Как грамотно обнулить подотчет директора?
Подотчет директора, как и любого другого подотчетного сотрудника, можно в любом объеме списывать на уменьшение налога на прибыль (относить на расходы по УСН) и при этом не платить с него НДФЛ и/или взносы в бюджет. Но такое возможно при условии, что выданный подотчет тратится только на нужды фирмы, а бухгалтерия своевременно получает документы, подтверждающие целевое использование подотчетных сумм (кассовые и товарные чеки, накладные и т. п.).
Посмотрите, что в подотчете изменилось с 30.11.2020.
Предположим, что по Дт 71 на конец очередного месяца накопилась сумма, выданная директору под отчет, в размере 700 000 руб. Оправдательные документы и авансовые отчеты под эту сумму отсутствуют и их появление маловероятно.
Если действовать по правилам НК РФ, то эта сумма должна быть учтена как доход директора с уплатой по ней следующих налогов и взносов:
- НДФЛ — 91 000 руб. (700 000 × 13%);
- страховые взносы — 211 400 руб. (700 000 × [30% + 0,2%]).
Итого в бюджет с полученного директором дохода придется заплатить 302 400 руб.
К уменьшению по налогу на прибыль можно поставить сумму в 911 400 руб. (700 000 + 211 400). Значит, налога на прибыль к уплате будет меньше на 182 280 руб. (911 400 × 20%).
В целом с подотчетной суммы в 700 000 руб. вы заплатите налогов и сборов на сумму 120 120 руб. (302 400 – 182 280). А если у организации нет прибыли, то придется все 302 400 руб.
Подробнее о налогообложении невозвращенных подотчетных сумм рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Рассмотрим теперь, сколько же налогов надо будет заплатить, если применить иные способы обнуления подотчета.
Способ 1. Начисление дивидендов
Кто может применять: организации, у которых по итогам отчетного периода есть прибыль.
Процедура обнуления подотчета: после окончания квартала, полугодия или года составляем протокол учредителей и справку о начислении промежуточных (или годовых) дивидендов. Проводим следующие операции:
Операция |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Возврат подотчета (фиктивный) |
50 |
71 |
700 000 |
Начисление дивидендов |
84 |
75 |
700 000 |
Выделение НДФЛ с дивидендов |
75 |
68 |
91 000 = 700 000 × 13% |
Выплата дивидендов (фиктивная) |
75 |
50 |
609 000 = 700 000 – 91 000 |
Уплата НДФЛ |
68 |
51 |
91 000 |
Сумма налогов и взносов к уплате: 91 000 руб. (НДФЛ). Страховые взносы уплачивать не нужно (письмо ФСС от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985). На уменьшение налога на прибыль дивиденды поставить нельзя (п. 1 ст. 270 НК РФ).
ВАЖНО! Выплачивать дивиденды наличными могут только ООО и только из сумм, которые не являются выручкой от реализации товаров, услуг (п. 2 указания Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У). Например, из возвращенных подотчетных сумм. В АО выплата дивидендов должна производиться строго в безналичной форме (п. 8 ст. 42 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Совет: при начислении и выплате дивидендов не забывайте про сроки.
О подробностях читайте в статье «Какие сроки выплаты дивидендов в 2022-2023 годах?».
Способ 2. Начисление компенсации за использование имущества директора
Кто может применять: ограничений нет.
Процедура обнуления подотчета: составьте обоснованный расчет размера компенсации за использование имущества директора, расходы по которому можно учесть в деятельности фирмы. Например, его автомобиля. Для этого запросите у директора документы, показывающие, сколько он тратит на обслуживание своего авто в год (месяц, квартал). Затем оформите от имени директора заявление на компенсирование расходов по использованию автомобиля и впишите в него рассчитанную сумму по обслуживанию машины. В бухучете фиксируете следующие операции:
Операция |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Возврат подотчета (фиктивный) |
50 |
71 |
700 000 |
Начисление компенсации |
20, 26, 44 |
73 |
700 000 |
Уплата компенсации (фиктивная) |
73 |
50 |
700 000 |
Сумма налогов и взносов к уплате: 0,00 руб. НДФЛ и страховые взносы уплачивать не нужно. Но только при условии достаточного документального обоснования выплаты компенсации за имущество (ст. 188 ТК РФ, п. 3 ст. 217 НК РФ). На уменьшение налога на прибыль траты на компенсацию за использование личного транспорта можно отнести только в размере от 600 до 1 500 руб. в месяц (постановление Правительства РФ «Об установлении норм расходов на компенсацию за использование личного транспорта» от 08.02.2002 № 92).
Совет: размеры компенсации должны быть реальными, т. е. соразмерными с рыночными. При оформлении документов следите за тем, чтобы в них отсутствовало слово «аренда». С доходов, полученных директором от аренды имущества, придется платить НДФЛ.
Способ 3. Начисление материальной помощи
Кто может применять: ограничений нет, но этот способ подойдет лишь при списании маленьких сумм подотчета — до 4 000 руб. за 1 год. Далее покажем на цифрах почему.
Процедура обнуления подотчета: сформируйте от имени директора заявление на выплату материальной помощи. В бухучете отметьте следующие операции:
Операция |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Возврат подотчета (фиктивный) |
50 |
71 |
700 000 |
Начисление материальной помощи |
84, 96 |
73 |
700 000 |
Выделение НДФЛ из суммы матпомощи |
73 |
68 |
90 480 = (700 000 – 4 000) × 13% |
Выплата материальной помощи (фиктивная) |
73 |
50 |
609 520 |
Начисление страховых взносов |
20, 26, 44 |
69 |
210 192 = (700 000 – 4 000) × 30,2% |
Уплата НДФЛ и взносов |
68, 69 |
51 |
300 672 = 90 480 + 210 192 |
Сумма налогов и взносов к уплате: 300 672 руб. (НДФЛ, взносы). Не облагается НДФЛ и взносами только материальная помощь в размере до 4 000 руб., выданная в пределах 1 года. На уменьшение налога на прибыль выплаченную матпомощь ставить нельзя (п. 23 ст. 270 НК РФ).
Совет: ознакомьтесь с особенностями обложения материальной помощи НДФЛ и взносами в наших статьях:
- «Облагается ли материальная помощь сотруднику НДФЛ?».
- «Материальная помощь и страховые взносы в 2023 году».
Как отразить материальную помощь в отчетности, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Способ 4. Договор займа
Кто может применять: ограничений нет.
Процедура обнуления подотчета: подготовьте договор о предоставлении директору беспроцентного займа с автоматической пролонгацией. В бухучете отметьте следующие операции:
Операция |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Возврат подотчета (фиктивный) |
50 |
71 |
700 000 |
Выдача займа (фиктивная) |
73 |
50 |
700 000 |
Ежемесячный НДФЛ по доходам директора в виде материальной выгоды от экономии на процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, письмо Минфина от 27.06.2016 № 03-04-06/37295) |
73 |
68 |
1 342,46 = (700 000 × 2/3 × 10% [ставка рефинансирования]) / 365 × 30 (количество дней в месяце) × 35% (ставка НДФЛ) |
Уплата НДФЛ за месяц |
68 |
51 |
1 342,46 |
Важно! За периоды 2021-2023 гг. материальная выгода любого вида освобождена от НДФЛ.
Сумма налогов и взносов к уплате: 1 342,46 руб. в месяц или 16 333,33 руб. в год (700 000 × 2/3 × 10% × 35%). Взносы с материальной выгоды не уплачиваются.
Совет: злоупотреблять этим способом не надо, так как выданный заём тоже нужно будет когда-то возвращать. Возможен и такой вариант: списать сумму предоставленного займа на расходы фирмы после истечения срока исковой давности. Но здесь есть свои нюансы.
О подробностях читайте в статье «Порядок списания договора займа (нюансы)».
Способ 5. Личные расходы директора
Кто может применять: ограничений нет.
Процедура обнуления подотчета: попросите директора принести кассовые и товарные чеки, накладные, полученные при покупке им имущества в личное пользование или получении услуг. Отберите из них те, которые можно отразить в расходах фирмы (канцтовары, мебель, отделочные материалы, ремонтные работы и др.). Составьте по ним авансовый отчет. В бухучете отметьте следующие операции:
Операция |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Отражение расходов на основании авансового отчета |
10, 20, 26, 41, 44, 91 |
71 |
700 000 |
Сумма налогов и взносов к уплате: 0,00 руб. Некоторые личные расходы директора вполне подойдут на роль расходов по основной деятельности фирмы. А значит, их можно поставить на уменьшение налога на прибыль.
Совет: тщательно соотносите произведенные траты с деятельностью организации. Например, чек из ветеринарной клиники не совсем подойдет для фирмы, занимающейся строительством домов.
Как замаскировать личные траты директора под расходы компании, пошагово разъяснено в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
При обнулении крупных подотчетов директора не следует применять какой-то 1 способ и списывать всю сумму за 1 день. Избегайте ситуаций, когда на расчетный счет фирмы или в ее кассу возвращается полная сумма выданного ранее подотчета. Особенно если она была выдана в крупных размерах и на вполне достижимые цели. Нужно, чтобы хотя бы часть этого подотчета была потрачена. В противном случае не исключена вероятность начисления НДФЛ с материальной выгоды по беспроцентному использованию подотчетных средств.
Оптимальный вариант обнуления подотчета — равномерно на протяжении нескольких месяцев (возможно и лет) списывать подотчет всеми предложенными выше способами.
Несмотря на то что существует немало возможностей обнуления подотчета, мы настоятельно вам советуем бороться с практикой неконтролируемой траты денежных средств руководством с помощью языка цифр и наглядного представления убытков, которые несет фирма в связи с действиями директора. Для этого следует периодически составлять расчет налогов, связанных с подотчетными суммами, в 2 сравнительных вариантах: если директор отчитывается по подотчетам и если он не делает этого. Этот расчет представляйте директору в качестве предложения по оптимизации налогообложения (в данный расчет можно ввести и другие статьи, кроме подотчета, чтобы ваши действия не воспринимались руководителем назидательно). Таким способом постепенно можно добиться своевременного предоставления документов по выданным подотчетам и не допустить дальнейшего нарастания неподтвержденных подотчетных сумм.
В 2019 директор отчитывается ДТ 26 КТ 71-249286,а остаток проводят Дт 50 Кт 71-345908,80. И в течение 2019,2020 года деньги по з/пл проводят КТ 50 и таким образом остаток закрывается и по сч..71 и по сч. 50. И вот теперь я пытаюсь что то придумать и как-то это оформить.
1) Дт 94 Кт 71 - 119 тыс.,
2) Дт 70 Кт 94 - в сумме удержания каждый месяц.
Примерно так? Здесь ничего, наверное, оформлять не нужно, поскольку идет правомерное удержание подотчетных средств из заработной платы. Но хотя можно составить приказ: "В связи с невозвратом подотчетных средств приказываю удерживать из заработной платы такого-то такую-то сумму ежемесячно". Может, конечно, у Вас не через счет 94 было сделано (корректные проводки посмотрите в этой статье). Но даже если без него, ничего страшного я в этом не вижу.
1.На 31.12.2018 год числится Дт 71-475404,80(еще не выяснила,но как директор сказал,что снимали и проводили по 71 счету наличные деньги)
2.Директор предоставил отчитался:Дт 26 Кт 71-130286.Остаток на Дт 71-345118,80
3.Делают проводку:Дт 50 Кт 71-345118,80
4.В течение всего 2019,2020,2021-проводят по Кт 50-выдачу з/пл,отпускных и.д.
А почему я изначально написала 249286,т.к. я подняла а/о и там эта сумма .а бухгалтер проводит 130286.Но это уже другая история и в 2021 году делали исправление.
Я не понял, с какой стати директору выплачиваются дивиденды, разве он всегда собственник предприятия? К тому же, ПРИБЫЛЬ как таковая для выплаты дивидендов, возникает по итогу года, а не отчётного периода (там налогооблагаемая база, "обозванная" в отчётности прибылью), хотя, согласен, решением собственников (не директора) выплаты могут происходить в течение года.
Директор, конечно же, не всегда является собственником предприятия. Но зачастую, если он бесконтрольно берет деньги под отчет, то в 90% случаях он собственник . Или Вы видели много предприятий, где собственники разрешали постоянно брать деньги из кассы и потом не возвращать эти суммы? Таких директоров обычно быстренько снимают.
1.если оформить возврат в кассу п/о суммы и выдачу из кассы займа (минуя расчетный счет одни днем ) , не будет ли нарушения кассовой дисциплины?( не сдали наличные в банк)
2. Применимо ли в данной ситуации требование по расчету с юр. лицом наличными в сумме не превышающей 100.000 ?
2. На расчёты с физлицами ограничения не действуют.
1.если оформить возврат в кассу п/о суммы и выдачу из кассы займа (минуя расчетный счет одни днем ) , не будет ли нарушения кассовой дисциплины?( не сдали наличные в банк)
2. Применимо ли в данной ситуации требование по расчету с юр. лицом наличными в сумме не превышающей 100.000 ?