Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Начисление амортизации при УСН «доходы минус расходы»

Амортизация при УСН - доходы минус расходы - имеет особенности. Как правильно рассчитывать амортизацию и показывать ее в учете, узнайте далее.
В расчетах Вам поможет:
Калькулятор УСН 15%

Амортизация — это…

Все компании, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет (ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Учет основных средств (ОС) обязателен еще и потому, что в случае превышения остаточной стоимости ОС над определенным лимитом организация теряет право применения спецрежима. При этом в расчет принимается только амортизируемое имущество (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

До 31.12.2024 в качестве лимита остаточной стоимости основных средств выступала величина 150 млн руб. После 1 января 2025 г. начнет действовать новая величина в 200 млн руб., причем ежегодно она будет подлежать корректировке на коэффициент-дефлятор. О том, какие еще изменения в лимитах в целях применения и перехода на УСН ожидают нас в 2025 году, мы рассказали в статье "УСН с 2025 года: изменения для упрощенцев".

Амортизация — списание начальной стоимостной оценки объекта ОС в течение предполагаемого срока использования. Подсчет амортизации в бухучете начинается со следующего после ввода объекта ОС в эксплуатацию месяца. Амортизация может начисляться несколькими способами:

  • линейным;
  • методом уменьшаемого остатка;
  • по сумме чисел лет полезного использования - ФСБУ 6/2020 не предусматривает применение данного метода в настоящий момент времени;
  • пропорционально объему выпуска готовой продукции.

О методах подсчета амортизации узнайте из статьи «Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете».

Результаты подсчетов отображаются в ведомости начисления амортизации, которую компания разрабатывает самостоятельно с учетом правил оформления первичной документации, утвержденных в ст. 9 закона № 402-ФЗ. Расчет амортизации осуществляется ежемесячно.

О том, кто может вести бухучет по упрощенной схеме, см. материал «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

ВАЖНО! ИП на УСН не обязаны вести бухучет, и казалось бы, что обязанность по начислению амортизации у них также отсутствует. Тем не менее в 2018 году Верховный суд все-таки решил, что предприниматели наряду с организациями теряют право применять упрощенку при превышении остаточной стоимости ОС над установленным налоговым кодексом лимитом (см. п.6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2018 г. Данная позиция поддержана и Минфином, и налоговой службой. В связи с этим индивидуальные предприниматели обязаны определять размер остаточной стоимости основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020.

Алгоритм начисления амортизации в бухучете един для всех организаций на любой системе налогообложения и регламентирован ФСБУ 6/2020.

О нюансах учета ОС при УСН читайте в Готовом решении от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Как включить расходы на покупку ОС в книгу учета доходов и расходов

В налоговом учете при применении УСН «доходы минус расходы» амортизация не начисляется. Стоимость объекта списывается в течение календарного года, в котором он был приобретен (построен), ежеквартально равными частями (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). То есть если объект был введен в эксплуатацию:

  • в 1 кв. — списывается по 1/4 от стоимости объекта;
  • во 2 кв. — по 1/3 части от стоимости объекта;
  • в 3 кв. — по 1/2 части;
  • в 4 кв. — списание осуществляют единовременно.

В книге учета доходов и расходов (КУДиР) расходы отображаются последним днем отчетного квартала.

При этом объект ОС:

  • должен быть оплачен,
  • иметь корректно оформленную первичную документацию на приобретение,
  • использован в деятельности предприятия,
  • экономически целесообразен,
  • должен относиться к амортизируемому имуществу согласно гл. 25 НК РФ.

Пример

Объект куплен в январе за 400 000 руб. Тогда в последний день каждого квартала этого года в КУДиР следует списать по 100 000 руб. (400 000 / на 4 кв.). Если объект оплачен в 3 кв., то 30 сентября и 31 декабря отображается по 200 000 руб. То есть на конец года в налоговом учете погашается полная стоимость объекта ОС.

Если первоначальная стоимость актива не более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ), то всю сумму можно учесть в составе затрат в момент оплаты единовременно.

Если оплата имущества осуществляется частями, то и его стоимость в налоговом учете будет погашаться равными долями от оплаченных сумм.

Пример

В феврале компания ООО «Ригма» приобрела станок стоимостной оценкой 800 000 руб. Оплата производилась следующим образом:

  • 1 кв. — 300 000 руб.
  • 2 кв. — 210 000 руб.
  • 3 кв. — 100 000 руб.
  • 4 кв. — 90 000 руб.
  • 1 кв. следующего года — 100 000 руб.

В КУДиР расходы следует включать следующим образом:

Дата включения в КУДиР

Сумма, тыс. руб.

Расчет, тыс. руб.

Пояснения

31 марта

75

300 / 4 кв.

300 000 руб. равными долями принимаются в 1, 2, 3 и 4 кв.

30 июня

145

75 + 210 / 3 кв.

210 000 руб. будут приниматься во 2, 3 и 4 кв.

30 сентября

195

75 + 70 + 100 / 2 кв.

100 000 руб. учитываются в 3 и 4 кв.

31 декабря

285

75 + 70 + 50 + 90

90 000 принимаем в полном объеме в 4 кв.

В следующем году оставшиеся 100 000 руб. необходимо включать в расходы равными частями в каждом квартале по 25 000 руб. на 31.03, 30.06, 30.09, 31.12.

Если объект ОС был приобретен до перехода на УСН, остаточную стоимость по данным налогового учета на 31 декабря года перед переходом на УСН нужно списать равными долями в расходы следующим образом (подп. 3 ст. 346.16 НК РФ):

  • В течение календарного года, если срок предполагаемого использования не более 3 лет.
  • В течение 3 лет (50% — в 1 год, 30% — во 2 год, 20% — в 3 год), если срок предполагаемого использования свыше 3 и до 15 лет включительно.
  • В течение 10 лет, если срок превышает 15 лет.

Как отразить стоимость основных средств в КУДИР, можно узнать из Готового решения от справочно-правовой системы КонсультантПлюс. Оформите бесплатный демо-доступ и переходите к чтению.

Итоги

Начисление амортизации в бухучете при УСН «доходы минус расходы» осуществляется согласно нормам ФСБУ 6/2020. В налоговом учете стоимость объекта погашается равными частями в рамках одного календарного года, если он был приобретен во время применения УСН. Если организация купила ОС, находясь на ОСНО, а с начала года перешла на УСН, то остаточная стоимость актива по данным налогового учета на 31 декабря года перед переходом на УСН погашается по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
3 апреля 2024 12:38
Постоянная ссылка
Добрый день! ИП с работниками на УСН (15%)-нулевая и ПСН (грузоперевозки). В 2023 году продал авто за 1,5 млн. Пришло требование отразить доход в УСН. Деятельность на УСН не велась, патент на авто был. Сколько налога заплатит ИП? Можно ли учесть фиксир страховые взносы за себя в расходах в полном объеме? 50% страх взносов за работников были зачтены при патенте. Как можно снизить дохоы на сумму амортизации?
Ответить
9 августа 2022 08:11
Постоянная ссылка
Автотранспортное предприятие получила автобусы из бюджета .организация находиться на упрощенной системе налогооблажения доходы минус расходы. Можно включать амортизацию ОС в затраты
Ответить
10 августа 2022 14:59
Постоянная ссылка
Вы сейчас имеете в виду налоговый учет? Если да, то расходы по основным средствам учитываются несколько по другому, об этом читайте в этой статье НО! Чтобы расходы были признаны, их как минимум нужно понести и оплатить. А Вы, как я понимаю, автобусы не покупали и никаких затрат в связи с этим не несли, поэтому оснований для уменьшения налоговой базы у Вас в принципе не возникает.
Ответить
25 сентября 2021 13:44
Постоянная ссылка
Добрый день! Подскажите, у нас организация на ОСНо по договору купли-продажи выкупает у Департамента имущества нежилое помещение в многоэтажном жилом доме, находящееся в аренде у нашего юридического лица. Право собственности при регистрации установлено с ограничением. Сл следующего года мы хотим перейти на УСН 15%, как быть с амортизацией, которая еще не списана в расходы? или что делать с платежами ежемесячными по договору выкупа?
Ответить
27 сентября 2021 22:19
Постоянная ссылка
Обратитесь со своим вопросом на наш форум Его специалисты обязательно помогут вам.
Ответить
18 октября 2020 13:51
Постоянная ссылка
У физического лица в собственности 2 объекта недвижимости. Первый он приобрел в 2007 году, а второй в январе 2018 года, в рассрочку на 10 лет. В апреле 2018г. он регистрируется в качестве ип с объектом налогообложения Доходы 6% и сдает эти объекты в аренду. С января 2021 году ИП по своим причинам необходимо перейти на "Доходы - расходы". Можно ли каким-то образом учесть расходы на покупку ОС, используемых в предпринимательской деятельности?
Ответить
19 октября 2020 10:58
Постоянная ссылка
Думаю, что нет. ОС приобретены до перехода на УСН, налоговый учет по ним не велся, так как был в собственности физлица.
Ответить
16 июня 2020 08:16
Постоянная ссылка
Здравствуйте! Предприятие строило здание в течении длительного периода, находясь на УСН, ввелось в эксплуатацию в 2013 г и теперь равными долями учитывает при расходах для УСН 1/10 часть стоимости строительства ежегодно. Правильно ли это?
Ответить
16 июня 2020 09:22
Постоянная ссылка
Если мы говорим про налоговый учет, то откуда взялась 1/10 стоимости ежегодно? Разве не до конца текущего календарного года после введения в эксплуатацию нужно купленные и построенные основные средства учитывать в расходах согласно подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ?
Ответить
14 апреля 2020 19:45
Постоянная ссылка
Предприниматель на УСН (доходы-расходы) в конце прошлого года 25 декабря 2019г, купил помещение магазина за 3 мил.рублей. В этот же день оплатил и подал документы на гос . регистрацию. Как правильно взять в расходы сумму 3 мил. рублей. Нужно ли начислять амортизацию, т.к. использоваться помещение будет более трех лет. Можно ли часть расходов учесть в последнем квартале 2019г, а остальные перенести на следующий год 2020. Как правильно разделить сумму и взять в расходы?
Ответить
2 июня 2019 20:35
Постоянная ссылка
Организация находится на УСН (объект налогообложения - доходы,
уменьшенные на величину расходов). 27 марта был приобретен и оплачен
легковой автомобиль стоимостью 234 000 руб. Машина сразу введена в
эксплуатацию. Срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет (60 месяцев).
В декабре того же года автомобиль был продан за 180 000 руб. При перерасчете амортизация рассчитывалась линейным методом.
Стоимость автомобиля в течение года списывалась в расходы с учета
равными долями по 58 500 рублей руб. (234 000 руб. : 4 квартала).
В связи с продажей ОС ранее, чем через 3 года, следует провести перерасчет. За 3 квартала в расходах учтено 58 500 руб. х 3 кв. = 175 500 руб.
Приобретенный автомобиль введен в эксплуатацию 27 марта, соответственно, амортизацию по нему по правилам главы 25 НК РФ следует
рассчитать с апреля предыдущего года.
Ответить
8 июня 2017 17:14
Постоянная ссылка
Схема списания стоимости ОСа 1/4 1/3 1/2 применима только к ОСам,которые были приобретены до перехода на УСН. Если же ОСы были приобретены, когда компания уже перешла на УСН, то расходы признаются целиком в момент ввода ОСа в эксплуатацию. Согласно тому же пункту 3 статьи 346.16. НК РФ.
Ответить
26 марта 2019 20:55
Постоянная ссылка
При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. - в этом же пункте...
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Первые разъяснения чиновников о новых правилах-2025. Смотрите в нашем эксклюзивном материале.
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН