Методология бухгалтерского учета транспортных расходов
Алгоритм бухгалтерского чета основных средств (ОС) регламентирован ФСБУ 6/2020, утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н.
ФСБУ 6/2020 обязателен к применению с 01.01.2022. Какими бухгалтерскими записями в учете отражать основные операции с объектами ОС при применении ФСБУ 6/2020, показали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Согласно данным нормативным документам, основные средства являются таковыми при единовременном выполнении 4 условий:
- Срок полезного использования объектов — более 12 месяцев.
- Объект приносит экономические выгоды компании.
- Он приобретен с целью последующей эксплуатации, а не для перепродажи. Объект используется в хоздеятельности фирмы: при производстве продукции, для оказания услуг, выполнения работ или управленческих нужд.
- Объект имеет материально-вещественную форму.
Первоначальную стоимость объекта ОС формируют капитальные вложения, произведенные до ввода ОС в эксплуатиацию. Капитальные вложения складываются, согласно ФСБУ 26/2020, из фактически понесенных издержек на приобретение ОС. К ним, в частности, относятся затраты:
- на оплату стоимости объекта;
- оплату работ по договору строительного подряда;
- посреднические услуги: консультационные, информационные и пр.;
- государственные и таможенные пошлины и сборы;
- невозмещаемые налоги;
- доставку, установку, монтаж, пусконаладочные работы и др.
Суммы всех вышеперечисленных издержек собираются в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». По факту введения объекта ОС в эксплуатацию счет 08 закрывается на счет 01 «Основные средства». При этом стоимостной лимит для отнесения объекта к ОС устанавливается организацией самостоятельно.
Когда можно принять к вычету НДС по приобретенному ОС и нужно ли дожидаться ввода ОС в эксплуатацию, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Пример
Компания ООО «Стиль» приобрела станок со стоимостной оценкой 38 576 руб. (в т. ч. НДС 6429,33 руб.). Прямые затраты на приобретение этого актива составили:
- Информационные услуги — 5355 руб. (в т. ч. НДС 892,50 руб.).
- Транспортные издержки — 12 487 руб. (в т. ч. НДС 2081,17 руб.).
Проводки
Дт |
Кт |
Сумма |
Расчет |
Содержание |
08 |
60 |
32 146,67 |
38 576 – 6429,33 |
Поступил станок |
19 |
60 |
6429,33 |
|
НДС |
08 |
60 |
4462,50 |
5355 - 892,50 |
Включены информационные услуги |
19 |
60 |
892,50 |
|
НДС |
08 |
60 |
10 405,83 |
12 487 – 2081,17 |
Включены затраты на доставку |
19 |
60 |
2081,17 |
|
НДС |
Таким образом, первоначальная стоимость станка составила 47 015,00 руб. (32 146,67 + 892,50 + 10 405,83). Допустим, что в БУ организация сохранила лимит отнесения имущества к ОС в размере 40 000, таким образом введение станка в эксплуатацию фиксируется записью Дт 01 Кт 08 — 47 015,00 руб.
Порядок покупки ОС при УСН мы описывали здесь и здесь.
После введения в эксплуатацию стоимость актива включается в состав затрат путем исчисления амортизации. Ее можно рассчитать 3 способами:
- линейным;
- способом уменьшаемого остатка;
- по выпуску произведенной продукции.
Подробнее о порядке исчисления амортизации рассказано в статье «Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете».
Наиболее частым вариантом является линейный метод расчета амортизации. Для его исчисления используется формула:
A = (Бст - Лст) / n,
где:
А — сумма амортизации за отчетный период;
Бст — балансовая стоимость;
Лст - ликвидационная стоимость;
n — оставшийся срок полезного использования.
Пример (продолжение)
Предположим, что срок полезного использования станка равен 60 мес. Ликвидационная стоимость определена в размере 10 000 руб. То есть сумма амортизации при вводе в эксплуатацию равна 616,92 руб. (47 015 руб. - 10 000 руб. / 60 мес.). Оформляется данная операция ежемесячно записью Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02 — 616,92 руб.
