Этапы совершенствования организации бухучета
Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии —многогранный, систематический и целенаправленный процесс. В его составе можно выделить несколько важных этапов:
- выстраивание и совершенствование структуры службы бухучета;
- детальная проработка положений учетной политики и поддержание ее актуальной версии;
- внедрение современных технологий обработки учетной информации;
- контроль за безусловным и своевременным выполнением графика документооборота;
С 2022 года обязательным к применению стал ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Применять стандарт можно было и раньше, закрепив положения стандарта в учетной политике предприятия.
Как организовать делопроизводство и документооборот в организации, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
- анализ и оценка применяемой системы учета, проработка возможности применения наиболее рациональной и эффективной ее формы в рамках действующего законодательства;
- построение и улучшение СВК (системы внутреннего контроля);
- иные этапы (в зависимости от устанавливаемых руководством задач, масштабов и структуры фирмы, специфики ее деятельности и др.).
Детально об отдельных этапах расскажем в следующих разделах статьи.
Поскольку бухучет — это непрерывный процесс сбора, регистрации, систематизации и обобщения информации, совершенствование бухучета в первую очередь направлено:
- на устранение причин недостаточной оперативности и несовершенства средств обработки учетной информации;
- достижение оптимального баланса между потребностью руководства фирмы в необходимой информации и возможностями бухучета (необходимость полноты, своевременности и качества учетной информации);
- формирование посредством бухучета информации, позволяющей пользователям принимать эффективные управленческие решения, и т. д.
Важными звеньями процесса совершенствования бухучета являются также:
- выстраивание эффективного взаимодействия системы бухучета с организацией производства, планированием и управлением;
- использование современных достижений математики и кибернетики для организации и улучшения системы бухучета.
Совершенствованием каких учетных вопросов занимается государство — см. материал «Налоговая политика государства».
Оптимизация структуры службы бухучета
Совершенствование структуры службы бухучета — это комплекс мероприятий, включающий:
- регулярный анализ работы каждого структурного отдела бухгалтерской службы (по учету ОС и НМА, расчету ЗП, учету МПЗ и т. д.);
- пересмотр должностных инструкций исполнителей, корректировка их с учетом потребностей учетного процесса и запросов внутрифирменных пользователей учетной информации;
- проведение собеседований с работниками бухгалтерии с целью выявления «узких» и проблемных зон учетного процесса;
- подбор и корректировка функциональных обязанностей исполнителей (при совмещении участков учета) с целью наиболее рационального использования рабочего времени и трудовых ресурсов;
- формирование внутрибухгалтерских подразделений с учетом психологической совместимости сотрудников, что позволяет создать рабочий микроклимат коллектива и избежать конфликтов;
- осуществление связи с другими подразделениями компании, являющимися как поставщиками первичной учетной информации (менеджерами, мастерами и др.), так и линейным и высшим руководством (пользователями информации) — это позволит оперативно решать проблемные вопросы взаимодействия всей указанной иерархической цепочки;
- иные мероприятия (в зависимости от структуры и масштабов компании, разнообразия видов деятельности и др.).
Чем крупнее фирма и разветвленнее структура, тем объемнее по численности бухгалтерская служба и сложнее процесс ее взаимодействия с иными подразделениями и структурными единицами.
Чтобы бухгалтерия не страдала от отсутствия надлежащей оперативности и слаженного взаимодействия с другими структурными единицами компании, необходимо разработать внутренний локальный акт, описывающий всю многогранность учетных взаимосвязей внутри компании, позволяющий каждому исполнителю осознать важность его действий в общем учетном процессе.
Данный внутрифирменный акт необходимо внедрить в повседневный трудовой процесс и осуществлять постоянный мониторинг его исполнения.
Изучайте многообразие внутрифирменных локальных актов с материалами нашего сайта:
- «Положение о системе управления охраной труда — образец»;
- «Положение о служебных командировках — образец 2023»;
- «Положение об оплате труда работников — образец-2023».
Автоматизация и компьютеризация учетного процесса
Бухгалтерские службы уже давно сдружились с компьютером, и встретить ручной учет у отечественных коммерсантов практически невозможно.
Компьютеризация учетного процесса позволяет:
- обрабатывать огромные массивы информации;
- осуществлять регламентные операции нажатием одной клавиши, что уменьшает риск учетных ошибок и снижает затраты времени бухгалтера;
- формировать разнообразные отчеты;
- проводить анализ информации;
- наладить взаимодействие по получению и обмену информацией посредством создания системы АРМ (автоматизированных рабочих мест);
- оперативно использовать учетную информацию на всех этапах управления предприятием;
- осуществлять иные функции.
Чтобы автоматизация и компьютеризация способствовали совершенствованию учетного процесса, недостаточно закупить компьютерную технику и запустить учетную программу.
Эффективность автоматизации и ее влияние на совершенствование учетного процесса зависят от множества аспектов:
- степени обученности персонала и наличия соответствующих навыков работы с программами;
- умения пользователей формулировать задачи своего участка учета перед системными администраторами (или иными компьютерными специалистами) с целью наладки существующих модулей под специфику работы фирмы и иные производственные нюансы;
- наличия в штате фирмы программистов со знанием основ бухучета;
- иных аспектов.
В любой программе важно своевременно и правильно отображать хозяйственные операции в учете. Как это сделать, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Пробный демо-доступ к системе К+ можно получить бесплатно. Если вы на ОСНО, вам поможет Путеводитель по налогу на прибыль, если на УСН — тогда вам в это практическое пособие.
Подробнее узнать о бухгалтерских программах поможет материал «Обзор программ для учета расходов и доходов организации».
Рекомендации по организации внутреннего контроля в компании
Система внутреннего контроля (СВК) — это один из элементов, способных оказывать существенное влияние на совершенствование бухучета в компании.
ВНИМАНИЕ! Все коммерсанты обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни в соответствии со ст. 19 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Компании, попадающие под обязательный аудит, обязаны организовать внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности.
СВК представляет собой процесс:
- организуемый и осуществляемый представителем собственника (руководством или иными сотрудниками);
- осуществляемый с помощью специальных методик и процедур;
- способствующий обеспечению достаточной уверенности в достижении целей: надежности отчетности, эффективности и результативности хозопераций, соответствия действующим нормативным актам.
СВК способствует совершенствованию учетного процесса, поскольку:
- является средством для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
- способствует обеспечению сохранности активов;
- позволяет своевременно предотвратить (выявить, исправить) ошибки и (или) искажение информации.
Функционирование СВК основано на систематическом контроле:
- за хозяйственными операциями;
- первичными учетными документами;
- обоснованностью применения норм, распределения затрат и др.;
- соответствием нормативных показателей плановым и т. д.
С особенностями внутрифирменного финансового контроля знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте материалов:
- «Формы, виды и основные методы финансового контроля»;
- «План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю».
Итоги
Совершенствовать бухучет необходимо любой компании. Процесс совершенствования включает множество этапов: от рационального построения бухгалтерской службы до организации эффективно работающей системы внутреннего контроля.