Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Порядок списания расходов будущих периодов (нюансы)

Списание расходов будущих периодов — процедура, результат которой способен повлиять на финансовое положение и финансовые результаты работы фирмы. О нюансах их списания и трудностях классификации расскажем в нашей статье.

Понятие будущих расходов и нюансы их признания и списания

Будущие расходы или, как принято их называть, расходы будущих периодов (РБП) — это затраты, осуществленные фирмой в прошлых и (или) текущем периодах и подлежащие списанию в последующие временные отрезки.

РБП являются объектом бухучета, хотя упоминание такого термина редко встречается в бухгалтерской и налоговой нормативке. К примеру, отсутствует оно в Налоговом кодексе, МСФО, законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете.

Как учитывать расходы будущих периодов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Исходя из определения, сформулированного законодателями в п. 65 положения по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34, произведенные в отчетном периоде затраты, относящиеся к последующим отчетным периодам, списываются по схеме, установленной для списания стоимости активов данного вида, в течение временного промежутка, к которому они относятся.

Классификация РБП и определение алгоритмов их списания — процедура, основанная на детальном знании законодательства и практическом опыте бухгалтера (финансового специалиста).

Отсутствие в законодательстве конкретного списка затрат, классифицируемых как РБП, порождает разнообразные подходы бухгалтеров разных фирм к отражению и списанию РБП в учете и отчетности.

Поскольку набор осуществляемых различными фирмами затрат зависит от специфики деятельности той или иной фирмы, нюансы признания РБП и алгоритм их учета могут отличаться. Эти особенности требуется предусмотреть посредством включения в учетную политику отдельного, посвященного этому вопросу раздела.

Приступая к процессу классификации РБП, следует руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:

  • положений по бухучету, содержащих прямое указание на признание РБП (ПБУ 2/2008, 14/2007).

ВАЖНО! С 2024 года ПБУ 14/2007 утратил свою силу, им руководствоваться уже не надо. Ему на смену пришел ФСБУ 14/2022. Подробнее о новом стандарте читайте в статье. 

  • ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (п. 19), устанавливающего применение в бухучете подхода, основанного на равномерном признании расходов.

Подробнее о затратах, попадающих в разряд РБП на основании указанных групп нормативных документов, пойдет речь в следующем разделе.

Трудности признания затрат и алгоритма их списания

Смело признавать будущими расходами (поскольку на это прямо указано в законодательстве) можно следующие затраты:

  • На подготовительные работы — осуществленные в связи с предстоящими проектами. Их списывают по мере признания выручки по договору (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденного приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н).
  • До 2024 года - в виде разового (фиксированного) платежа — за полученное фирмой право использования результатов интеллектуальной деятельности (или средств индивидуализации). Он признается в расходах на протяжении периода действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н). С 2024 года согласно ФСБУ 14/2022 неисключительные права и средства индивидуализации, если они не произведены собственными силами организации, относятся к НМА.  

В отношении остальных затрат, списание которых производится равномерно, классификация их в составе РБП требует от бухгалтера серьезного аналитического подхода.

Основная трудность при такой классификации — считать ли осуществленные затраты активом или признать расход? Помочь разобраться с этим может следующий алгоритм, помогающий классифицировать затраты в качестве актива:

  • выяснить, принесет ли данный актив фирме в будущем экономические выгоды;
  • определить степень его подконтрольности (наличие у фирмы права на получение в будущем денежных притоков от его использования, а также ограничение доступа к таким выгодам иных лиц).

При этом у фирмы вероятны будущие экономические выгоды, если есть возможность:

  • использовать актив в деятельности фирмы;
  • погасить им обязательство или обменять;
  • распределить актив между собственниками фирмы.

Если затраты не отвечают критериям актива, их признают расходами.

Правильная классификация поможет избежать ошибок в отражении РБП в финансовой отчетности, а также применить необходимый способ их списания.

Для прояснения этой непростой задачи чиновники Минфина России давали следующие разъяснения (письмо от 12.01.2012 № 07-02-06/5):

  • если понесенные фирмой затраты соответствуют условиям признания определенного актива, установленным бухгалтерской нормативкой, — эти затраты отражаются в балансе в составе этого актива (ОС, НМА, МПЗ) и списываются в порядке, установленном для списания стоимости этого актива;
  • в остальных случаях затраты отражаются в балансе как РБП и списываются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в соответствии с закрепленным в учетной политике алгоритмом.

Знакомьтесь с международными подходами к оценке активов с материалами нашего сайта:

Проводки по списанию расходов будущих периодов

После проведения процедуры классификации РБП их величина отражается в бухучете и постепенно списывается с использованием следующей корреспонденции счетов:

  • Дт 97 Кт 60 (76) — учтены затраты в составе РБП;
  • Дт 20 (25, 26, 44) Кт 97 — частичное списание РБП.

Важный нюанс при этом — период списания РБП. Если он не указан в договоре, его определяют самостоятельно с учетом закрепленного учетной политикой способа списания РБП. В качестве такого способа может использоваться:

  • алгоритм равномерного списания РБП в течение времени, установленного приказом руководителя фирмы;
  • способ списания РБП пропорционально доходам от реализации;
  • иные способы списания РБП.

О расходах будущих периодов в налоговом учете, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.  

Итоги

При классификации будущих расходов и выборе метода их списания требуется не только знание нюансов законодательства по данному вопросу, но и практический опыт, позволяющий бухгалтеру сформировать надлежащие выводы.

Алгоритм с названием «Списание расходов будущих периодов» закрепляется в учетной политике фирмы.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
22 марта 2024 08:01
Постоянная ссылка
Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, годовой доступ к сайту по просмотру резюме и размещению вакансий можно отнести на РБП или сразу списать в расходы?
Ответить
26 марта 2024 21:15
Постоянная ссылка
Вам документ сразу на всю сумму дали? Я сразу в расходы списываю. Может это, конечно, и неправильно, но были бы суммы существенные, я бы еще подумала, а ради небольших сумм вести счет 97, оно того не стоит...
Ответить
4 марта 2024 12:44
Постоянная ссылка
Неисключительная лицензия на пользование программой Rocketdata тариф Защита репутации. Сроком на 6 месяцев. Как учитывать, Спасибо
Ответить
4 марта 2024 22:27
Постоянная ссылка
У Вас срок маленький - меньше года, видимо, сразу на расходы. С 2024 г. неисключительные права тоже нужно относить к нематериальным активам согласно ФСБУ 14, об этом мы писали здесь. Однако по НМА есть критерий по сроку использования - больше года, об этом подробнее тут. Поэтому Вам остается отнести неисключительные права на расходы. Можно попробовать обратиться к участникам нашего форума - как они предложат вести учет в Вашей ситуации.
Ответить
22 февраля 2024 17:18
Постоянная ссылка
Добрый день!
В 2020 году расходы компании (РКО) ошибочно занесли в расходы будущих периодов. Как их теперь списать в БУ и НУ?
Ответить
25 февраля 2024 22:37
Постоянная ссылка
А Вы на какой период поставили списание расходов будущих периодов? Если например, в течение года они у Вас списались, то вообще можно мне кажется ничего не делать... И большая сумма ошибки? И это у Вас разовая ошибка была или Вы в течение года все эти расходы относили на расходы будущих периодов? Если у Вас убытков не было, то 2020 год в принципе можно не трогать. Или Вы вообще не списывали эти расходы будущих периодов? А то Вы спрашиваете про бух учет, а по сути-то они должны были равномерно списываться.
Ответить
26 декабря 2023 11:25
Постоянная ссылка

Добрый день!
Подскажите пожалуйста, у компании на счете 97 числятся подписки на различные ресурсы (Adobe, ПО "Турбо Х" и т.п.). В соответствии с введенным в действие ФСБУ 14/2022, где следует вести учет данных видов активов и что с ними делать?

Ответить
15 декабря 2023 04:07
Постоянная ссылка
Добрый день. Подскажите пожалуйста, если ранее КАСКО (лизинг) мы учитывали на 97.21 счете, то сейчас какой будет счет затрат? 76.01.9?
Ответить
18 декабря 2023 22:51
Постоянная ссылка
Да, советуют использовать счет 76.1, в программе - это будет 76.01.9.
Ответить
29 ноября 2023 15:58
Постоянная ссылка
Добрый день!
РБП с 0 остаточной суммой нужно показывать в акте инвентаризации? И в целом нужно ли их держать на счете 97?
Ответить
30 ноября 2023 10:46
Постоянная ссылка
Так они же списываются... Мы же указываем периоды: начальный и конечный. Как они у вас вылезают с нулевой остаточной суммой?
Ответить
2 ноября 2022 11:46
Постоянная ссылка
Добрый день. Фирма приобрела складскую программу и лицензии к ней сроком на 3 года. Учет осуществлялся на счете 97 РБП. Срок истек, но компания продолжает пользоваться данной программой.
Должна ли компания восстановить списанные затраты?
Ответить
2 ноября 2022 15:27
Постоянная ссылка
Почему Вы хотите восстановить списанные затраты? Вы по основным средствам тоже восстанавливаете амортизацию, если продолжаете пользоваться ими свыше установленного срока? Наверное нет... Как мне кажется, по затратам вопросов быть не должно, а вот лицензию необходимо наверное или продлевать или еще что-то делать.
На всякий случай Вы можете уточнить мнение других специалистов на нашем форуме
Ответить
9 сентября 2022 08:49
Постоянная ссылка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли расходы на запуск фирмы по оказанию услуг (покупку ОС, расходных материалов, ЗП) отнести к РБП? И как после запуска предприятия их правильно списать ( сразу или в течении какого то периода (например: года)? Какие проводки сделать в бухгалтерском учете?
Ответить
11 сентября 2022 12:42
Постоянная ссылка
Вообще конечно, зарплат (кого?), расходные материалы не относятся к расходам будущих периодов, это все текущие расходы. Стоимость основных средств вообще не списывается единовременно. Вы ее в общих случаях списываете посредством амортизации. Кстати, еще хотелось бы понять: Вас больше интересует налоговый учет или бухгалтерский. До конца года время еще есть и вполне возможно, что Вы найдете покупателей, от которых Вам начнут поступать доходы в виде выручки и Вы сможете эти доходы уменьшить на величину произведенных расходов.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН