Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Формирование учетной политики в турагентстве (нюансы)

Учетная политика турагентства отличается от аналогичного документа туроператора рядом особенностей. Правильное формирование политики для целей бухучета и налогообложения требует ответа на ряд вопросов, которые мы рассмотрим подробнее в этой статье.
Вам помогут документы и бланки:

Чем отличается турагент от туроператора

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определиться с тем, что такое туристическая услуга или, как ее чаще называют, туристический продукт.

Туристический продукт (далее — ТП) — комплекс из нескольких видов услуг, которые могут оказываться покупателю ТП в связи с путешествием: услуги перевозчиков, гостиничных предприятий, предприятий питания и т. д.

Работающие на этом рынке предприятия подразделяются по отношению к формированию ТП и по связанной с этим ответственности перед покупателем ТП:

  • Если предприятие само комплектует ТП: формирует маршруты, взаимодействует с поставщиками услуг, предоставляет гарантии (обеспечение) по получению покупателем всего набора, заявленного в ТП (ст. 17.1 закона «О туристической деятельности» от 24.11.1996 № 132-ФЗ), то это туроператор.
  • Если предприятие получает от туроператора набор готовых ТП для последующей продажи покупателям, то это турагент. По сути, турагент является посредником — распространителем ТП для туроператоров. Этим обусловлены особенности учета его деятельности, которые следует отметить в учетной политике.

Что является выручкой турагента и как она может определяться

В отличие от туроператора или поставщиков отдельных видов услуг (например, авиакомпаний), с которыми иногда отдельно может взаимодействовать турагент, сам он отпускную цену конечного ТП не формирует. Выручкой турагента традиционно является агентский (или посреднический) процент, который выплачивается турагенту поставщиком продаваемого ТП. Формироваться этот процент может несколькими способами в зависимости от конкретных договоренностей между турагентом и поставщиком ТП.

При этом вознаграждение турагента может:

  • Удерживаться непосредственно из полученной оплаты от покупателя ТП. Соответственно, в адрес поставщика услуг направляется сумма от продажи ТП за вычетом вознаграждения.
  • Перечисляться поставщиком по истечении каждого оговоренного в договоре периода (например, месяца) по акту оказанных услуг. При таком порядке поставщику-туроператору направляется вся сумма от продаж ТП. Затем туроператор по акту производит расчет с турагентом.

Подробнее об учете доходов у турагента читайте в статье «Ведение бухучета в турагентстве на УСН (нюансы)».

В зависимости от применяемой турагентом системы налогообложения моментом учета выручки может быть факт:

  • получения денег от покупателя ТП (при кассовом методе, например, на УСН);
  • получения вознаграждения от туроператора (при кассовом методе);
  • утверждения акта оказания услуг туроператору (при методе начисления).

В учетной политике турагентства как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета необходимо зафиксировать все возможные варианты признания дохода для конкретного турагентства.

Порядок налогового учета следует прописать в учетной политике. Чтобы все сделать правильно, получите пробный демо-доступ к системе КонсультантПлюс и переходите в Готовое решение. Здесь же вы найдете образец учетной политики для ОСНО и УСН. Это бесплатно.

Какую систему налогообложения предпочесть турагенту

Большинство турагентов на практике выбирают УСН «доходы минус расходы» (15%). Причин тому несколько:

  1. Снимаются вопросы по НДС, т. к. выручка турагентства облагается НДС. Например, даже в случае реализации зарубежных туров (см. письмо Минфина РФ от 03.04.2013 № 03-07-08/10896). Единственная льгота по НДС по подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ прямо касается только экскурсионной деятельности и должна обеспечиваться соблюдением ряда условий:
  • реализация услуги на территории и по территории РФ;
  • оформление продажи специальным БСО «Экскурсионная путевка»;
  • попадание предприятия под критерии экскурсионного бюро (можно отметить, что нигде конкретно такие критерии не изложены, определение возникает скорее из принятых деловых названий).
  1. Ключ успеха в деятельности турагентства — это опытные сотрудники, которые взаимодействуют с покупателями и туроператорами. Поэтому логично, чтобы оплата их труда включалась в расходы при расчете налогов. Часто зарплата успешных сотрудников увеличивается на бонусы от объема проданных ТП, что делает систему «Доходы минус расходы» более предпочтительной.
  2. Помимо зарплат сотрудников-продажников, турагенты могут нести и иные расходы. Например:
  • на аренду помещения (или помещений) под офис;
  • на информационные и юридические услуги (например, выбирая партнеров-туроператоров);
  • часто турагентства берут на себя курьерские функции (например, привозят горящие путевки покупателю на дом или в аэропорт; забирают паспорта с визами из посольств и т. п.);
  • прочие подобные расходы, связанные со спецификой деятельности.

Такое положение дел тоже склоняет турагентства к выбору УСН «доходы минус расходы» с указанием в учетной политике перечня относящихся к основной деятельности расходов (в соответствии со ст. 346.16 НК РФ).

На что следует обратить внимание при составлении учетной политики турагентства на 2024 год

УП турагентства должна включать политику в целях бухучета и в целях налогового учета. Это могут быть как самостоятельные документы, так и отдельные разделы одного документа.

В бухгалтерской политике необходимо предусмотреть следующее:

  • Условия, периодичность и иные особенности проведения в турагентстве инвентаризации имущества и обязательств.
  • Рабочий план счетов.
  • Формы первичных документов — их можно взять из альбома унифицированных форм первичных документов либо разработать самостоятельно, предусмотрев в них все обязательные реквизиты (ст. 9 закона № 402-ФЗ).
  • График документооборота — в нем следует расписать этапы работы с первичными документами (оформление, согласование, утверждение, внесение информации в учетные регистры и др.), установить предельно-допустимые сроки на каждом этапе и обозначить ответственных лиц.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года документооборот необходимо организовывать с учетом требований ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Подробнее об этом ФСБУ читайте в статье

  • Применяемые учетные методы и порядок ведения кассовых операций.
  • Иные важные аспекты (право подписи первичных документов, списки лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы и т. д.).

С 2024 года стал обязательным к применению ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы". Подробнее о новом стандарте - в нашем материале

Как перейти на новый стандарт по НМА, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. 

Состав налоговой УП будет зависеть от применяемой турагентом системы налогообложения: ОСНО или УСН.

Подготовить налоговую политику вам помогут наши статьи:

Итоги

Основным аспектом, который должен быть правильно отражен в учетной политике турагентства, является порядок формирования и признания выручки турагента. Налоговые аспекты целиком и полностью зависят от применяемого фирмой налогового режима. При составлении учетной политики, в том числе для целей налогообложения, на последующие годы, необходимо обращать внимание на изменения законодательства, которые могут затрагивать схему работы турагентств и отразиться на положениях их учетной политики.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить