Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Бухгалтерские проводки по взносам в уставный капитал

28 февраля 2019
Взнос в уставный капитал - проводки по нему представлены в нашей статье - в обязательном порядке происходит в любой коммерческой организации. Рассмотрим этот вопрос с позиций создаваемого юрлица и создающего его учредителя.

Сформирован и объявлен уставный капитал – какие проводки необходимы?

Вклад в УК другой организации у ее учредителя

Уставный капитал – внесение средств на расчетный счет и в кассу

Внесение вклада имуществом

Увеличение УК: взнос денежными средствами или имуществом

Итоги

 

Сформирован и объявлен уставный капитал – какая проводка необходима?

Коммерческие юрлица (ПАО, АО, ООО, хозтоварищества, ГУП, МУП) создаются с обязательным формированием в них уставного капитала (УК). Размер УК, доли участия в нём каждого из учредителей, сроки оплаты, форма взносов и оценка неденежных вкладов оговариваются в учредительном договоре.

УК является стартовой суммой средств, с которой юрлицо начинает свою деятельность. После окончания всех мероприятий по внесению взносов в уставный капитал проводки начинаются с соответствующей записи, сделанной на дату его регистрации. Она должна отражать начисление полной суммы УК, предусмотренной уставом, в корреспонденции с задолженностью учредителей по вкладам в него: Дт 75 – Кт 80.

Аналитику на счете 80 (счете учета УК) организуют по:

  • учредителям (участникам);
  • стадиям формирования (в ПАО, АО и хозтовариществах);
  • видам акций (в ПАО и АО).

Счет 75 — это счет расчетов с учредителями. Дебетовый остаток по его субсчету, отведенному для расчетов по взносам в УК, будет показывать величину неоплаченного УК.

О том, как УК отразится в бухотчетности, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».

Вклад в УК другой организации у ее учредителя

Коммерческое юрлицо может быть создано как физлицами, так и организациями. При этом среди тех и других могут присутствовать иностранцы.

Участвуя в создании юрлица, учредитель принимает на себя обязательства по оплате вклада в его УК, взамен приобретая право на часть или всё (в зависимости от доли участия) имущество этого юрлица и на получение доходов от участия в его деятельности. Здесь есть своя особенность: при осуществлении проводки уставный капитал должен быть отражен как у учредителя, так и у компании, получающей взнос.

На дату регистрации вновь созданной организации учредитель — юридическое лицо, зарегистрированный в РФ, в своем учете показывает задолженность по оговоренной в учредительном договоре величине вклада в УК, который для него является финансовым вложением: Дт 58 – Кт 76. Кредитовый остаток по субсчету счета 76, отведенному для расчетов по взносам в УК, будет показывать величину неоплаченного учредителем УК.

Законодательство допускает осуществление платежей в УК как деньгами, так и имуществом или имущественными правами. На дату внесения вклада (полной суммы или ее части) и у учредителя, и у учрежденного им юрлица погашается соответствующая часть имеющейся задолженности.

Уставный капитал – внесение средств на расчетный счет и в кассу

Наиболее простым способом внесения вклада является оплата его деньгами: на расчетный счет или в кассу. Для иностранных участников допустим платеж на валютный счет.

Проводки по взносу в уставный капитал денежными средствами будут следующими:

  • у получателя платежа: Дт 50 (51, 52) – Кт 75;
  • у российского учредителя: Дт 76 – Кт 50 (51).

Внесение вклада имуществом

Во вклад могут передаваться любые виды имущества и прав на него: ОС, НМА, МПЗ, ценные бумаги, задолженность по заемным средствам. Имущество, вносимое в УК, стороны передают по согласованной ими в учредительном договоре стоимости. По этой стоимости вклад и учитывается в бухучете. Для формирующегося таким путем взноса в уставный капитал проводки у получателя делаются по той стоимости, которая отражена у учредителя. Учредитель же, формируя величину внесенного в УК вклада, корректирует фактическую стоимость имущества до согласованной за счет прочих доходов и расходов стоимости (счет 91). Вне зависимости от стоимости учет полученного юрлицом имущества ведется в составе того же вида, к которому оно относилось у учредителя.

Если передаваемое имущество при приобретении облагалось НДС, и он был предъявлен бюджету, то учредитель восстанавливает налог либо в полной сумме, либо в пропорции к его остаточной стоимости (по амортизируемому имуществу). Восстановленный НДС входит в сумму вклада и указывается в передаточных документах. Передающая сторона платит его в бюджет, а получающая может принять в вычеты.

Формирующийся имуществом взнос в уставной капитал проводки сопровождают следующего характера:

  • У получающей стороны:

Дт 07 (08, 10, 11, 21, 41, 58, 66, 67) – Кт 75 — получено имущество;

Дт 19 – Кт 75 — принят к учету НДС по нему.

  • У учредителя:

Дт 02 (05) – Кт 01 (04) — сформирована остаточная стоимость выбывающего амортизируемого имущества;

Дт 76 – Кт 01 (04, 10, 11, 21, 41, 58) — передано имущество;

Дт 76 – Кт 68 — восстановлен НДС по переданному имуществу;

Дт 76 – Кт 91 (или Дт 91 – Кт 76) — стоимость переданного имущества доведена до согласованной.

Увеличение УК: взнос денежными средствами или имуществом

Законодательство допускает увеличение УК по решению его учредителей (участников), если соблюдены следующие условия:

  • в ПАО или АО зарегистрирована дополнительная эмиссия или конвертация акций в СБРФР и ФНС;
  • полностью оплачен не только первоначальный УК, но и та часть, на которую происходит увеличение.

Источниками увеличения УК могут быть:

  • нераспределенная прибыль юрлица или его добавочный капитал — в этом случае дополнительных платежей от учредителей (участников) не потребуется;
  • средства участников: одного, если его принимают дополнительно, единственного или нескольких, если они увеличивают долю своего участия, или всех, если увеличение доли происходит за счет пропорционального роста существующих долей или номинала акций.

Порядок учета начисления и уплаты дополнительных взносов в УК при его увеличении абсолютно совпадает с тем, который используют при создании юрлица. Суммы, форму и сроки уплаты учредители (участники) определяют в своем решении. Проводки по начислению обязательств делают на дату принятия решения об увеличении УК и на дату регистрации изменений в уставе, а проводки по уплате — на фактическую дату перечисления денежных средств или передачи имущества (имущественных прав).

О нюансах налогообложения взносов в УК читайте в материале «Ст. 251 НК РФ (2018 - 2019): вопросы и ответы».

Итоги

Учет операций по вкладу в УК и его увеличению в целом несложный. Достаточно трудоемким может оказаться оформление процесса передачи имущества во вклад у учредителя, если объем этого имущества будет значительным.

Участвуйте в конкурсе на нашем форуме!
Подробнее
Добавить в закладки
Предыдущая статья Следующая статья
Ваши вопросы
11 июля 2019 10:47
Постоянная ссылка
ОС было приобретено без НДС. При выбытии ОС (внесении его в УК вновь созданной организации)
надо начислять (восстанавливать) НДС?
Ответить
24 марта 2019 14:29
Постоянная ссылка
Куда могут быть направлены деньги уставного капитала в ТСЖ?
Ответить
3 апреля 2019 19:00
Постоянная ссылка
Татьяна, деньги ТСЖ, в т.ч. уставный капитал, можно потратить только на нужды этого самого ТСЖ. Решить, куда потратить эти деньги, можно несколькими способами. Первый - это с помощью общего внеочередного собрания собственников с повесткой дня - вопрос о расходовании средств, если есть конкретные предложения, то они я являются повесткой дня. Например, есть предложение купить и установить общедомовые счетчики. Если все приняли единогласное решение, что счетчики действительно можно установить. Проведение собрания оформляется специальным протоколом и считается вопрос закрытым.
В практике управления товариществом собственников возникают такие ситуации, когда собрание невозможно провести, потому что не все собственники и даже не половина их может явиться на собрание. Внеочередные собрания - это всегда неожиданность для жильцов, и не все могут выделить для этого время. Проведение собраний собственников не всегда является единственным выходом. Чтобы их не проводить, можно воспользоваться другим методом. Он подразумевает, что необходимо проведение только одного собрания по вопросу распределения денежных средств, которое собирается в начале или конце года. На этом собрании жильцы должны утвердить и согласовать смету, согласно которой будет производиться расходовании полученных средств. Это годовая смета, в которой предусматриваются все доходы и расходы. Именно она и может позволить избежать необходимости созывать собрание каждый раз, когда возникает вопрос о распределении денежных средств. Учитывая все интересы собственников, выносятся на обсуждение все предложения по поводу того, на что следует потратить свободные суммы. Это может быть не только установка счетчиков, а и проведение капитального ремонта, установка системы видеонаблюдения или сдача дома под охрану, замена стояков или труб в подвале, замена окон или кровли. План расходования денежных средств должен составляться с учетом первоочередности работ, их степени важности для жильцов и их благополучия. Этот способ определения целевых нужд при расходовании денежных средств можно назвать универсальным, поскольку он не требует постоянного созыва собрания. В случае, если возникнут непредвиденные обстоятельства и появятся незапланированные, но крайне важные расходы, то можно будет созывать собрание собственников.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить