Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Меня удивляет, что многие юристы и ПФР считают людей за дураков и приводят любые ...

Комментарий к статье: Входит ли учеба в трудовой стаж в 2024 году (нюансы)?
19 января 2018 23:22
Постоянная ссылка
Меня удивляет, что многие юристы и ПФР считают людей за дураков и приводят любые статьи и пункты законов в которых не упоминается учеба и на том основании говорят, что, мол, учеба не засчитывается в стаж. Уважаемые! Вы морочите людям головы! Во первых: включение учебы в стаж не есть выбор правил расчета пенсии. Стаж есть стаж и только! С 01.01.2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан России на страховые пенсии. В силу ч. 8 ст. 13 указанного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. То же самое говорится в п. 9 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». По смыслу приведенного законоположения, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж. Периоды учебы ( до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий – действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590 Подпунктом «и» пункта 109 Постановления Совета Министров СССР №590 от 03.08.1972г. предусмотрено, что в общий стаж работы засчитывается обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и.т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре; При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и», засчитывались в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к». В соответствии со ст.6 Закона СССР «О государственных пенсиях» и п.11 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года №590 выплата пенсий обеспечивается Государством за счет средств, ежегодно ассигнуемым по Государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету Государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы. В соответствии со статьей 100 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде Государственное страхование рабочих и служащих осуществляется за счет Государства. В соответствии с п.2 ст.29 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 года приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Об этом говорит и Постановление Правительства РФ от 24. 07.2002 г. №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» - п.5. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г. Согласно Положения Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590 1. В соответствии с Законом о государственных пенсиях пенсии по настоящему Положению назначаются и выплачиваются: а) рабочим служащим и другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование; б) военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы; в) учащимся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспирантам и клиническим ординаторам; 2. Правила, которые настоящим Положением установлены для рабочих, служащих и их семей, соответственно относятся также (если не оговорено иное): а) к другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование, и к их семьям; б) к учащимся (подпункт «в» пункта 1), аспирантам и клиническим ординаторам, работавшим в качестве рабочих или служащих до поступления в учебное заведение, на курсы, в аспирантуру или ординатуру, к докторантам, а также к их семьям; Напомню, что учеба входила в трудовой стаж и после 1990 года. Согласно статьи 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-I «О государственных пенсиях в РФ» - Подготовка к профессиональной деятельности – обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. Статья 89 – В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего ( в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от её характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Кроме того, правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. №2-П в отношении граждан приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц. Данную позицию подтвердил своим Решением Верховный Суд РФ от 09.06.2016 г. № АКПИ16-452 «О признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет признано недействующим положение о не включении в специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости периодов обучения и службы в армии. Таким образом действующее правовое регулирование до 1990 года предусматривало включение учебы в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет за собой ограничение Конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано целями указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации ради достижения которых допускаются ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Ответить
13 апреля 2019 19:50
Постоянная ссылка
Спасибо за полезную статью. Сегодня это большая редкость. В основном заказные статьи ПФР. Хорошо бы получить полезную информацию о способах получения назначенной пенсии за госслужбу.
Ответить
29 июля 2019 12:11
Постоянная ссылка
Сергей Георгиевич, большое спасибо за подробный и квалифицированный ответ! Но Вы, как мне кажется, упустили один существенный момент: а КАК ИМЕННО должны в ПФ РФ учитывать эти годы обучения в ВУЗе? Другими словами, СКОЛЬКО БАЛЛОВ может получить будущий пенсионер за свои советские студенческие годы? Ведь, если пенсионные баллы за это время не полагаются, то тогда какой вообще смысл учитывать его в страховом стаже?
Ответить
1 октября 2019 21:19
Постоянная ссылка
За учебу баллы будут, если расчёт будет по пункту 4.
Но многим стажа не хватает и учёба может пригодиться
Ответить
1 мая 2021 00:32
Постоянная ссылка
Учеба баллы не даёт , т.к. учились вы по собственной инициативе
Ответить
28 июля 2021 10:14
Постоянная ссылка
Алла, учились по собственной инициативе, конечно, но с учетом законов тех лет, что вся учеба будет входить в стаж! Иначе, я бы, например, училась заочно и работала!!!
Ответить
5 марта 2021 13:29
Постоянная ссылка
Большое спасибо за полезную статью. Хорошо понимаю и согласна с тем, что в ней изложено. Но как заставить ПФ действовать в соответствии с законами, не знаю. Обращалась в районный, региональный и ПФРФ с просьбой включить в трудовой стаж до 2001года периоды учёбы и ухода за детьми. Получаю однотипные отказы со ссылкой на 173-ФЗ. А на суды тоже нет никакой надежды.
Ответить
14 марта 2023 02:10
Постоянная ссылка
Годы учебы увеличивают стажевый коэффициент(за каждый год прибавляется 0.01 ),что в конечном счете влияет на начисление пенсии
Ответить
24 августа 2019 14:28
Постоянная ссылка
Спасибо большое за подробную статью и ссылки на постановления и законы.Ходили в ПФ,тупо тычат только на законы(последние,кстати).Сейчас разбираюсь со всем.
Мужу пенсию назначали по инвалидности в 1974 году исходя из средней зарплаты в 193,17 руб., пенсию насчитали 33,32 руб.
Была ли корректировка в 1990-1991 году я пока не разбиралась(надо из архива справку заказать и посмотреть).
После пересчитывали в 1998 году.Не понятно почему из расчёта средней зарплаты 700 руб. насчитали 337,57 руб.(по стране средняя была 900 руб),а у мужа по его справкам за 1988-1989 гг. около 900 руб.Должны были "осовременить" его зарплату-это примерно 5600 руб.а не 700!
Больше он не работал.Стаж 32 года.В 2004 году после исполнения 60 лет опять пересчитали по новому 400-му закону,принятому в 2013 году.,на что не имели права вообще.В итоге такая пенсия,что доплачивают до минималки.
Ответить
11 ноября 2019 20:08
Постоянная ссылка
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста при расчете пенсии в расчет пенсии учеба входит, так как она вошла в страховой стаж. В ПФР говорят что не входит. заранее благодарю.Спасибо.Александр.
Ответить
1 октября 2019 21:21
Постоянная ссылка
Не понятно из статьи идёт ли учёба до 202 года в стаж для страховой пенсии военным пенсионерам
Ответить
27 декабря 2019 14:42
Постоянная ссылка
Любая учёба до 2002 года входит в стаж.Должны засчитать.
Ответить
9 ноября 2019 10:04
Постоянная ссылка
Огромное Вам спасибо за разъяснения.
Ответить
9 ноября 2019 10:11
Постоянная ссылка
Здравствуйте. Скажите при расчёте пенсии входит стаж учеба
Ответить
14 февраля 2020 15:23
Постоянная ссылка
Закон 14 июля 1956 г п."в' ст. 1 всем видам перечисленной учёбы определил право на получение пенсии наряду с другими пунктами статьи 1. Статьёй 6 Закона удостоверено перечисление страховых взносов касательно всех пунктов ст. 1 "Право на пенсию имеют"
Появившееся в 1972 г (через 16 лет) Постановление № 590 отменить существующий порядок не могло как ухудшающее условия реализации заработанных прав.
Ответить
19 апреля 2020 19:08
Постоянная ссылка
Добрый день.
Подскажите, пожалуйста:
В июне 1979 года я окончила Общеобразовательную среднюю школу, 10 класс.
На выбор дальнейшего жизненного пути очень повлияло условие включения в трудовой стаж период обучения в ВУЗе, если поступление было сразу, после школы. В июле 1979 года я поступила в ЛГУ им. А.А. Жданова (сразу, после школы) и в 1984 году окончила. В сентябре 1984 года я поступила на работу по распределению и в трудовую книжку была внесена запись о 5 годах обучения в ЛГУ (это первая запись в моей трудовой). Я считала, что эти 5 лет входят в общий трудовой стаж. на сегодняшний день, эти 5 лет не вошли в мой общий трудовой стаж. Если бы они вошли, то сегодня у меня был бы общий трудовой стаж на 01 сентября 2020 года - 41 год, что дало бы мне право на льготы и денежные компенсации, которыми пользуются мои сверстники, которые обучались на вечернем отделении ВУЗа и в ПТУ. Имеет ли смысл добиваться включения этих 5 годах обучения в ВУЗе для 40 лет общего трудового стажа? Заранее, благодарю.
Ответить
17 марта 2023 12:02
Постоянная ссылка
Имеет смысл бороться, если Вы найдете хотя-бы 1 день трудового стажа (работа в учебный период в школе или практика в институте), т.к. в советский стаж засчитывается учеба, если человек работал до поступления. Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590 фактически утратило силу с 01.01.1992 г.
Ответить
17 апреля 2024 21:14
Постоянная ссылка
Реквизиты документа
Вид
Перечень
Положение
Постановление
Принят
Совмин СССР 03.08.1972
Номер
590
Редакция от
30.01.1988
Статус
Отменен
Опубликован
В данном виде документ опубликован не был
(в ред. от 03.08.72 - "Свод законов СССР", т. 2, с. 552, 1990;
"СП СССР", 1972, N 17, ст. 86; 1981, N 2, ст. 3)
Примечания
Признан УТРАТИВШИМ СИЛУ (с 21.02.2020)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.02.2020 N 80
Ответить
27 июля 2020 14:59
Постоянная ссылка
Спасибо! Благодаря Вашей статье мой стаж увеличился на 4 года (учеба в ВУЗе )
Ответить
16 сентября 2020 14:26
Постоянная ссылка
Юлия, расскажите пожалуйста, как вам удалось добиться этого. Заранее благодарна.
Ответить
18 сентября 2020 14:27
Постоянная ссылка
Учился в училище с 1972-1975г -входит обучение в стаж или нет и почему
Ответить
7 апреля 2021 11:26
Постоянная ссылка
Юлия, ПФ признал увеличение Вашего стажа на 4 года (учеба в ВУЗе) и сделал перерасчет пенсии в соответствии с п.4 ст30 ? Т.е Вам эти годы потребовались для набора общего трудового стажа для исчисления пенсии (15 лет -женщины). Для Вас это действительно хороший результат с применением положений п.4 ст.30.... Дебаты-то о включении в общий трудовой стаж учебного периода идут из-за игнорирования его в расчете пенсионного капитала по п.3 ст.30 (депутаты приняли его в такой редакции, которая существенно ущемляет права большинства, существенно сократив размер полагающейся пенсии большинства граждан).
Ответить
16 марта 2022 12:30
Постоянная ссылка
Земфира, подскажите, если знаете:
с применением положения п.4 ст.30 (где РП = СК х ЗР) некоторые юристы-комментаторы занижают значение ЗП на 660. Якобы 3 min пенсии на тот период.
Почему? Нигде не нашла этого в законе.
Ответить
16 января 2021 15:24
Постоянная ссылка
В 1985 г. при поступлении на работу в ПАТП был направлен на курсы квалификации водителей автобусов на 5 месяцев, получал стипендию в уч .комбинате и выплаты в ПАТП. ПФР курсы не засчитывает в страховой стаж для начисления пенсии, хотя постановление Совета министров СССР от 03.08.1972г. указывало на включение курсов по подготовке кадров в общий стаж для начисления Государственных пенсий!!! ПФР постоянно указывает на 400 ФЗ и каждый раз отказывает мне!!! Остается только обращаться в Суд, но сил бороться с этим бес приделом все меньше и меньше!
Ответить
16 января 2021 15:26
Постоянная ссылка
Спасибо за помощь!
Ответить
15 февраля 2021 19:09
Постоянная ссылка
В 1970г. я окончила химико-технологический техникум(поступила в 1966г.). До поступления нигде не работала. На практике была по 26.01.1970г. ,что записано в трудовой книжке и вошло в стаж. А учеба нет. Должна ли войти учеба с 1966 по 1970г.
Ответить
5 апреля 2021 20:01
Постоянная ссылка
Речное училище с 1969 по 73 вошло.
Ответить
8 марта 2021 17:25
Постоянная ссылка
Спасибо.Благодаря Вам разобрался в вопросах по своей пенсии ,сейчас чиновники от пф никуда не денутся,отписки уже не помогут.
Ответить
13 марта 2021 15:03
Постоянная ссылка
Сергей Георгиевич, отличная статья.
А при валоризации прибавят ли эти годы учебы в стаж работы при СССР?
Ответить
8 ноября 2021 07:17
Постоянная ссылка
Я предоставила справку о зп с1989по1994г Магадан к1,7 а мне не начислили по повышенному отношению зп сказали либо нужно прожить до 01012002г либо иметь стаж 15 лет на севере но это не по закону
Ответить
5 февраля 2022 21:57
Постоянная ссылка
Спасибо, низкий Вам поклон за ваши творческие старания на благо просвещения и образования ни раз обманутым и ищущим справедливости нашего доверчивого люда. Очень доходчиво. Спасибо!
Ответить
30 марта 2023 11:32
Постоянная ссылка

Уважаемый Сергей Георгиевич! Приятно прочитать умную и полезную статью, но к сожалению должен добавить, что при всей Вашей правоте, как и в моей борьбе с ПФ более десяти лет, встречается тупое судейское непущу.. Они прямо говорят, что пенсионщики работают хорошо. Если нам будут платить ЗАРАБОТАННУЮ пенсию, то им не хватит.Редкий состав суда выступит в нашу защиту, которую начинают рвать на части деятели от ПФ., не стесняясь с методами.
К примеру, судья на три возврата апелляцией иска по учету страховых взносов в пф, для решения вопроса по существу на мои возражения, тупо отказала. Это один из примеров, а за десять лет их было .... У них задача - оставить пенсионерам прожиточный минимум.

Ответить
3 июня 2024 13:54
Постоянная ссылка
Вы правы на 200%. Я тоже бодаюсь, но пока бесполезно.
Ответить
14 июня 2023 15:27
Постоянная ссылка
Здравствуйте, до поступления в педучилище не работала, поступила сразу после школы. с сентября 1990 года по июнь 1993 года обучалась в педагогическом училище. после каникул с 06.10.1993 года пошла работать в школу. Можно ли засчитать период учебы в льготный педагогический стаж для досрочной пенсии?
Ответить
16 августа 2023 16:21
Постоянная ссылка
Подскажите, пожалуйста, согласно данному закону СПТУ входит в трудовой стаж, а если после этого не работала, а поступила в техникум, то может этот техникум засчитаться в стаж, ведь в СПТУ мы проходили практику и нам даже платили деньги за эту практику, но трудовой никакой не заводили, как вот здесь объясняется законодательно, ведь все понимают, что в ПТУ учащиеся работают на практике. В законе не указано, что техникум после СПТУ может засчитаться в стаж?
Ответить
18 апреля 2024 09:04
Постоянная ссылка
Я добился, чтобы стаж по очной учёте в ВУЗЕ в 80-х включили в пенсионное дело. Включили. С указанием того, что годы страхового стажа за этот период - 0 годов, 0 лет.
То есть, они не отказываются. Но при этом считают, что это не приравнивается к страховому, то есть расчетному стажу. Так как в действующем Пенсионном законе.N 400...с одной стороны написано, что права на стаж по действующим законам того времени, а с другой стороны есть перечень периодов, когда страховой взнос государству не платился, но приравнивается к оплачивпемому. И там учёба не указана. Значит ни чего за неё не дают. Собственно формулы расчёта составлены так, что даже если бы и дали, в расчёт попало бы лишние 100 рублей на булку хлеба. Основа нашей пенсии 8 тысяч, которые дадут даже хроническому тунеядцу. А дальше мы боремся за 5-7 тысяч за десятки лет стажа. Вот цена нашей трудовой деятельности до 2002 года. Нищему в кепку. Старые зарплаты обесценили дефоултами. А пенсионные деньги пустили в проекты тех лет по полной. Судя по всему нужно всю жизнь переводить деньги в тот вид, который растёт в цене. А не падает. Квартира, может что-то ещё, что можно продать в чёрный день. Рубли этим не страдают
Ответить
21 августа 2024 19:45
Постоянная ссылка
Просто, огромное вам спасибо!
Ответить
2 сентября 2024 19:52
Постоянная ссылка
Большое Вам спасибо за полную и достоверную информацию со ссылкой на законы.Дай Вам Бог здоровья и долгих лет!
Ответить