Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

В каком удостоверяющем центре можно получить ЭЦП?

В удостоверяющем центре можно получить ЭЦП. А где найти перечень аккредитованных удостоверяющих центров и как удостоверяющему центру пройти аккредитацию? Ответы на эти и другие вопросы узнайте в материале.

Удостоверяющие центры для получения ЭЦП

С развитием современных технологий электронный документооборот набирает все большую популярность. Для придания электронным документам юридической значимости их следует заверять электронной цифровой подписью (ЭЦП).

ЭЦП — аналог собственноручной подписи, полученный при помощи криптографического преобразователя информации.

ЭЦП бывает 2 видов: простая и усиленная.

Как выбрать ЭЦП юрлицу, читайте в статье «Какая ЭЦП подходит для использования юридическим лицом?».

Простая ЭЦП состоит из набора символов и паролей. Ярким примером использования такой подписи служит онлайн-банк. В данном случае ввод логина и пароля в форму входа в сервис, а также пароль, полученный на телефон в качестве подтверждения операции, являются простой электронной подписью.

Усиленная подпись бывает 2 видов: неквалифицированная и квалифицированная.

Неквалифицированная ЭЦП позволяет установить авторство, а также выявить наличие исправлений документа после его подписания. При этом в большинстве случаев такая подпись выдается с USB-носителем сертификата ключа проверки ЭЦП.

Квалифицированная ЭЦП обладает всеми свойствами неквалифицированного аналога, но сертификат ключа проверки ЭЦП — обязательный атрибут квалифицированной подписи, который выдается только в аккредитованном УЦ. При этом токен (съемный носитель электронного сертификата), а также сопутствующее программное обеспечение сертифицирует ФСБ РФ.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени компании (ИП) можно оформить бесплатно, но только  в ФНС. Обычные физлица вправе обращаться в любые аккредитованные коммерческие УЦ.

Узнайте больше о видах удостоверяющих центров и порядке их аккредитации из экспертной публикации, размещенной в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно. 

О получении сертификата ЭЦП читайте в статье «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи».

Получить  сертификат в большинстве случаев можно, обратившись в удостоверяющий центр ЭЦП (УЦ). При этом, удостоверяющие центры, генерирующие квалифицированную ЭЦП, должны пройти аккредитацию в установленном порядке.

Какие есть УЦ?

Электронные подписи оформляют удостоверяющие центры (ч. 1 ст. 15 Закона № 63-ФЗ):

  • при государственных ведомствах — ФНС России, Казначейства, Банка России;
  • коммерческие — аккредитуемые Минцифры.

Налоговая служба реализует функции УЦ в соответствии с приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@. Казначейство — действуя по приказу от 15.06.2021 № 21н. Банк России — по приказу от 10.12.2021 № ОД-2434.

Рассмотрим подробнее порядок аккредитации коммерческих УЦ.

Головной УЦ Минцифры

Минцифры России - головной удостоверяющий центр (ГУЦ), выполняющий свои функции на основании постановления Правительства РФ «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи» от 28.11.2011 № 976. Ознакомиться с алгоритмом работы и распорядительными документами ГУЦ, увидеть перечень удостоверяющих центров, список выданных сертификатов, а также узнать реквизиты ведомства можно на официальном сайте: e-trust.gosuslugi.ru.

Важно! С перечнем аккредитованных УЦ также можно ознакомиться на сайте Минцифры.

Перечень документов для оформления аккредитации

Чтобы получить аккредитацию в Минцифры, представителю УЦ следует направить в адрес ведомства заявление на получение свидетельства об аккредитации и пакет необходимых документов, в числе которых (ч. 4 ст. 16 Закона № 63-ФЗ):

  • заявление;
  • документы, подтверждающие соответствие УЦ требованиям, приведенным в ч. 3, 3.1 ст. 16 Закона № 63-ФЗ.

Основные из соответствующих требований:

  1. По ч. 3 ст. 16 закона:
  • минимальный размер собственных средств (капитала) — не менее 2 млрд. рублей (1 млрд., если у центра есть филиалы представительства не менее, чем в 75% регионов РФ);
  • наличие лицензии на разработку, производство, распространение криптографических средств;
  • наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам — в сумме не менее 100 млн. рублей, и 500 тыс. рублей за каждое место ведения лицензируемой деятельности, если количество таких мест превышает 10 (но не более 200 млн. рублей);
  • наличие в штате не менее двух работников, непосредственно участвующих в создании и выдаче сертификатов ЭЦП и имеющих необходимую квалификацию;
  • соответствие требованиям к деловой репутации руководителей и учредителей (утвержденных Правительственной комиссией в протоколе от 27.04.2021 № 1);
  • отсутствие факта досрочного прекращения ранее выданной аккредитации в течение 3 лет до подачи текущего заявления.
  1. По ч. 3.1 ст. 16 закона:
  • наличие финансового обеспечения ответственности за убытки в связи с компрометацией, несанкционированным использованием ключей ЭЦП, которые будут храниться в удостоверяющем центре — не менее 200 млн. рублей (а также 500 тыс. рублей за каждое место ведения лицензируемой деятельности, если их более 10, но не более 300 млн. рублей);
  • наличие в собственности технических средств, обеспечивающих хранение ключей ЭЦП, аутентификацию владельцев сертификатов. 

Документы могут быть предоставлены в Минцифры лично,  по почте или направлены через Госуслуги (п. 22 Административного регламента, утвержденного приказом Минцифры России от 29.10.2020 № 559).

Страхование ответственности УЦ

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона № 63-ФЗ, удостоверяющий центр несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору оказания услуг или же предусмотренных законом.

В свою очередь, финансовое обеспечение (подтверждаемое в приведенной выше документации на получение аккредитации) устанавливается в отношении ответственности УЦ за убытки, причиненные третьим лицам вледствие доверия к информации, указанной в сертификате ключа ЭЦП (п. 2 ч. 3 ст. 16 Закона № 63-ФЗ).

Отметим, что убытки, причиненные третьим лицам УЦ, учрежденного Федеральной нотариальной палатой, покрываются в том числе средствами данного государственного учреждения — в порядке солидарной ответственности, на сумму не более 1 млрд. рублей (ч. 3.2 ст. 16 Закона № 63-ФЗ). 

Как УЦ получает аккредитацию

Заявление на аккредитацию удостоверяющих центров электронной подписи рассматривается в 30-дневный срок, в течение которого регулятор принимает решение о признании УЦ соответствующим требованиям по ч. 3 и 3.1 ст. 16 Закона № 63-ФЗ.

Если решение положительное, то Минцифры в течение 10 дней направляет заключение в правительственную комиссию, уполномоченную на принятие решений об аккредитации в УЦ (ч. 5.1 ст. 16 Закона № 63-ФЗ). Комиссия, действуя на основании Положения, утвержденного постановлением от 15.12.2020 № 2109, в течение 20 рабочих дней принимает решение об аккредитации УЦ. Но может и отказать в ней (учитывая, в частности, требования п. 4.1 ч. 3 ст. 16 Закона № 63-ФЗ о деловой репутации руководителей и учредителей удостоверяющего центра).

Если комиссия аккредитовала УЦ, то она уведомляет его об этом в течение 5 календарных дней (ч. 5.3 ст. 16 Закона № 63-ФЗ). 

Список удостоверяющих центров, имеющих право выдавать электронную цифровую подпись

Головной удостоверяющий центр Минцифры ведет:

  1. Реестр аккредитованных удостоверяющих центров, который содержит названия и адреса УЦ.
  2. Реестр удостоверяющих центров с аннулированной аккредитацией.
  3. Перечень выданных и аннулированных ГУЦ квалифицированных сертификатов.
  4. Список удостоверяющих центров с приостановленной аккредитацией.
  5. Перечень удостоверяющих центров ЭЦП, деятельность которых прекращена.

На каком ресурсе публикуется реестр УЦ (единый сайт)

Список аккредитованных удостоверяющих центров Минцифры, а также все вышеперечисленные перечни ГУЦ размещает на едином портале уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи по адресу https://e-trust.gosuslugi.ru.

Регламент работы УЦ (договор присоединения к формуляру): пример

Аккредитованные удостоверяющие центры ЭЦП разрабатывают свой регламент работы самостоятельно на основании действующего законодательства. Регламент является договором присоединения, то есть условия договора определены законодательством и Минцифры, и абонент соглашается с данными положениями путем присоединения к формуляру (ст. 428 ГК РФ).

Например, регламент УЦ может содержать (на примере регламента УЦ «Тензор», представленного здесь):

  1. Общие положения.
  2. Перечень услуг УЦ.
  3. Права и обязанности УЦ.
  4. Права и обязанности владельцев сертификатов ЭЦП.
  5. Порядок и сроки выполнения процедур, необходимых для предоставления услуг УЦ.
  6. Порядок исполнения обязанностей УЦ.
  7. Архивное хранение информации и сведений УЦ.
  8. Ответственность.
  9. Перечень приложений.

Ознакомьтесь с примером формы договора с удостоверяющим центром, которая размещена в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно. 

Итоги

ЭЦП можно получить в  аккредитованном удостоверяющем центре (ИП и организации  в УЦ ФНС, физлица — в любом коммерческом УЦ). Список аккредитованных удостоверяющих центров ЭЦП публикует Минцифры -головной удостоверяющий центр. Перечень удостоверяющих центров, аккредитованных Минцифры России, можно скачать на едином сайте ведомства по адресу: e-rust.gosuslugi.ru.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить