Как действует законодательство о ККТ при расчетах банковской картой?
Порядок использования контрольно-кассовой техники регулируется законом «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, в ст. 1.2 которого прямо прописана обязанность продавца выдать покупателю подтверждающий проведение денежного расчета документ — кассовый чек или БСО. Это требование распространяется как на оплату наличными, так и на расчеты с помощью электронных средств (по карте или, к примеру, через Систему быстрых платежей). Поэтому теперь для всех продавцов, деятельность которых подпадает под действие закона 54-ФЗ, не стоит вопрос, надо ли пробивать чек при оплате картой. Ответ однозначно положительный.
ВАЖНО! Если у предприятия есть онлайн-касса, но она долго не используется, то налоговики в этом случае получат основания для инициирования проверки.
Некоторые категории организаций и ИП сохраняют возможность вести деятельность без кассовых аппаратов, выдавая бланки строгой отчетности.
О том, кто имеет право работать без использования ККТ, узнайте в материале «Можно ли работать без кассового аппарата в 2023 - 2024 годах?».
В зависимости от формы проведения оплаты банковской картой — через терминал или онлайн-платежом, кассовый чек должен быть выдан на бумаге или в электронном виде. Для отправки последнего продавцу необходимо заранее узнать у покупателя адрес его электронной почты или номер мобильного. Отсутствие в ККТ контактных данных покупателя может быть признано нарушением порядка применения ККТ, на основании чего ФНС оштрафует магазин по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (письмо ФНС России от 25.08.2021 № АБ-4-20/11987).
Важно также отразить в чеке прочие реквизиты — например, указать корректное наименование товарах. Иначе также будут штрафы.
Подробнее читайте в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Минфин РФ и ФНС дали разъяснения, надо ли пробивать кассовый чек при эквайринге в сети интернет, то есть оплате картой покупок онлайн. Согласно письму ФНС от 24.07.2017 № ЕД-4-20/14361 интернет-торговля должна вестись в соответствии с требованиями закона № 54-ФЗ, а значит, использование продавцом ККТ и выдача кассового чека обязательны. Отмеченная позиция ведомства остается неизменной (поскольку не было изменений в законе № 54-ФЗ, допускающих иное).
Надо ли пробивать «забытый» чек?
Зачастую в случае, когда продавец забывает пробить кассовый чек и выпускает только слип платежного терминала, он сомневается, надо ли его оформлять постфактум, когда время уже упущено и покупатель ушел. В этом случае обязательно оформляется кассовый чек коррекции (КЧК), а обычный уже не пробивается. Создать КЧК продавец может по своей инициативе, обнаружив расхождение в фактических и отчетных данных, или по указанию налогового органа после проведенного им мониторинга.
По правилам КЧК формируется в период между созданием отчетов об открытии и закрытии смены (п. 4 ст. 4.3 закона № 54-ФЗ).
Пример
Кассир в ООО «Полянка» продал 25 марта физическому лицу товар на сумму 500 руб. 28 марта руководитель организации обнаружил ошибку, попросил кассира написать объяснительную и принял решение о проведении корректировки. После формирования отчета об открытии смены кассир оформил КЧК на неучтенную сумму 500 руб., указав:
- в признаке расчета — код 1 «приход»;
- в строке «описание коррекции» — дату нарушения (1 октября) и вид ошибки («не сформирован кассовый чек»).
После исправления руководитель уведомил налоговый орган о допущенном нарушении и проведенной корректировке.
Подробнее о том, как и когда оформляется чек коррекции, читайте в нашем материале «Когда используется чек коррекции в онлайн-кассах».
А эксперты «КонсультантПлюс» рассказали об особенностях формирования самого чека коррекции. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
Возможные штрафы за нарушение применения ККТ при эквайринге
В соответствии с п. 2 ст. 14.5 КоАП за непробитый чек, в том числе при оплате платежной картой, продавцу грозит административный штраф:
- от 30 000 руб. для юридических лиц;
- от 10 000 руб. для должностных.
П. 6 той же статьи предусматривает наказание за непредставление кассового чека покупателю по его требованию в виде предупреждения или штрафа в размере 10 000 руб. для юридических лиц и 2 000 руб. для должностных.
Проверка выдачи кассовых чеков потребителям — прямая функция ФНС (постановление 13-го арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 № 13АП-35885/2021 по делу № А56-63049/2021).
ВАЖНО! Мораторий на проверки ККТ продлили до конца 2024 года. Подробнее мы писали в статье.
Однако штрафа можно избежать. Как поясняет ФНС в своем письме от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899, в случае когда пользователь ККТ добровольно заявляет в налоговый орган о допущенном нарушении и самостоятельно устраняет его, он может быть освобожден от административной ответственности. При этом должны быть соблюдены несколько условий:
- заявление подано в письменной форме с указанием даты и причины допущенного нарушения, а также реквизитов КЧК;
- до обращения продавца налоговый орган не установил факт нарушения;
- представленные документы позволяют сделать вывод о том, что правонарушение имело место.
Кроме того, не будет считаться административным нарушением ситуация, когда продавец стремился соблюсти требования закона 54-ФЗ. Например, кассовый чек не был предоставлен, потому что покупатель указал несуществующие реквизиты для отправки сообщения.
Итоги
При работе по новым правилам применения ККТ продавец обязан выдать покупателю кассовый чек при расчетах банковской картой. Правило распространяется как на оплату через терминал, так и на онлайн-покупки. Если чек не создан, исправлять нарушение нужно с помощью чека коррекции. Не стоит дожидаться налоговой проверки, лучше сразу исправить допущенную ошибку и самостоятельно сообщить о ней в ФНС, чтобы избежать штрафных санкций.
При закрытие смены на кассом аппарате и терминале выявили ошибку-по кассе не проведена оплата по б\н. По кассе пробили недостоющую сумму и ещё раз закрыли смену.
Правильно ли поступили и если нет, то что делать в таких ситуациях?
Помогите разобраться, пожалуйста.
Кассир пробил и зачел чек, товар был оплачен клиентом. В программе висит ПДЗ уже как два года, на эту сумму, что сделать чтоб закрыть это ПДЗ? Пробить еще раз чек по этой заявке нельзя, чтоб закрыть задолженность?
Спасибо.
Или нужно не чек коррекцию делать ? А просто приходом? тогда каким числом ? касса атол 91ф ффд 1,05
Устанавливали для интернет-магазина он-лайн кассу через сервис АТОЛ. Совершали пробные платежи.
В 2-х случаях при этом чек не формировался, но средства на счет поступали (6 и 13 рублей) нужен ли корректировочный чек для этих поступлений, ведь выручкой они не являются.
Есть ли риск наложения штрафа на организацию?
Здравствуйте, подобные темы нередко поднимаются на форуме НН. Например, в ветках:
здесь
и здесь
Если после прочтения данной информации у вас останутся вопросы, то вы также можете задать их на нашем форуме.