Законодательство для торгующих алкоголем организаций и ИП
В соответствии с п. 10 ст. 16 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ все продавцы алкогольной продукции, в том числе пива, ИП и организации, обязаны использовать онлайн-кассы. А подп. 3, 3.1 п. 1 ст. 181 НК РФ относит пиво к подакцизным товарам. Поэтому онлайн-кассы в случае продажи данного напитка должны применять в том числе продавцы, располагающиеся в труднодоступных местностях (п. 8 ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Ознакомьтесь с актуальным перечнем подакцизных товаров.
Особых требований к функционалу онлайн-кассы в контексте применения розничным магазином или точкой общепита закон формально не устанавливает. Однако необходимо учитывать ряд особенностей практического применения ККТ при торговле пивом.
ВАЖНО! С 1 марта изменились правила применения ККТ в общепите. Подробнее о новшествах мы рассказали в статье.
Правила торговли через онлайн-кассу для пива (в т. ч. как продавать разливное пиво)
В соответствии с п. 10.2 Порядка, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 397, продавец пива обязан отразить в системе ЕГАИС сведения об отпуске алкогольной продукции потребителю — одновременно с выдачей ему кассового чека. Несмотря на то что в случае с пивом необязательно включать в чек данные о передаче сведений в ЕГАИС, магазину желательно иметь программу, обеспечивающую автоматизацию направления в ЕГАИС сведений об отпуске пива в соответствии с чеками.
Данное ПО может быть частью товароучетной платформы или же программного обеспечения от производителя онлайн-кассы. Оптимальный вариант подбирается исходя из технологических особенностей ведения товарного учета на предприятии.
Ознакомьтесь с порядком подключения хозяйствующего субъекта к ЕГАИС.
Также следует учитывать, что участники оборота рынка пива и слабоалкогольных напитков отражают данные об операциях с данным продуктом в системе маркировки («Честный знак»). Закон обязывает такие хозяйствующие субъекты (п. 2, 3 Правил по постановлению Правительства России от 30.11.2022 № 2173):
- с 1 марта 2023 года — производить регистрацию в системе «Честный знак»;
- с 1 апреля 2023 года — маркировать продукцию в кегах;
- с 1 октября 2023 года — маркировать пиво в пластиковой таре и стеклянных бутылках.
Кроме того:
- С 15 января 2024 года производится обязательная маркировка пива и слабоалкогольной продукции в алюминиевых банках, а также передача в систему маркировки сведений о реализуемых напитках в кегах (п. 3, 4, 88 Правил по постановлению 2173).
- С 1 сентября 2024 года оптовые участники рынка пива обязаны регистрироваться в системе маркировки (постановление Правительства России от 01.06.2024 № 746).
Сведения в систему маркировки об операциях с пивом на розничном этапе передаются через онлайн-кассы (п. 7 Правил по постановлению № 2173). Соответственно, продавец должен иметь ККТ, интегрированную с оборудованием для прочтения кодов маркировки и учетом маркируемых товаров.
Ознакомьтесь с актуальными перечнями товаров, подлежащих маркировке.
Эксперты «КонсультантПлюс» подробно рассказали о правилах реализации алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к публикации на данную тему.
Итоги
Продавцы пива подчиняются нормам двух законов (от 22.11.1995 № 171-ФЗ и от 22.05.2003 № 54-ФЗ). С учетом совокупности данных норм продавцы пива обязаны во всех случаях применять онлайн-кассы. Желательно — обеспечивающие автоматизацию передачи данных о продаже пива потребителям в ЕГАИС.