Проводки по представительским расходам в бухучете
Практически каждая компания сталкивается с представительскими затратами, приглашая стратегически важных партнеров для проведения переговоров, встреч, презентаций и иных мероприятий, связанных с заключением экономически выгодных для развития фирмы сделок. К ним относятся, в том числе:
- транспортное обеспечение гостей;
- затраты на обеды, завтраки и ужины для партнеров и представителей фирмы;
- услуги сторонних переводчиков;
- буфетное сопровождение мероприятия.
Также к представительским расходам относятся затраты на проведение заседания совета директоров фирмы.
Можно ли в целях налога на прибыль учесть как представительские расходы затраты на оформление помещения для переговоров с контрагентами? Ответ на данный вопрос дала советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Просекова И. В. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
В бухгалтерском учете все связанные с приемом и обслуживанием партнеров затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности и фиксируются в дебете коммерческих или управленческих затрат проводками:
Дт 44 (26) Кт 60 — получены услуги;
Дт 19 Кт 60 — выделен НДС.
Для проведения подобных мероприятий денежные средства могут быть выданы организаторам — сотрудникам фирмы. Данный факт отражается записью:
Дт 71 Кт 50 (51) — выданы ДС в подотчет на проведение деловых мероприятий;
Дт 26 (44) Кт 71 — отражены представительские расходы согласно авансовому отчету.
Также компания может потратить какие-либо имеющиеся ресурсы, например материалы, товары или готовую продукцию. Такие расходы фиксируются проводкой
Дт 26 (44) Кт 10 (41, 43) — отражено списание ТМЦ на проведение мероприятия.
Пример
Компания ООО «Версаль» провела деловую встречу с представителями сторонней компании, программа которой включала: переговоры в бизнес-холле, посещение театра, последующий ужин в ресторане, размещение партнеров в гостинице и доставку их в аэропорт с утра. На билеты и ужин были выданы денежные средства из кассы в размере 50 000 руб. коммерческому директору Уварову И. Г. Остальные расходы были оплачены в безналичном порядке.
Затраты составили:
- аренда бизнес-холла — 27 325 руб. (включая НДС 4 554,17 руб.);
- буфетное обслуживание — 4 857 руб. (в т. ч. НДС 809,50 руб.);
- стоимость билетов в театр — 15 337 руб.;
- ужин в ресторане —23 456 руб.;
- стоимость проживания в гостинице — 8 500 руб.;
- транспортные расходы —2 856 руб.
Проводки
Дт |
Кт |
Сумма |
Расчет |
Детализация |
Документы |
Примечание: суммы принимаемые к НУ |
60 |
51 |
27 325 |
|
Оплата аренды |
Выписка банка |
|
26 |
60 |
22 770,83 |
27 325 – 4 554,17 |
Приняты расходы на аренду бизнес-холла |
Договор, акт выполненных работ |
Не принимаются |
19 |
60 |
4 554,17 |
|
Принят к учету входной НДС |
Счет-фактура |
Входной НДС нельзя принять к вычету (т. к. не принимаются расходы) |
60 |
51 |
4 857 |
|
Оплата буфета |
Выписка банка |
|
26 |
60 |
4 047,50 |
4 857 – 809,50 |
Приняты расходы на буфетное обслуживание |
Договор, акт выполненных работ |
Принимается |
19 |
60 |
809,50 |
|
Учтен входящий НДС |
Счет-фактура |
Принимается к вычету |
71 |
50 |
50 000 |
|
Выданы ДС в подотчет |
РКО |
|
26 |
71 |
15 337 |
|
Учтена стоимость билетов в театр |
Авансовый отчет |
Не принимаются |
26 |
71 |
23 456 |
|
Учтена сумма ужина в ресторане |
Авансовый отчет |
Принимаются |
50 |
71 |
11 207 |
|
Возвращены неистраченные ДС в кассу |
ПКО |
|
60 |
51 |
8 500 |
|
Оплачены расходы на проживание в гостинице |
Выписка банка |
|
26 |
60 |
8 500 |
|
Приняты к учету затраты на гостиницу |
Договор, акт выполненных работ |
Не принимаются |
60 |
51 |
2 856 |
|
Оплата услуг транспортной компании |
Выписка банка |
|
26 |
60 |
2 856 |
|
Приняты к учету транспортные затраты |
Договор, акт выполненных работ |
Принимаются |
Таким образом, затраты на проведение мероприятия обошлись фирме ООО «Версаль» в 77 421,88 руб.
Также напомним, что в налоговом учете представительские расходы — нормируемые и не могут превышать 4% от суммы заработной платы за текущий отчетный период.
Пример, как правильно считать норматив по представительским расходам, можно посмотреть в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Типовую ситуацию.
Также список принимаемых затрат при расчете налога на прибыль строго ограничен в ст. 264 НК РФ (применимые для НУ расходы перечислены в 1-м абзаце этой статьи). При этом размер расходов, превышающих лимит и не учтенных при подсчете прибыли в текущем квартале, может быть принят в течение года по мере увеличения затрат на оплату труда (п. 42 ст. 270 НК РФ).
Кроме того, сумма входного НДС может быть принята к вычету лишь в том случае, когда представительские расходы учтены при подсчете налогооблагаемой прибыли (п. 7 ст. 171 НК РФ). Если такие затраты не принимаются к расчету прибыли, то и входной НДС с этих трат должен быть списан в расходы, не влияющие на расчет налога, проводкой Дт 91.2 Кт 19.
В условиях примера сумма затрат на аренду бизнес-холла не принимается при расчете прибыли (письмо Минфина РФ от 12.03.2003 №04-02-03/29), соответственно, и сумма входного НДС не может быть включена в книгу покупок, даже при наличии корректно оформленных документов. Таким образом, бухгалтеру нужно будет списать НДС в размере 4 168,22 руб. в прочие расходы:
Дт 91.2 Кт 19 — 4 168,22 руб.
Более подробно о налоговом учете представительских затрат читайте в статье «Как правильно отражаются представительские расходы в налоговом учете».
Документальное подтверждение представительских расходов
Все принятые к учету представительские затраты должны быть подтверждены корректно заполненными первичными документами. План проведения мероприятия необходимо зафиксировать приказом руководителя и составить смету расходов мероприятия, а по окончании встречи отразить все расходы в отчете об осуществлении представительских затрат. Данная позиция Минфина закреплена в письме от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807.
Однако в письме от 10.04.2014 № 03-03-Р3/16288 Минфин немного смягчил свои требования, указав в числе необходимых документов лишь отчет и сопутствующую первичку.
Тем не менее существенная часть коммерсантов предпочитает оформить полный пакет бумаг, ориентируясь на более ранний список, рекомендованный Минфином.
Одним из подтверждающих документов в данном случае является авансовый отчет и приложения к нему. Хотите увидеть полный список таких приложений? Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.
О том, как документально подтвердить представительские расходы, подробно рассказано в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».
Образец сметы см. в материале «Смета на представительские расходы — образец».
Если же фирма постоянно проводит представительские мероприятия, то порядок их проведения можно закрепить в соответствующем положении.
Образец такого положения ищите в публикации «Составляем положение о представительских расходах — образец».
Итоги
Представительские расходы в бухгалтерском учете принимаются в полной мере и отражаются в составе текущих расходов по дебету общехозяйственных или коммерческих затрат в зависимости от вида деятельности компании.
Согласно требованиям Минфина все расходы должны быть экономически оправданы и документально подтверждены не только первичкой, но и приказом руководителя, сметой расходов и отчетом о проведенном мероприятии.