Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Ст. 93.1 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

Налог-налог
23 мая 2018

Ст. 93.1 НК РФ: официальный текст

Статья 93.1 НК РФ

Скачать ст. 93.1 НК РФ

Ст. 93.1 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 93.1 НК РФ посвящена одной из форм налогового контроля — запрашиванию контролерами документов (информационных материалов) о налогоплательщике (или определенных сделках) у его контрагентов и иных лиц. Рассмотрим порядок этой процедуры, получившей у бухгалтеров название «встречка».

 

В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?

Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?

Может ли инспекция истребовать документы в рамках ст. 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более чем 3-летней давности?

Итоги

 

В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?

Рассматриваемая статья позволяет налоговикам истребовать документы у компании или ИП в 2 случаях:

  • в рамках осуществления налоговых проверок их контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) — камеральных или выездных;
  • вне рамок проверок — при мотивированной необходимости получения сведений или документации о какой-либо определенной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, затребовать документы и информационные материалы по деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, ими обладающих, инспекторы могут при назначении дополнительных контрольных процедур в ходе рассмотрения материалов налоговой ревизии. Вне рамок осуществления налоговых ревизий инспекторы вправе истребовать документы (информационные сведения) по определенной сделке у ее сторон или у иных лиц, ими обладающих, только при условии, если для этого действительно есть обоснованная потребность.

О том, как осуществляется выездная проверка, читайте в материале «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Примечательно, что еще недавно истребовать вне рамок налоговых проверок разрешалось только информацию, но не документы. Благодаря этому у нас была законная возможность отвечать на налоговые требования по несколько сокращенному варианту — ведь понятия «информация» и «документы» законодателем не определяются как равнозначные, и признавался этот факт многими судами.

Однако закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» от 28.06.2014 № 134-ФЗ ситуацию изменил, и теперь п. 2 ст. 93.1 НК РФ совершенно на законных основаниях разрешает налоговикам истребовать все — и информационные сведения, и документы. Игнорирование исполнения этой обязанности налогоплательщиком может повлечь для него взыскание штрафных санкций, при этом ответственность наступает по п. 2 ст. 126 или по ст. 129.1 НК РФ.

Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?

Нередкий случай: проверяют вашего покупателя, а требованием о предоставлении документов запрашиваются данные, казалось бы, к нему не относящиеся, — ваше штатное расписание, сведения об основных средствах и др. Можно ли их не давать налоговикам?

К сожалению, ни в одном из пунктов ст. 93.1 НК РФ не указан четкий перечень документации, которую вправе истребовать контролеры. Непонятно также, кого следует понимать под «иными лицами», упомянутыми в п. 2 ст. 93.1 НК РФ: в кодексе их перечень также не определен.

Несмотря на это, с точки зрения налогового и финансового ведомств (письма Минфина РФ от 19.05.2010 № 03-02-07/1-243, ФНС РФ от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869), проверяющие в рамках встречек вправе истребовать абсолютно любую документацию по своему усмотрению. Этой же позиции чиновники придерживались и ранее (письма Минфина РФ от 11.10.2007 № 03-02-07/1-438, ФНС РФ от 25.07.2007 № 06-1-04/496@).

Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Так, постановлением 5-го арбитражного апелляционного суда Дальневосточного округа от 05.10.2011№ А51-7061/2011 мнение налогоплательщика, который посчитал затребование налоговым органом у него документов неправомочным, признано субъективным. Суд решил, что сам налогоплательщик не вправе оценить, относится ли истребуемый у него документ к деятельности проверяемого лица или нет. Рассмотрение этого дела в суде второй инстанции также оказалось не в пользу налогоплательщика.

В то же время в постановлении ФАС Московского округа от 16.04.2010 № КА-А40/2634-10 судьи признали, что НК РФ не содержит конкретных характеристик документов, которые вправе истребовать контролеры, а значит, их перечень является открытым. При этом налогоплательщики применяют различные формы и виды документации и регистров в зависимости от специфики их деятельности, а потому они вправе определять, какие бумаги следует предоставить по запросу налоговиков.

Таким образом, окончательное решение по данному вопросу будет за судом.

Рассмотрим таблицу, которая может понять, какие документы давать контролерам необходимо, а по каким — можно с ними поспорить.

ВАЖНО! Информация, содержащаяся в таблице, носит рекомендательный характер, поскольку отражает состояние дел в сложившейся на сегодня арбитражной практике. Однако принимать окончательное решение о целесообразности предоставления тех или иных документов должен каждый налогоплательщик самостоятельно на основании своей ситуации и после тщательного анализа возможных рисков.

Документы, необходимые для предоставления

Документы, по которым можно поспорить

Договоры, заключенные с проверяемым контрагентом

 

Штатное расписание, трудовые договоры, табели учета рабочего времени

 

Счета-фактуры, накладные, акты, выданные проверяемому контрагенту или полученные от него

 

Документы на уполномоченных лиц, подтверждающие их право подписи

 

Книги покупок, продаж

Оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам, карточки счетов

 

Безусловно, если объем запрашиваемых документов невелик, лучше лишний раз не рисковать и выполнить запрос контролеров, даже если они попросили «лишнюю» информацию.

О ситуации, когда неисполнение требования окажется правомерным, читайте в статье «Случай, когда можно не представить документы по требованию без штрафа».

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Для того чтобы у контролеров было право требовать от налогоплательщика документы в рамках встречек, поручение об истребовании документов и требование о предоставлении документов должны соответствовать всем нормам, устанавливаемым налоговым законодательством.

При запросе документации у контрагентов или иных лиц налоговые органы руководствуются:

  • Налоговым кодексом РФ (п. 3–4 ст. 93.1);
  • приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@;
  • письмом ФНС России «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Указанные нормативные акты устанавливают следующие правила запрашивания документации:

  1. Налоговому органу (присвоим ему № 1), проводящему контрольные процедуры в отношении налогоплательщика, разрешается истребовать документы у его контрагента не самостоятельно, а только через тот налоговый орган, в котором этот контрагент состоит на учете (обозначим эту инспекцию № 2). Правда, есть одно исключение — когда контрагент и проверяемый налогоплательщик состоят на учете в одной и той же инспекции.

Налоговый орган № 1 должен направить в налоговый орган № 2 специальное поручение об истребовании документов (информации).

Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, приложение 17, форма КНД 1165014.

Скачать образец

  1. Поручение должно содержать:
  • дату и место составления;
  • наименования двух налоговых органов — № 1 и № 2;
  • наименование налогоплательщика (назовем его «К» — контрагент), у которого необходимо запросить документацию: его название (для физических лиц — фамилия, имя, отчество); ИНН, КПП, место нахождения (или место жительства);
  • перечни истребуемых документов и информационных сведений, при этом должны быть указаны их индивидуализирующие признаки;
  • данные о сделке, позволяющие ее идентифицировать;
  • наименование лица, в отношении которого проводится проверка;
  • наименование контрольной процедуры, в рамках которой возникла потребность в истребовании документов и информационных сведений;
  • подпись руководителя налогового органа (или его заместителя) с указанием чина;
  • печать налогового органа.

Получив поручение, налоговый орган № 2 в течение 5 рабочих дней обязан направить требование о предоставлении документов (информации) лицу «К», которое состоит у него на учете. К этому требованию налоговый орган № 2 обязан приложить копию поручения об истребовании документов, выданного органом № 1. Требование должно содержать такой же перечень информации, как и поручение.

Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, приложение 15, форма КНД 1165013.

Скачать образец

Отметим несколько важных нюансов:

  • Согласно ст. 93.1 НК РФ налоговики не вправе истребовать у «К» документацию, которую он уже предоставлял ранее в рамках проверочных мероприятий (письмо Минфина РФ от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991).
  • Если даже количество запрошенных бумаг у «К» огромно, а на их отправку и копирование потрачены существенные суммы, возместить данные расходы не получится. Это следует из письма Минфина РФ от 10.05.2012 № 03-02-07/1-116.
  • На исполнение требования дается 5 дней. Если документов запрошено слишком много, можно направить в налоговый орган ходатайство о продлении срока ответа на требование. Но стоит учитывать, что эта возможность закреплена ст. 93.1 НК РФ как право налогового органа, а не как его обязанность.

В какой форме подать уведомление о невозможности представления в срок документов (информации), узнайте из публикации.

Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?

Вы получили запрос о необходимости предоставления в налоговый орган договоров с вашим бизнес-партнером, книг покупок и продаж, счетов-фактур, к примеру, за 2014–2016 гг. При этом в поручении не содержится больше никаких сведений, позволяющих установить, в рамках какого именно мероприятия инспектору понадобились документы. Оштрафуют ли вас, если вы их не предоставите?

В этом вопросе прослеживается явная арбитражная тенденция, свидетельствующая о том, что в данной ситуации штрафовать налогоплательщика не за что. Так, постановление ФАС Дальневосточного округа 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 признает, что в этом случае контролерами нарушается п. 3 ст. 93.1 НК РФ, а именно: отсутствует указание о том, что документация запрашивается в рамках определенной сделки, а также информация, позволяющая однозначно идентифицировать сделку. Аналогичные выводы вынесли арбитражные суды Республики Татарстан в решении от 11.09.2012 № А65-17507/2012 и Пермского края в решении от 23.11.2012 № А50-21147/2012.

Примечательно, что такого же мнения придерживаются и сами контролеры. Так, в письме ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869 они признали, что поручение и требование относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих ее однозначно идентифицировать. Таким образом, они официально подтвердили, что требования, не соответствующие законодательным критериям, неправомочны, а следовательно, их можно не исполнять (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте здесь.

Может ли инспекция истребовать документы в рамках статьи 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более, чем трехлетней давности?

Разберем ситуацию на примере. Требование о предоставлении документов организация получила в 2017 году. А период, за который нужно их направить — 2013–2015 годы. Обязана ли организация предоставлять документацию инспекторам за 2013 год в 2017 году, ведь прошло уже более 3 лет?

Анализируя ст. 93.1 НК РФ, несложно заметить, что она не содержит практически никаких ограничений возможностей налоговых органов по запрашиванию документации о контрагентах или сделках — ни по количеству, ни по периоду, ни по частоте. Однозначно упоминается лишь одна обязанность — поручение об истребовании документов должно содержать информацию о проверке, в рамках которой возникла потребность в получении дополнительных документов. А если запрашиваются материалы по той или иной определенной сделке, они также должны быть в поручении четко определены.

А как же тогда ограничение 3-летнего срока, установленное п. 4 ст. 89 НК РФ? К сожалению, данная статья регулирует порядок запрашивания документации лишь по выездным проверкам, а на встречки она не распространяется.

Напомним также, что подп. 8 п.1 ст. 23 НК обязывает налогоплательщика хранить налоговую документацию в течение 4 лет. А ч. 1 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит о том, что вся первичка, регистры бухгалтерского учета и бухотчетность должны храниться не менее 5 лет после окончания отчетного года.

Таким образом, если инспекторы при встречке в 2017 году запросили у вас документы за 2013 год, вы обязаны их предоставить. В противном случае вас можно будет оштрафовать (письма Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519, от 02.08.2011 № 03-02-07/1-272). Поддерживают эту точку зрения и суды, при этом некоторые из них полагают, что даже истечение сроков хранения документации не освобождает налогоплательщика от ответственности по ее предоставлению.

Подробнее об ответственности, возникающей в рамках встречек, читайте в публикации «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

Итоги

По ст. 93.1 НК РФ налоговики вправе затребовать у компании или ИП документы в рамках проведения налоговых проверок их контрагентов, а также вне рамок проверок – по конкретной сделке.

Запросить документы (информацию) контролеры вправе за любой период и по любому контрагенту или сделке.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавить в закладки
Предыдущая статья Следующая статья
Ваши вопросы
26 апреля 2019 08:11
Постоянная ссылка
Доброго дня. Подскажите пожалуйста правомерно ли требование. ИФНС на основании статьи 93, пунктом 2 статьи 93.1, запрашивает у ИП
1.1 Реестр перечислений заработной платы в банк за 2017г.;
1.2 Ведомость выдачи заработной платы через кассу за 2017г.;
1.3 Карточки счета 50, 51, 70 за 2017г.

Прочитав комментарии пользователей, сложилось понимание, что требовать документацию по данной статье по самому налогоплательщику неправомерно. Правильно ли я поняла? Уведомление о проведении проверок не было, в самом же требовании ничего не указано только указание на статьи и перечень запрашиваемых документов.
Ответить
15 марта 2019 15:20
Постоянная ссылка
Добрый день! Пришло требование о предоставлении документов "В соответствии со ст. 93, пунктом 2 ст. 93.1... необходимо представить ....:
1.1.Договор аренды (субаренды за период с ....2018 г. (дата создания фирмы) по настоящее время....
1.2.Доп. соглашения...
1.3.Документы, подтверждающие оплату за аренду....
1.4.Акт сверки расчетов....

Дело в том, что договор у нас есть, но мы пока не платили ничего, т.к. фирма только открылась и фактически деятельность не вела, отчеты нулевые сдавались. Как быть? Предоставить только договор? А как пояснить отсутствие оплаты? Надо еще с арендодателем как то договориться, чтобы одинаково отвечать...
Ответить
12 февраля 2019 19:53
Постоянная ссылка
Налогопательщику было направленно требование в рамках ст.93.1.Плательщик предоставляет информацию о том, что его обслуживающая компания( калуга астрал) получила требование 20.01.2019 года.Выдержал 6 дней налогоплательщик поставил квитанцию о приеме требования.
В налоговом органе происходит установка новой программы вследствии этого в графе срок предоставления документов вместо 5 дней определяется как 10 дней .( Предоставить ответ по требованию в течении 10 дней).Налогоплательщик предоставил документы 11.02.2019 года.
Вопрос : Стоит ли составлять на налогоплательщика акт о нарушении срока предоставления документов по требованию?
Ответить
13 февраля 2019 08:27
Постоянная ссылка
Уточните дату подтверждения получения. Не понятно, как вы отсчитали 6 дней. Пока только можно сказать, что, если в требовании, полученном плательщиком, стоит 10 дней, то срок для исполнения - 10 дней. Считать далее следует по правилам, установленным ст. 6.1 НК.
Ответить
15 октября 2016 00:09
Постоянная ссылка
Здравствуйте! А если требование адресовано ФИО инн, а договоры были заключены ИП. Считается ли это ошибкой в требовании, либо физическое лицо приравнено к ИП в данном случае?
Ответить
18 октября 2016 21:31
Постоянная ссылка
Если требование о представлении документов, заключенных ИП, содержит ИНН физического лица, то ошибкой в требовании это не считается, так как физическое лицо и ИП имеют один ИНН. В ст.11 НК РФ прямо указано, что индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке. Порядок регистрации ИП приведен в статье 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ при регистрации физического лица в качестве ИП подается заявление. Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. В этом заявлении указывается ИНН, присвоенный физическому лицу (при наличии). Порядок присвоения ИНН приведен в приложении к Приказу ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@. Так, ИНН присваивается физическому лицу при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет физического лица в налоговом органе и, как правило, не подлежит изменению (п. 9, 20 приложения к Приказу ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435).
Ответить
8 сентября 2016 11:55
Постоянная ссылка
Здравствуйте! Спасибо за внимание к нашим материалам. В статьях мы допускаем использование так называемых профессиональных жаргонизмов, чтобы разговаривать с бухгалтерами на одном языке.
Ответить
8 сентября 2016 10:32
Постоянная ссылка
Добрый день! В статье использованы понятия: выездная ревизия и встречка. Таких понятий в налоговом кодексе нет и я бы порекомендовала применять точные определения .
Ответить
Ваш вопрос
Отправить