Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

9 пунктов от налоговой по безопасной работе с самозанятыми

Подмена трудовых отношений самозанятостью — это риски. Про признаки подмены мы подробно рассказывали здесь.

Инструкцию по грамотной организации работы с НПДшниками из 9 пунктов предлагает УФНС. Вот что необходимо сделать:

  1. Проверить регистрацию исполнителя в статусе самозанятого. Можно использовать специальный сервис ФНС.
  2. Проверить, не был ли самозанятый штатным сотрудником вашей организации. Запрещено сотрудничать со своими бывшими работниками, пока не пройдет два года с момента увольнения.
  3. Привлекать самозанятых для выполнения отдельных работ. Заказчик ставит самозанятому конкретную задачу, сроки и оплачивает результат. Исполнителя нельзя обязать делать то, что не предусмотрено гражданско-правовым договором.
  4. Составить правильный договор — договор ГПХ, предметом которого выступает конкретная задача с конечным результатом, после чего заказчик оплачивает работу.
    Подробнее о том, как оформить договор с самозанятым лицом и указывать ли этот статус в договоре, а также как подтвердить обоснованность неудержания у него НДФЛ и неначисления страховых взносов, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ бесплатный. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.
  5. Включить в договор обязанности самозанятого сообщать об утрате статуса и своевременно передавать чек после получения оплаты. Это позволит перенести ответственность за неожиданную утрату исполнителем статуса самозанятого.
  6. Правильно оформлять платежи по договору.
  7. Требовать чек от самозанятого. Чек — обязательный документ при работе в статусе самозанятого. Он подтверждает, что исполнитель получил оплату от заказчика за сделанную работу. В чеках указываются реквизиты, которые в полной мере позволяют идентифицировать оказанные услуги (ч. 6 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). На основании этого документа компания может учесть вознаграждение в расходах и доказать, что деньги получены самозанятым, а акт выполненных работ может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей налогового учета расходов покупателя. Если в чеке указаны реквизиты акта выполненных работ, считается, что такой документ в полной мере позволяет идентифицировать услуги, то есть требования закона можно считать выполненными (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.04.2024 по делу № А31-6083/2022).
  8. Контролировать состояние чеков, то есть следить чтобы исполнитель тайком не воспользовался функцией аннулирования. Проверять актуальный статус чека можно по ID.
  9. Если есть возможность, наладить удаленную работу. Если самозанятые инфраструктурно зависимы от заказчика (пользуются чужими ПК, работают в офисе и т. д.), то у налогового органа возникнут вопросы.

Учитывайте, что претензии к самозанятости могут предъявить не только налоговые органы и ГИТ, но и сами физлица, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы договор был признан трудовым. В этом случае с работодателя будут взысканы денежные средства в счет оплаты отпуска, возмещения морального вреда, а также в качестве страховых взносов для обеспечения пенсионных прав работника.

С наиболее яркими спорами о переквалификации договоров с самозанятыми в трудовые 2024-2025 гг. можно ознакомиться в обзоре от КонсультантПлюс. Пробный доступ бесплатный. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

Добавить в закладки
Вам помогла эта статья?
Да
Нет
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН