Правовая основа субсидирования учреждений «на иные цели»
Нормативную базу составляют следующие документы:
- ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
- Постановление Правительства РФ № 1896 от 11.11.2023 (в посл. ред. от 11.09.2024), которое утвердило Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
- Приложение N 6 к Типовой форме соглашения о предоставлении федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии на иные цели (утв. Приказом Минфина России от 22.07.2022 N 114н).
- Постановление Правительства России от 11 сентября 2024 г. N 1248, которым внесены изменения в Общие требования нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам о Порядке определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, определенные ранее Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2020 г. N 203.
Эксперты системы КонсультантПлюс подготовили справочную таблицу, в которой приведены все действующие нормативные акты о порядке субсидий в разных случаях. Пользоваться таблицей можно бесплатно, но только в течение 2- х дней (для этого нужно подключить пробный доступ по ссылке). Второй вариант – оформление доступа в КонсультантПлюс на постоянной, но платной основе. Заказать прайс можно здесь.
Что изменилось в законодательстве о субсидиях на иные цели в 2025
Правительство Российской Федерации утвердило новые правила предоставления субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, вступившие в силу 1 июня 2024 года, но фактически применяемые с 2025 года (Постановление № 1896). Этот документ, призванный повысить прозрачность и эффективность использования бюджетных средств, детально регламентирует порядок предоставления субсидий, начиная от определения их объема и заканчивая мониторингом достижения результатов. Новые Правила позволяют минимизировать риски нецелевого использования средств и обеспечивают более строгий контроль за их расходованием.
Основные моменты Правил:
- Новые правила четко определяют целевое назначение субсидий, расширяя список допустимых направлений расходования. Среди них: финансирование мероприятий по реализации федеральных законов и нормативных актов, касающихся выплат физическим лицам (например, социальные выплаты, компенсации), ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), включая восстановление инфраструктуры и оказание помощи пострадавшему населению. Значительные средства могут быть направлены на содержание и ремонт объектов культурного наследия, что способствует сохранению национального достояния. Предусмотрены субсидии на приобретение нематериальных активов (НФА), необходимых для осуществления деятельности учреждений, а также на поддержку юридических лиц, занимающихся реализацией научно-исследовательских проектов, имеющих государственное значение. Это способствует развитию науки и инноваций, стимулируя создание новых технологий и продуктов.
- Документ вводит строгие требования к предоставлению информации учредителем в специальный реестр. Этот реестр должен содержать исчерпывающую информацию о каждом получателе субсидии, целях финансирования, планируемых результатах и объемах выделяемых средств. Доступность и ясность данных обеспечит возможность общественного контроля за использованием бюджетных средств.
- Учреждения, в свою очередь, обязаны предоставлять учредителю полный пакет документов, подтверждающих целевое использование полученных субсидий. Это включает не только финансовые отчеты, но и документы, подтверждающие достижение планируемых результатов.
- Правила определяют порядок взаимодействия между учреждениями, выступающими в роли главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Они устанавливают четкую ответственность за эффективное использование бюджетных средств на всех уровнях. Особое внимание уделяется критериям отбора учреждений, претендующих на получение субсидий.
- Учреждения должны соответствовать установленным требованиям, доказывать свою эффективность и способность достичь планируемых результатов. Это включает наличие четкого плана работы, квалифицированного персонала и прозрачной системы финансового управления.
- Определение результатов предоставления субсидий и механизмы их мониторинга также детализированы в новых правилах. Это позволяет оценивать эффективность использования бюджетных средств и вносить необходимые корректировки в будущем. Мониторинг проводится на регулярной основе, используя как количественные, так и качественные показатели. Информация о достижении планируемых результатов публикуется в открытом доступе, обеспечивая максимальную прозрачность и подконтрольность процесса.
В целом, новые правила направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств, укрепление финансовой дисциплины и стимулирование достижения национальных целей и задач.
Об учете субсидий на иные цели мы рассказываем в этой статье.
Целевое назначение средств
Субсидирование направлено на достижение следующих целей:
- Обеспечение реализации норм российского законодательства, предусматривающих: выплаты гражданам; осуществление действий в рамках мобилизационной подготовки, гражданской обороны, ликвидации ЧС, предотвращения эпидемий, борьбы с терроризмом; обеспечение охраны здоровья населения; оказание медпомощи военнослужащим и добровольцам; предоставление коммунальных услуг по регулируемым ценам; проведение медосмотров граждан согласно закону «О воинской обязанности»; оказание ритуальных услуг в соответствии с законом «О погребении».
- Финансирование мероприятий по содержанию имущества, включая ремонт, сохранение культурного наследия, а также его ликвидацию.
- Формирование и приобретение нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, запасов), в том числе для расширения спектра предоставляемых услуг.
- Поддержка юридических лиц, ИП и граждан в реализации научных, научно-технических и промышленных проектов: безвозмездно (включая гранты) или на возвратной основе (в том числе частично) в форме займов.
- Реализация прочих мероприятий в рамках уставной деятельности учреждения, если финансирование не осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.
Что включается в реестр субсидий
В реестр субсидий, формируемый главным распорядителем бюджетных средств, включаются (по каждой субсидии):
- Код и название субсидии согласно порядку санкционирования расходов, установленному Минфином.
- Тип субсидии, соответствующий порядку мониторинга достижения результатов.
- Наименование нацпроекта/госпрограммы (ее структурного элемента) при выделении субсидии на их реализацию.
- Способ предоставления: финансирование или возмещение затрат.
- Цель субсидии. Главный распорядитель вправе детализировать цели, исходя из расходов подведомственных учреждений.
- Реквизиты нормативного акта при реализации федеральных законов, актов Президента, Правительства.
- Результат субсидии: конкретный, измеримый результат деятельности учреждения согласно цели субсидии, а также его тип по мониторингу достижения результата. В отношении субсидий при реализации структурных элементов госпрограмм – результат и тип указываются в реестре согласно информации, имеющейся в паспорте элемента госпрограмм системы «Электронный бюджет».
- Показатели достижения результатов или количественные параметры – при необходимости.
- Перечень документов для получения субсидии и требования к ним, сроки представления.
- Порядок расчета размера субсидии и обоснование, а также источник получения. Исключение – случаи, при которых размер субсидии уже определен ФЗ о федеральном бюджете, Президентом или Правительством РФ.
- Перечень направлений затрат, финансируемых субсидией, или перечень затрат, на возмещение которых она предоставляется. Исключением будут являться субсидии, предоставляемые физлицам.
- Категория получателей грантов/займов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо.
- Способ, порядок и критерии отбора учреждений, если для получения субсидии применяется результат отбора.
- Иная информация согласно порядку формирования реестра.
Процедура обращения за субсидией
Для успешного получения государственной субсидии, учреждение должно предоставить главному распорядителю средств федерального бюджета исчерпывающий пакет документов, подтверждающих обоснованность заявки и целесообразность использования бюджетных средств.
Пакет документов для получения субсидии
Этот пакет документов призван детально проиллюстрировать все аспекты планируемой деятельности и обеспечить прозрачность использования субсидии. Рассмотрим каждый необходимый документ подробнее.
Пояснительная записка бюджетного учреждения
Пояснительная записка представляется в обязательном порядке Записка должна не ограничиваться общими формулировками, а содержать всестороннее обоснование потребности в субсидии. Это включает в себя не только качественное описание целей и задач, на которые планируется направить средства, но и детальный расчет – обоснование требуемой суммы. Данный расчет должен быть прозрачным и понятным, включая предварительную смету расходов по каждому пункту. Эта смета должна детально описывать все предполагаемые затраты: оплату работ и услуг, проведение запланированных мероприятий (с указанием их характера, масштаба и предполагаемого эффекта), а также приобретение необходимого имущества (за исключением недвижимого).
Для повышения доверия к представленной информации, пояснительная записка должна содержать предложения от потенциальных поставщиков, подрядчиков или исполнителей, подтверждающие стоимость предлагаемых товаров или услуг. Кроме того, в записке должны быть представлены релевантные статистические данные и иная информация, подтверждающая актуальность и целесообразность проекта, соответствие заявленных целей задачам государственной политики и ожидаемый социальный или экономический эффект от реализации проекта. Вся представленная информация должна логически аргументировать необходимость предоставления именно заявленной суммы субсидии.
Специальные пояснительные материалы, зависящие от цели субсидии
Если субсидия предназначена для ремонта или реставрации объектов, необходимо представить полный перечень объектов, подлежащих ремонту или реставрации. К этому перечню должны прилагаться акт обследования технического состояния каждого объекта, детальная дефектная ведомость, указывающая все имеющиеся повреждения и необходимые ремонтные работы, и, конечно же, предварительная смета расходов на ремонт каждого объекта, с детальным описанием всех планируемых работ и стоимости материалов.
А если субсидия предназначена для проведения мероприятий (конференций, симпозиумов, выставок и т.д.), то необходимо предоставить подробную программу планируемых мероприятий. Эта программа должна содержать повестку дня, список участников, описание формата мероприятий, планируемые расходы на организацию и проведение каждого мероприятия.
В случае, когда субсидия запрашивается на приобретение имущества, необходимо представить сведения о планируемом к приобретению имуществе, включая его наименование, количество, технические характеристики и стоимость. Для каждой позиции должно быть представлено обоснование необходимости приобретения данного имущества.
