Инвентаризация в учетной политике
Закреплять порядок проведения инвентаризации в учетной политике (УП) требуют НПА по бухучету:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н (п. 8);
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н (п. 4).
Как правило, для этого составляется отдельный документ — положение об инвентаризации, который является приложением к учетной политике, в котором прописывают:
- порядок определения сроков проведения инвентаризаций, состава инвентаризационной комиссии, перечня инвентаризируемых активов и обязательств;
- правила документального оформления инвентаризации и её результатов;
Могут использоваться как унифицированные формы, так и доработанные. В случае доработки / разработки собственных формы также нужно утвердить — в качестве приложения к УП. - правила формирования и функционирования инвентаризационной комиссии.
Образец Положения об инвентаризации есть в КонсультантПлюс. Смотрите по пробному доступу бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.
В каких случаях вносятся изменения в учетную политику
Перечень случаев, когда требуется изменение в учетную политику, приведен в п. 10 ПБУ 1/2008. К ним относятся:
- изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- разработка организацией новых способов ведения бухучета, предполагающих повышение качества информации об объекте бухучета;
- существенное изменения условий хозяйствования (может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т. п.).
Подробнее см. нашу статью.
Вступление с 1 апреля 2025 года в силу нового ФСБУ относится к событиям первой категории. Значит, требует корректировки УП.
Что нужно изменить в связи с новым ФСБУ «Инвентаризация»
Во-первых, из УП в части инвентаризации нужно убрать ссылки на Методические рекомендации по инвентаризации (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49), которые с 01.04.2025 утратили силу.
Во-вторых, проверьте используемые формы документов по инвентаризации. Там также могут быть ссылки на старые Методички. В этом случае их тоже нужно скорректировать и переутвердить (обычно формы приводятся как приложение к УП).
В-третьих, нужно исключить из учетной политики условия, которые не соответствуют положениям нового стандарта, и добавить новые положения.
Например, согласно п. 21 ФСБУ результаты инвентаризации признаются недействительными, если отсутствует 1/5 и более членов инвентаризационной комиссии. Прежнее требование было строже — акт считался недействительным при отсутствии подписи даже одного члена комиссии. Это положение может быть приведено в УП, значит, его надо актуализировать.
Пунктом 4 ФСБУ разрешается наряду с обычными подсчетом, взвешиванием, обмером, осмотром подтверждать фактическое наличие объекта альтернативными способами, если его осмотр невозможен или излишне затратен, в т. ч. с помощью фото и видеосъемки. Если у вас есть такие ситуации, пропишите условия и порядок в УП.
Про альтернативные методы инвентаризации читайте нашу статью.
Другие изменения в инвентаризации, которые могут потребовать корректировки учетной политики, приводят эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и изучайте бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.
Итоги
Из-за нового ФСБУ «Инвентаризация» учетная политика может потребовать актуализации. В статье мы объяснили, почему, и рассказали, какие основные правки могут быть необходимы. Проверяйте свою УП.
А провести инвентаризацию 2025 вам помогут материалы нашей горячей подборки.