Понятие налогового бремени
Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.
Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.
Читайте об основных элементах налогообложения и их характеристиках.
В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.
Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).
С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.
О налогах в 2022-2023 годах читайте в статье «Федеральные, региональные и местные налоги».
Налоговое бремя и налоговая нагрузка
Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.
Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.
Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как один из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.
Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.
Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).
Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:
Нн = Ну / В,
где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);
В — выручка (по данным Росстата).
Пример расчета налоговой нагрузки приведен в «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.
Избыточное налоговое бремя и его последствия
У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.
Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.
Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.
Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.
В свою очередь, по данным Минэкономики, в 2023 году число ИП и самозанятых граждан значительно увеличилось в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Это может быть связано с низкой налоговой нагрузкой для самозанятых (налог составляет 4–6%, не нужно платить страховые взносы), пониженными страховыми взносами на зарплату работникам МСП (15%). Таким образом, ослабление налогового бремени — одна из очевидных причин роста предпринимательской активности.
Как устроена налоговая система в РФ, мы рассказали в статье.
О налоговой системе иных стран можно прочитать здесь.
Налоговое бремя в России в 2023-2025 годах
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый периоды 2024-2025 годов намечено значительное количество мер налогового регулирования, направленных на стимулирование инвестиционной и инновационной активности налогоплательщиков.
Можно отметить, что еще в 2020 году условия реализации экономической и налоговой политики сильно изменились. Правительству пришлось принимать беспрецендентные в послевоенной истории меры, направленные на сдерживание быстро распространяющейся по территории РФ пандемии новой коронавирусной инфекции. Предпринятые действия привели к сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках.
В связи с этим экономическая политика в 2020 году, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
Когда с пандемией коронавируса, казалось, более менее успешно экономика справилась, в России в 2022 году была начата СВО. И опять пришлось предпринимать меры по стабилизации экономики в невиданных условиях.
Тем не менее в эти годы в России были введены и активно заработали новые системы налогообложения — НПД и АУСН, направленные на стимулирование малого бизнеса.
Ознакомьтесь со спецификой бюджетно-налоговой политики, утверждаемой законодательно.
С 2023 года в России действует институт уплаты налогов через единый налоговый платеж. Это должно упростить процесс сбора бюджетных платежей как для государства, так и для налогоплательщиков.
В числе примечательных направлений бюджетной политики на 2023 год (и на плановый период 2024 и 2025 годов):
- деофшоризация экономики;
- сокращение теневого сектора;
- поддержка МСП;
- реализация налоговых льгот;
- стимулирование предпринимательства на отдельных территориях.
Узнайте больше об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов из официальной публикации Минфина, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный бесплатный доступ к документу.
Итоги
Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.
Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.
В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.