчисления НДс при УСН с 2025 года описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.
Итоги
Признать рекламные расходы при исчислении единого налога могут только плательщики единого налога с объектом налогообложения «доходы и расходы». Ненормируемые расходы можно учесть при расчете единого налога в полном объеме оплаченных затрат на рекламу, а нормируемые – только в пределах 1% от полученной выручки и полученных авансов в отчетном периоде.
О нюансах отражения расходов и требованиях, которые предъявляются к расходам, читайте в статье «Учет расходов при УСН с объектом ”доходы минус расходы”».
Что понимается под термином "единый налог"? ЕНВД или обычная УСН с режимом "доходы минус расходы"?
У нас УСН (доходы - расходы), ЕНВД нет, можем ли мы принять к расходам затраты на рекламу?
У нас художественная мастерская, мы организем праздник для наших учеников. Какие расходы по проведению этого праздника мы можем учитывать при расчете налога УСН доходы-расходы