О порядке бухгалтерского учета ОС читайте в материале «Учет основных средств — бухгалтерские проводки».
Налоговый учет транспортных издержек
В налоговом учете алгоритм учета ОС регламентирован гл. 25 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ к объектам ОС относятся те, которые находятся у правообладателя на правах владения, со сроком полезного использования более 1 года и стоимостной оценкой свыше 100 000 руб. При этом актив должен использоваться как средство труда в производственных, рабочих или управленческих целях (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Объект ОС принимается к налоговому учету по первоначальной стоимости, которая формируется из сумм расходов:
- на его приобретение;
- сооружение;
- изготовление;
- доставку;
- доведение до рабочего состояния и др.
После введения в эксплуатацию первоначальная стоимость объекта списывается в затраты через механизм амортизации. Таким образом, налоговый учет ОС аналогичен бухгалтерскому (за исключением граничного размера их стоимостной оценки), и транспортные затраты включаются в первоначальную стоимость объекта ОС.
Пример (продолжение)
Поскольку первоначальная стоимость нашего объекта ОС менее 100 000 руб., то в налоговом учете вся сумма издержек на закупку и доставку станка будет включена в состав затрат единовременно. При этом между бухучетом и налоговым учетом возникают налогооблагаемые временные разницы, так как в бухучете первоначальная себестоимость ОС будет списываться равными долями на протяжении 5 лет. Если бы организация установила лимит отнесения имущества к ОС в БУ таким же как и в НУ - 100 000 руб., то никаких разниц не возникло бы.
Разницы регулируются нормами ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и формируют отложенное налоговое обязательство (ОНО). Для его отражения в бухучете используются записи Дт 68 Кт 77:
Дт |
Кт |
Сумма |
Расчет |
Операция |
01 |
08 |
47 015,00 |
|
Станок введен в эксплуатацию |
68/НП |
77 |
9403,00 |
47 015,00 × 20 % |
Сформировано ОНО |
Далее в конце каждого месяца бухгалтер ООО «Стиль» вместе с начислением амортизации будет погашать и налоговое обязательство. В бухзаписях эти операции отразятся так:
Дт |
Кт |
Сумма |
Расчет |
Операция |
20 (23, 25, 26, 44) |
02 |
616,92 |
|
Начислена амортизация |
77 |
68/НП |
123,38
|
616,92 × 20% |
Ежемесячное погашение ОНО |
Документальное оформление транспортных затрат при покупке ОС
При подсчете прибыли все издержки должны быть экономически оправданы и подтверждены корректно составленной первичкой. Факт доставки объекта ОС подтверждается товаросопроводительными документами, к которым относятся товарная накладная по форме ТОРГ-12, товарно-транспортная накладная формы 1-Т (ТТН) и/или транспортная накладная (ТН). На практике возникают различные ситуации: объект ОС доставляется продавцом, самим покупателем или посреднической компанией-перевозчиком. Рассмотрим состав необходимых документов в каждом конкретном случае.
- Доставку осуществляет продавец.
В этом случае составляются накладные ТОРГ-12 и ТТН (или ТН) с отражением сведений о продавце, покупателе, грузоотправителе, грузополучателе, машине, водителе, грузе и др.
Но если в договоре купли-продажи стоимость доставки не выделена отдельной строкой, то путевого листа и ТОРГ-12 будет вполне достаточно.
- Доставку осуществляет транспортная компания.
В этом случае подтверждающими факт доставки документами также являются ТОРГ-12, ТТН или ТН.
Требуется ли для подтверждения транспортных расходов в налоговом учете транспортная накладная, если покупатель для доставки груза заключил договор с экспедитором? Ответ на этот вопрос вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
- Компания-покупатель забирает объект ОС собственным транспортом.
При таком варианте перевозки достаточно наличия товарной накладной ТОРГ-12. А факт доставки подтверждается путевым листом.
Итоги
Транспортные затраты включаются в первоначальную стоимость объекта ОС как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. При этом они должны быть подтверждены корректно оформленными оправдательными документами.