Как получить сертификат проверки ЭЦП
Электронный обмен документами между компаниями и госструктурами набирает все больший оборот, поскольку значительно сокращает время передачи документации. Для придания юридической значимости передаваемой информации стороны электронного документооборота (ЭДО) подписывают файлы своими электронно-цифровыми подписями (ЭЦП). Документ, заверенный ЭЦП, приравнен к бумажному носителю, завизированному уполномоченным лицом. Регламентирует процедуру получения и использования ЭЦП закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ, который предусматривает следующие виды ЭЦП: простую и усиленную.
Алгоритм получения простой ЭЦП см. в материале «Как сделать простую электронную подпись?».
Усиленная подпись, в свою очередь, может быть неквалифицированной и квалифицированной.
В чем их отличие, узнайте из статьи «Чем отличаются два основных типа электронных подписей?».
Чтобы начать пользоваться усиленной ЭЦП, нужно получить сертификат электронной подписи (точнее — ключа проверки ЭЦП) в удостоверяющем центре (УЦ), аккредитованном Минкомсвязи РФ. Как правило, сертификат записывается на специальный USB-накопитель, который является его хранилищем. Однако может выдаваться и на бумажном носителе.
ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени компании можно оформить бесплатно, но только в ФНС. На новый порядок можно перейти досрочно с 01.07.2021. Параллельно до конца 2021 года действует прежний порядок выдачи подписей юрлицам в коммерческих удостоверяющих центрах (но только в тех, которые прошли аккредитацию в 2021 году). ЭЦП, полученные в аккредитованных центрах действительны до окончания срока действия. Квалифицированные сертификаты удостоверяющих центров, не прошедших аккредитацию в 2021 году, действительны до 31.12.2021 (если аккредитация или срок действия сертификата не кончились раньше). С 1 июля 2021 г. такие удостоверяющие центры не могут выдавать сертификаты ключа проверки.
Подробнее о новшествах, действующих с июля 2021 года, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Для получения сертификата физлицам необходимо предоставить в УЦ пакет документов:
- Копию паспорта владельца ЭЦП.
- Копии СНИЛС и ИНН.
- Заявление о получении сертификата ключа проверки ЭЦП.
Юрлица и ИП представляют:
- Свидетельство ИНН.
- Выписку ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
- Документ, подтверждающий право лица действовать от имени хозсубъекта (приказ о назначении директора на должность, доверенность на право подписи юридически значимых документов).
- Если сертификат получает уполномоченный представитель, то ему необходимо представить доверенность на право получения сертификата ЭЦП, заверенную печатью предприятия и подписями руководителя и владельца сертификата (если это разные лица).
- Иные документы (список следует уточнить в УЦ).
УЦ также выдают и неквалифицированные сертификаты, которые используются для подписания документов при участии в электронных торгах.
Получение ЭЦП для электронного взаимодействия с ФНС
Для отправки электронных документов в ФНС налогоплательщику — юрлицу или ИП — следует использовать усиленную квалифицированную ЭЦП. Алгоритм получения сертификата ключа проверки описан в предыдущем разделе.
Налоговикам помимо вышеописанных бумаг нужно предоставить заявление по форме, скачать которую вы можете, кликнув по картинке ниже:

Юрлица и ИП могут оформить ЭЦП в режиме онлайн через личный кабинет налогоплательщика.
Для этого нужно перейти в раздел «Жизненные ситуации» и найти ссылку «Получить квалифицированную электронную подпись»
Система автоматически заполнит заявление на оформление ЭЦП, подтянув данные из кабинета налогоплательщика. Проверив все сведения, нужно кликнут на кнопку «Отправить».
Для физлиц с 01.07.2015 реализована возможность обмена электронными документами с ФНС через личный кабинет налогоплательщика. При этом все файлы, направляемые физлицом, должны быть заверены неквалифицированной ЭЦП (п.2 ст.11.2 НК РФ). Сертификат неквалифицированной подписи можно бесплатно установить из личного кабинета в разделе «Профиль» по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи». Сертификат действует 1 год, по истечении которого нужно сформировать новый документ по описанной выше схеме.
Итоги
Получение сертификата ключа проверки ЭЦП осуществляется в аккредитованном удостоверяющем центре, а с 2022 года в ФНС. Для обмена электронными документами с ФНС можно получить сертификат в личном кабинете налогоплательщика.