Если цель субсидии – осуществление выплат физическим лицам, учреждение должно представить сведения о количестве (среднегодовом) получателей выплат, видах выплат и обоснование расчета суммы необходимых средств.
Наконец, согласно пункту 6 Правил (подпункт «з»), могут потребоваться иные документы или сведения, которые будут определены в зависимости от конкретных обстоятельств и целей предоставления субсидии. Это может включать дополнительную документацию, необходимую для подтверждения компетентности заявителя, наличия необходимой инфраструктуры или соответствия заявленного проекта установленным требованиям. Поэтому перед подачей заявки рекомендуется тщательно изучить все требования и уточнить необходимый пакет документов у главного распорядителя средств федерального бюджета. Только полный и аккуратно оформленный пакет документов гарантирует повышенные шансы на успешное получение субсидии.
Первый этап — подача учреждением пакета документов
После того как учреждение подготовит все необходимые документы, оно передает их главному распорядителю. Этот процесс имеет важное значение для обеспечения прозрачности и эффективности управления бюджетными средствами. Важно отметить, что представление документов осуществляется в рамках системы «Электронный бюджет», которая позволяет автоматизировать и упростить процессы взаимодействия между различными государственными органами. Однако для этого требуется наличие соответствующей технической инфраструктуры, что не всегда возможно в каждом учреждении.
Документы, передаваемые в систему, могут содержать разнообразные сведения, включая финансовые отчеты, планы использования бюджетных средств и другие важные данные. Однако в случае, если в этих документах содержится информация, относящаяся к государственной тайне или другой охраняемой законом информации, учреждение обязано соблюдать строгие требования, установленные законодательством Российской Федерации. Это включает в себя защиту данных от несанкционированного доступа и обеспечение их конфиденциальности. Законодательство Российской Федерации о защите государственной тайны включает множество норм и правил, которые регулируют порядок работы с такой информацией. Например, необходимо использовать специальные способы шифрования и защиты данных, а также ограничивать доступ к ним только уполномоченным лицам. Важно, чтобы все сотрудники учреждения, работающие с подобной информацией, прошли соответствующее обучение и были ознакомлены с правилами обращения с секретными данными.
Второй этап процедуры взаимодействия — рассмотрение пакета документов
После получения документации от учреждения, главный распорядитель бюджетных средств федерального уровня анализирует ее в течение 30 рабочих дней. По итогам рассмотрения, в сроки, определенные нормативными актами в сфере бюджетного законодательства, заключается соглашение о предоставлении субсидии, либо выносится отказ в предоставлении субсидии по основаниям, предусмотренным действующими Правилами.
В случае отказа учреждение вправе повторно представить исправленную документацию, устранив все замечания главного распорядителя, в течение 10 рабочих дней после получения отказа.
Основания для отказа в получении субсидии
В предоставлении субсидии организации может быть отказано в следующих случаях:
- Если учреждение не предоставило необходимые документы (информацию) либо предоставило их не полностью или с опозданием, а также, если представленные документы (информация) не соответствуют установленным требованиям.
- В случае обнаружения недостоверных данных в документах (информации), представленных организацией.
- При недостаточности доступных лимитов бюджетных обязательств для выделения запрошенной субсидии.
Требования к учреждению-получателю субсидии
Для того чтобы организация могла заключить соглашение о получении субсидии, она обязана заблаговременно, не позднее чем за 30 календарных дней до предполагаемой даты подписания соглашения, соответствовать определенным финансовым критериям. Эти требования направлены на подтверждение финансовой стабильности и добросовестности организации как получателя бюджетных средств.
Во-первых, у организации не должно быть задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в федеральный бюджет и бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Размер этой задолженности должен строго соответствовать требованиям, изложенным в пункте 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Это означает, что любая задолженность, превышающая установленный законом лимит, автоматически делает организацию не соответствующей условиям получения субсидии. Важно отметить, что речь идет не о сумме задолженности в целом, а именно – о ее размере на едином налоговом счете. Наличие даже незначительной задолженности, превышающей допустимый предел, станет причиной отказа в предоставлении субсидии.
Во-вторых, организация не должна иметь никакой просроченной задолженности перед федеральным бюджетом. Это включает в себя просроченную задолженность по возврату ранее полученных субсидий и бюджетных инвестиций. Причем это касается не только тех субсидий и инвестиций, которые были предоставлены в рамках текущего соглашения, но и любых других, полученных ранее на основании различных нормативных актов. Наличие такой просроченной задолженности, вне зависимости от ее источника и обстоятельств возникновения, автоматически исключает организацию из числа потенциальных получателей субсидии.
Не только долги по субсидиям, но и любые иные долги перед государственным бюджетом могут стать причиной отказа в предоставлении субсидии.
Исключения (без учета требований) из правил предоставления субсидий составляют случаи, когда средства направляются на:
- выплаты непосредственно физическим лицам;
- проведение мероприятий, связанных с реорганизацией или ликвидацией учреждения;
- предотвращение угрозы возникновения аварийных (чрезвычайных) ситуаций, ликвидацию их последствий и проведение восстановительных работ;
- предупреждение актов терроризма и устранение последствий террористических проявлений;
- погашение задолженности, возникшей на основании вступивших в законную силу судебных решений, исполнительных документов или требований налоговых органов;
- компенсацию расходов и упущенной выгоды, связанных с производством (реализацией) продукции, выполнением работ или оказанием услуг;
- иные обстоятельства, определенные федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Соответствие учреждения установленным критериям проверяется автоматически в системе «Электронный бюджет» посредством анализа данных из государственных информационных систем, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (при наличии соответствующей технической инфраструктуры).
В отсутствие технической возможности автоматизированной проверки главный распорядитель бюджетных средств вправе запросить у учреждения документальное подтверждение соответствия установленным требованиям.
Порядок расчета субсидии
Формула расчета размера субсидии (V) представляет собой достаточно сложный алгоритм, зависящий от нескольких ключевых параметров.
Центральными являются «Pi» и «Si»:
- Pi обозначает количество получателей i-ой выплаты в рамках текущего финансового года. Важно отметить, что Pi может отражать различные аспекты, в зависимости от специфики субсидируемой деятельности. Это может быть, например, количество людей, получивших определенную услугу (количественное значение потребности), количество выполненных объектов (например, отремонтированных дорог или построенных школ), или объем оказанных услуг (работы) в натуральном выражении. Таким образом, Pi — это показатель масштаба реализации i-го мероприятия (объекта, услуги).
- Параметр Si определяет размер i-ой выплаты, то есть сумму, предоставляемую на единицу Pi. Он не является произвольным значением, а устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации – федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства. Определение Si происходит на основе объективных оценок, таких как анализ рыночных индикаторов (цены на аналогичные товары или услуги), метод сравнимой цены (исходя из стоимости аналогичных проектов) или затратный метод (расчет всех необходимых затрат на реализацию).
Для иллюстрации: если субсидия предназначена на ремонт дорог, Si будет рассчитано на основе рыночной стоимости ремонтных работ за единицу длины или площади, а Pi - это количество отремонтированных километров дороги.
Следовательно, формула V = Σ(Pi * Si) представляет собой суммирование произведения количества получателей/единиц (Pi) на размер выплаты за единицу (Si) для всех i-х мероприятий (объектов, услуг) в текущем финансовом году.
Важно подчеркнуть, что главный распорядитель средств федерального бюджета обладает правом устанавливать иной порядок расчета размера субсидии (V). Это право основано на возможности гибкого подхода к специфике каждой субсидируемой программы, позволяя корректировать формулу расчета в соответствии с конкретными целями и задачами предоставления субсидии.
Соглашение о предоставлении субсидии
Соглашение о субсидии, дополнительные соглашения о внесении изменений или расторжении, а также акт исполнения обязательств, составляются согласно типовой форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации для федеральных бюджетных и автономных учреждений (утверждена Приказом Минфина России от 22.07.2022 N 114н)
Соглашение, не содержащее конфиденциальной информации, формируется и подписывается усиленными квалифицированными электронными подписями уполномоченных лиц главного распорядителя и учреждения в системе «Электронный бюджет».
Контроль результативности расходования средств
Результатами предоставления субсидий (в зависимости от вида) являются:
- число получателей выплат, объем выполненных обязательств по стипендиям, осуществленные мероприятия в сферах мобилизационной подготовки, гражданской обороны, ликвидации ЧС, борьбы с эпидемиями, противодействия терроризму, охраны здоровья граждан, а также проведенные восстановительные работы и оказание медицинских услуг военнослужащим и добровольцам;
- выполнение работ по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, ремонту (текущему и капитальному) объектов имущества, сохранению культурного наследия и ликвидации имущества;
- приобретение или создание нефинансовых активов;
- число поддержанных проектов и объем привлеченных средств частных инвесторов для их реализации;
- реализация мероприятий, соответствующих уставной деятельности.
Главный распорядитель бюджетных средств может установить дополнительные результаты при формировании реестра субсидий.
Субсидии, подлежащие казначейскому сопровождению, перечисляются на казначейский счет не позднее второго рабочего дня после предоставления учреждением распоряжения о платеже. Субсидии, не подлежащие сопровождению, перечисляются на лицевой или расчетный счет учреждения в установленные сроки.